Церковь Илии Пророка в Утманово

Кирпичная, двухэтажная, шестипридельная церковь в плане имеет форму креста с удлиненным западным рукавом, по типологической принадлежности относится к центричным, бесстолпным храмам с ярусным завершением. Здание церкви сооружалось за два строительных периода, первоначально, в 1800—1818 годах, были построены четверик, являющийся теперь центральным ядром храма, и отдельно стоящая колокольня. Затем, в 1870-е годы, церковь была значительно расширена за счет обстройки четверика равновеликими двухъярусными объемами в полную высоту здания. Дополнительно конфигурация плана усложнилась небольшими квадратными выступами, заполнившими углы креста с внешней стороны. Возможно, в эти же годы или позднее колокольня была соединена с храмом крытым притвором, а ее нижний ярус усилен по углам мощными контрфорсами. Тогда же к северной стене трапезной пристроили галерею в один ярус, нарушившую правильность крестовой композиции церкви.
Силуэт церкви формирует световой барабан, увенчанный луковичной главкой с перехватом на граненой шейке. Это изящное завершение — наследие первого этапа строительства храма — дисгармонирует с тяжеловесными формами основного объема. Такое несоответствие уравновешивалось прежде четырьмя малыми главами аналогичного вида, стоявшими по углам над диагональными ячейками плана. Их утрата нарушила пропорциональную выверенность фасадов памятника.
Не назовешь стройным и массивный столп колокольни, состоящий из трех четвериков и восьмигранного яруса звона, который оканчивался высоким шпилем с характерным уширением в основании. Нижний ярус колокольни использовался как рундук с трехсторонним лестничным всходом и широким маршем, ведущим в помещения верхнего храма.
Объемно-пространственное построение и организация архитектурной обработки фасадов представляет собой слияние канонических принципов классицизма, скорректированных влиянием эклектики и традиций региональной школы культового зодчества. Рустованные плоскости стен нижнего яруса тектонически воспринимаются как цокольный этаж здания. Над этим основанием высится несоизмеримо более вытянутый второй ярус, взявший на себя главную декоративную нагрузку. Преобладает мотив строенных высоких окон, объединенных трехлопастным фигурным кокошником. Вся композиция вписана в профилированную арку и помещена на фасады приделов и алтаря. Ритм вертикальных линий поддерживают крупные лопатки с преувеличенно широкими бороздками каннелюр, продолговатые арочные проемы угловых вставок, заключенные в «пилястровые портики» оригинальных наличников. Стены по периметру связывает антаблемент со стилизованными кронштейнами и крестами во фризе. Свободные плоскости заполнены круглыми и прямоугольными нишами с кирпичными «ромашками».
Помещения нижнего храма перекрыты кирпичными сводами. Летняя церковь, где сохранились фрагменты масляной настенной живописи конца XIX века, имела деревянные перекрытия над приделами и апсидой, сгоревшие при пожаре в 1991 году. В настоящее время памятник не используется, его техническое состояние крайне неудовлетворительное.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?