Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Шолге

Небольшой каменный храм, одиноко поставленный на возвышенном левом берегу р. Юг из расчета на обозреваемость с дальних точек, полностью скрыт зеленью разросшейся кладбищенской рощи. В основу объемно-планировочного построения памятника положены план и фасад «церкви на собственную дачу Его Императорского Величества» из IV альбома проектов архитектора К.А. Тона.
Формы и декор церкви эклектичны. Двусветный четверик, увенчанный традиционным пятиглавием, построен по типу бесстолпных храмов. Основной объем на уровне нижнего света дополняют трехчастная апсида сложного 9-гранного очертания с трапециевидным выступом посредине и узкий нартекс, соединяющийся с притвором, который устроен в помещении нижнего яруса колокольни. Двухъярусная звонница, тесно прижатая к западной стене церкви, одной высоты с храмом. Крыльцо, имевшее вид портика на двух столбах, не сохранилось. Выразителен силуэт памятника, включающий низкий шатер колокольни с оригинальным навершием в виде многогранного «бочёнка» со сплющенной главкой и высокие декоративные барабаны с крупными главами. Общий для завершения стен всех частей здания щипцовый мотив с разным уклоном скатов и ажурные кованые кресты дополняют композицию церкви.
Северный и южный фасады четверика делятся на три прясла уступчатыми пилястрами с незначительным выносом более широкой центральной части. Здесь помещаются в два яруса арочные окна, объединенные общим наличником двухобломного профиля. Нижние проемы дополнительно очерчены перспективно заглубленными арками и тремя ширинками. Декорируют фасады аркатурные пояски барабанов, арочные пролеты звонов с сухариками по линиям архивольтов, скромные тяги карнизов и угловые лопатки.
К особенностям планировочного и конструктивного решения следует отнести утолщения угловых участков четверика, что позволило сосредоточить на них нагрузку от малых глав, принять распор от глухого 8-лоткового свода и разгрузить стены, сделав их достаточно тонкими. В толщу западных пилонов очей рационально были встроены две голландские печи. Пространство алтаря, включающее открытые заоваленные помещения жертвенника диаконника, перекрыто конхами, переходящи ми в лотки. Над притвором и нартексом своди цилиндрические.
Памятник представляет собой несомненный интерес как единственная в районе культовая по стройка подобного типа с нестандартным объемно-планировочным решением.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?