Церковь Илии Пророка в Юрьево

Зодчие из Устюга Никита Горынцев и его сын Данила с артелью каменщиков с 1767 года по 1774 год работают в селе Юрьево. Выстроенный ими здесь храм Илии Пророка органично вписался в окружающий ландшафт. Стройная вертикаль колокольни видна издали; она словно парит над простором реки Моломы, с берега которой раскрывается множество видовых перспектив. Монументальность и величественность этого храма подчёркнута уходящим почти от самой подошвы церкви обрывом. Храм, состоящий из трёх разновременных частей, принадлежит к трапезному типу, когда по одной оси строили собственно храм, трапезную и колокольню. Даже не зная о более позднем времени сооружения колокольни и перестройке трапезы, без труда можно определить старую часть здания, возведённую этими двумя архитекторами.
Ярусный объём холодного храма по декоративной насыщенности убранства и скульптурности форм архитектурного орнамента созвучен Никольскому храму соседнего села Истобенское. Юрьевский храм одноэтажный, его венчают два световых последовательно уменьшающихся восьмерика, что становится классической чертой для всей вятской архитектуры середины ХVIII века. Несколько приземистые ярусы завершения Ильинской церкви придают размеренный ритм убыванию объёмов барабанов по величине. Декоративные мотивы, сливаясь в праздничную симфонию, рождают приподнято-радостный образ, исполненный народной жизнерадостности, далёкой от церковно-схоластического мировоззрения. Над наличниками окон, вписанных в архивольты верхнего яруса храма, располагаются виртуозно выложенные из фигурного кирпича остроугольные «бровки», дополненные деталью, по рисунку напоминающей «метёлку». «Бровки» иного типа, с вписанной в них пышной розеткой, завершают композицию алтаря и нижнего яруса. По-своему, с позиции народного «узорочья» трактует зодчий элементы классической архитектуры. «Коринфские» капители трёхчетвертных колонн выполнены из своеобразно выступающих тычком отдельных фасонных кирпичей с расположенной выше плиточкой и волютообразным подобием «иоников». Подобная трактовка ордерных форм близка стилистике «нарышкинского барокко». Это свидетельствует о живучести древнерусских традиций и их дальнейшем развитии в самобытных, зачастую наивных, но всегда выразительных и колоритных формах вятского народного зодчества.
На 1912 год храм упоминается как Ильинская церковь с приделами. В архивных документах путаница, храм благословили освятить в честь Рождества Христова, а по факту главный придел в честь Илии пророка и придел в честь великомученика Пантелеимона. Документов о том, когда и почему так произошло, не обнаружено. В 1930-х годах закрыта, в середине 1940-х годах возвращена верующим, в 1963 году вновь закрыта. Снова открыта в начале 1990-х годов и до настоящего времени действует. В XX веке главный придел храма освящен в честь пророка Божия Илии, ныне недействующий, левый — иконы Божией Матери Смоленской, правый — великомученика и страстотерпца Пантелеимона целителя. 24 июня 2017 придел в честь Смоленской иконы Божией Матери переосвящен в честь чудотворной иконы Божией Матери «Достойно есть».

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?