Церковь Иконы Божией Матери Донская в Донской Слободе.
Донское кладбище находилось на территории Донской слободы — поселка, образовавшегося вокруг Донской церкви в XVII столетии. А первое упоминание о Донской церкви сделано было в летописце Николо-Мельницкой церкви в записи от 16 июля 1699 года. В нем речь идет о священниках «пресвятой Богородицы Донской» «села Бутырок».
Ярославские Бутырки возникли не позднее XVI века, одновременно с заселением закоторосльной части города. Бутырская слобода находилась южнее Толчковской слободы. Бутырками в старину называли пригороды, селения, отделенные от города полем, куда выселяли заключенных и прочих неугодных. На гравюрах А. Ростовцева «Вид Ярославской Большой мануфактуры» и «Вид города Ярославля» 1731 года Бутырки изображены непосредственно за забором полотняной Мануфактуры Затрапезновых. На территории бывшей слободы до сих пор есть 1, 2, 3-й Бутырские переулки, 2-й Бутырский тупик, улица 2-я Бутырская, а также улица Подбутырская и Подбутырский переулок. Позже рядом с Бутырской слободой возникает Донская.
По мнению И.И. Баршевской, кладбище возникло тогда же, что и слобода, в XVII в. Имело двойной статус, т.е. было и городским и сельским. Позже, от Донской церкви кладбище отодвинулось в сторону деревни Новодуховской, поэтому сегодня и кажется, что эти два объекта не связаны. А еще в 1896 г. в книге «Ярославская Большая мануфактура» говорилось, что Донская церковь состоит при кладбище. Т.е. площадь кладбища была значительно больше, чем сегодня и граница проходила по современной улице Овинной.
Донская слобода, Донское кладбище, Донская церковь. Почему такие названия появляются в месте столь далеком от Дона? С чем связано возникновение такого топонима? Высказывалось несколько предположений.
Свое название Донская слобода, скорее всего, получила по названию церкви, которая находилась на ее территории. А Донская церковь была освящена во имя иконы Донской Божьей матери. По Донской церкви называли и находившееся рядом с ней кладбище. И.И. Барщевская высказала еще одну точку зрения: название Донского храма, как и Донской слободы, Донского кладбища объясняется якобы жившими здесь когда — то переселенцами с Дона — донскими казаками.
Донская церковь и Донская часовня
Донская церковь располагалась на территории Донской слободы. Первое упоминание о церкви относится к 1699 году. Сделано оно было в летописце Николо-Мельницкой церкви: в записи от 16 июля 1699 года о кончине посадского человека Иоанна Федосеева, в погребении которого принимали участие священнослужители большинства закоторосльных храмов, в том числе, значатся «села Бутырок церкви пресвятой Богородицы Донской» иерей Иоанн Феодоров и дьякон Андрей Петров».
Ярославские Бутырки возникли не позднее XVI века. Скорее всего, одновременно была там построена и первая деревянная церковь, но в переписных книгах Ярославля XVII века ни слобода, ни храм не упоминались, ибо находились за городской чертой.
Позже, в 1741 (по другим источникам в 1747) году была уже возведена каменная церковь. Деревни Творогово, Зверинец, Титовская, Ильцино, Полянки, входившие в приход, в то время принадлежали Спасскому монастырю, а находилась Донская церковь в непосредственной близости от Ярославской Большой мануфактуры, и на ней работали многие ее прихожане. Церковь поэтому строилась на средства прихожан при помощи «архимандрита Спасского монастыря Рафаила и наследников одного из основателей ЯБМ Ивана Затрапезного».
По данным А.П. Крылова к 1960 г. церковь была двухпрестольной: главный храм освящен во имя иконы Донской Богоматери, в трапезе — теплый придел во имя праведного Артемия Веркольского. Интересно, что в Ярославле такое посвящение — редкость. Артемий Веркольский , 12 летний мальчик, погибший во время грозы, родился на реке Пинеге (Архангельская область). После 1577 г. стали распространяться слухи об исцелениях, происходивших от мощей святого. Церковь иконы Донской богоматери в Ярославле тоже одна. Икона Донской Богоматери была особо чтимой в приходе церкви, считалась чудотворною. Икона Донской Божьей матери считалась покровительницей воинов. Позднее был устроен еще один придел — Николая Чудотворца (дату его освящения установить не удалось). Посвящение храмов Николаю Угоднику в России повсеместно.
А.П. Крылов сообщает, что у церкви 36 десятин земли. В приход входят 10 селений.
Донская церковь в конце XIX века была окончательно причислена к IV благочинному округу города, но и позднее в официальных документах именовалась как Донская в селе Новофедоровском Ярославского уезда.
Вышедшая в 1896 г. в свет книга «Ярославская Большая мануфактура» перечисляет церкви при фабрике Товарищества Ярославской Большой мануфактуры: Николо — Мельницкая, Петропавловская, Донская во имя иконы Божьей матери — кладбищенская. Здесь же сообщается, что Донская кладбищенская церковь прежде служила приходской церковью Донской слободы, вошедшей в состав города. В это время еще церковь состоит при кладбище и в ней служили 4 священника, 2 дьякона, причетники. Один из священников был законоучителем школы при фабрике.
