Церковь Илии Пророка в Смолинском

Смолинское село расположено по обоим берегам реки Исети, в 77 верстах от Екатеринбурга. Недалеко от села, в восточном направлении, находятся известные в Пермском крае «Смолинские пещеры», подземные, на глубине 45 саж. В одной из пещер находится деревянный крест, в другой — келья с иконою св. Николая чудотв., деревянною дверью и потолком, в третьей — ключ с водою. Время и способ образования этих пещер неизвестны. В 1850-1855 годах здесь заводился мужской скит, но полиция разогнала его обитателей. В 1880-х годах здесь проживали целый месяц неизвестные люди, а в 1893-1894 годах их сменили другие, похожие на иноков с длинно отпущенными волосами, в подрясниках с кожаными поясами. Когда все обитатели разошлись, здесь водворился один екатеринбургский мещанин Петр Павлович Зырянов, навещаемый по временам странниками.
Время основания дер. Смолиной и причина ее наименования документально неизвестны, только на основании устной молвы, подтверждаемой распространенностью фамилии Смолиных, можно сказать, «что деревня эта названа так по фамилии первожителя ее Смолина, а вероятнее всего – от соснового смолистого леса».
Приход Смолинский состоит из села и деревень: Ключи, Векленишева и Перебор. Население Смоленского прихода – государственные крестьяне, русские, православные, 1421 душа муж. пола. По неплодородию почвы и недостаточности подушного надела земли они, отчасти, занимаются земледелием, а больше другими промыслами: работают на крупчатных и раструсных мельницах, нанимаются в услужение в г. Екатеринбург и др. места, перевозят хлеб на мельницы и с оных в Екатеринбург, торгуют перекупным хлебом, ячневой крупою, колесами и колесными ободьями.
Первый в селе Смолинском храм был построен во второй половине XVII века на основании следующей грамоты: «1765 году февраля 23 дня Смиренный Павел православный митрополит Тобольский и Сибирский дал грамоту духовного правления Екатеринбургскому закащику пречестному протопресвитору Федору Кочневу в виду просьбы крестьян Покровского, Щербаковского и Истокского приходов, сделать заложение в деревне Смолиной деревянного храма во имя пророка Илии на месте удобном по образцу других церквей».
В 1770 году июля 5 дня, по благословению Варлаама, епископа Тобольского и Сибирского, храм сей был освящен тем же протопресвитером Кочневым. В 1822 году этот храм сильно пострадал от пожара, был капитально отремонтирован и, по благословению Иустина, епископа Пермского и Екатеринбургского, присутствующим Екатеринбургского духовного правления иереем Иоанном Сильвестровым освящен. В 1823 году тем же епископом Иустином дана грамота на заложение нового каменного холодного храма во имя пророка Илии с двумя теплыми приделами: правым – в честь Воздвижения Креста Господня и левым – во имя св. вмч. Димитрия Солунского. Но когда фактически заложен и окончен постройкою этот храм, неизвестно. Пророко-Ильинский престол освящен по грамоте преосв. Аркадия, епископа Пермского, от 11 июня 1847 года на имя священника Матфея Попова, левый Димитриевский придел освящен по грамоте преосв. Ионы, епископа Екатеринбургского – викария Пермского, тем же священником М. Поповым в 1857 году, а когда освящен и по чьему благословению Крестовоздвиженский придел, определить точно нельзя за неимением данных. Можно только с вероятностью сказать, что освящение сего придела совершилось в 1838 году или ранее этого года.
В 1875-1880 годах старые иконостасы в придельных храмах на средства прихожан заменены новыми, а в 1887-1893 годах прихожанами обновлен иконостас холодного храма и стены его украшены живописью. В 1895 году все здание храма снаружи и внутренние стены оштукатурены и выбелены. В 1899 году вызолочены пять старых крестов с главами на храме и пять вновь сделанных железных крестов с главами на вратах церковной ограды. В 1900 году храм и ограда вновь подштукатурены и побелены, крыша храма и переплавленные решетки ограды покрыты малахитом, внутри в приделах – панели окрашены масляною краскою, а стены побелены известью.
Между храмовыми иконами особенно почитается прихожанами и окрестными жителями деревянный крест, находящийся в настоящее время в Крестовоздвиженском приделе. По преданию, этот крест сделан из сосны, крестообразно выросшей на месте, где ныне, в Заречной части села, находится часовня при чудном колодце, водою которого пользуются многие в различных болезнях. В одно время часовня эта и колодец были в запустении, но пожар, истребивший кругом часовни все, а сохранивший только ее, обратил на нее взоры православных, и с тех пор ежегодно в день Воздвижения бывает к той часовне при многочисленном стечении народа крестный ход «в преднесении самородного креста» для совершения молебна и освящения волы в колодце.
В Смолинском приходе имеются еще часовни в дер. Перебор во имя св. Стефана, епископа Пермского, в селе – на месте бывшего деревянного храма во имя Владимирской иконы Божией Матери и при Смолинских пещерах, где молятся с совершением крестных ходов 23 апреля и 6 августа. На содержание храма получается ежегодного дохода от церковных лавок до 19 руб. В дер. Перебор с 1892 года существует школа грамоты в наемном помещении.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?