В 1899-1901 г.г. церковь значительно перестроили на средства Андрея Александровича Карзинкина, израсходовавшим на ее расширение около пятидесяти тысяч рублей.
Храм имел двойственный статус, т.к. прихожанами церкви являлись жители Бутырской, Донской и Фабричной слобод, и крестьяне окрестных деревень. В официальных документах начала XX века Донская церковь значилась в селе Новофёдоровском Ярославского уезда. В других источниках говорится, что церковь находилась к северо-западу от Петропавловской церкви. Донская церковь была местным общественным, культурным и просветительским центром. На средства прихода содержались две церковно-приходские школы — одна городская в Донской слободе, другая сельская — в деревне.
С 16 ноября 1896 года в храме служил священник Константин Григорьевич Наумов. Вместе с Федором Петровичем Успенским он основал журнал «Приходская жизнь» в 1898 году, но 23 декабря 1905 вышел из состава редакции.
Приходское попечительство участвовало работе Объединенного попечительства Закоторосльных церквей. В 1879 г. при церкви Иоанна Предтечи возникло приходское попечительство. В 1898 г. к нему присоединились попечительства близлежащих церквей: Николо-Мельницкой, Петропавловской, Успенской единоверческой, Донской. Возглавляло работу такого объединения Предтечевское попечительство. Главная задача — предоставление условий для получения начального образования тем детям, которые ранее были лишены такой возможности. В 1884 г. Александр III утвердил «Правила о церковно-приходской школе», по которым главная роль в создании и работе этих учебных заведений отводилась духовенству. Критский в «Путеводителе-справочнике по Ярославлю на 1916 г.» сообщает, что на улице большой Федоровской находился приют Закоторосльного попечительства для мальчиков и девочек. А в разделе «Богадельни» под номером 16 значится богадельня церковно-приходская Закоторосльного попечительства.
Ежегодно неподалеку от Донской церкви, на Бутырском лугу, проводился трехдневный весенний праздник солнца — «Солонины», который жители всей закоторосльной части почитали «священным долгом посетить». Название праздника произошло от слова солнце (солон). Он совершался весело, оживленно. Подобные праздники являлись отголоском язычества, они устраивались и в других русских городах, только назывались по-иному: в Костроме и Твери — Ярилы, во Владимире — Юнины, в Нерехте — Конюковки. Правда, уже в начале XX века ярославцы не помнили, что они праздновали в эти дни. Корреспондент местной газеты «Голос» объяснил происхождение слова: «Старики говорят, что в былые годы в это время здешние мясники начинали засаливать туши (для солонины) и этот торжественный момент проводили в «веселии и питии»».
К 1930 году в распоряжении верующих остался только основной храм Донской церкви, приделы были закрыты. А после 1934 года она была полностью упразднена как культовое сооружение. Т.А. Рутман в своей книге говорит, что Донская церковь снесена после 1935 года. Н.Н. Балуева и И.И. Баршевская в своих выступлениях и печатных работах доказали, что церковь не была снесена, стоит до сих пор. Современный адрес: ул. Овинная, д. 4. Сейчас здание совсем не похоже на храм: убраны главы, разобраны приделы, церковь полностью перестроена. Во время Великой Отечественной войны здесь размещалась пекарня, а в 1950-1970-е годы здание церкви занимал филиал Ярославской текстильно-галантерейной фабрики по изготовлению галстуков, ремней, сумок и прочих изделий. Сегодня там размещается предприятие по производству электрических проводов и евроразеток.
Точка зрения И.И. Баршевской и Н.Н. Балуевой не требует дополнительных аргументов. Известно, что Донская церковь находилась на окраине Донской слободы у прудов Петропавловского парка. Второй церкви там не было, а это единственное старое церковное здание. Баршевская И.И. нашла местного жителя с улицы Овинной д. 3, — Владимира Андреевича Леонтьева. Несколько поколений его семьи проживало в стареньком деревянном доме (а здесь, на Овинной, все такие), что располагается напротив здания Донской церкви. Бывшей «поповской сторожкой», конечно, неоднократно перестроенной, называет Владимир Андреевич свой дом. Рядом был и дом священнослужителя, который, как утверждает Владимир Андреевич, снесли в 1972 году. Сохранился домик с частично сохранившимися резными наличниками (ул. Овинная, д. 7), где жила дочь священника.
В литературе обсуждался вопрос о Донской часовне. Где она была? Когда ее снесли? И даже была ли она вообще?
И.И. Баршевская пишет, что «Донской церкви принадлежала деревянная часовня на Донском кладбище, устроенная в 1905 году». Некоторые путают Донскую церковь именно с этой часовней, потому что их истории немного совпадают. Назывались они одинаково, и снесли часовню в 1935 году, т.е. официально она больше не существовала, как и церковь. Возможно, снесли её в связи с установкой в том же году на кладбище памятника рабочим Ярославской Большой Мануфактуры, погибшим во время забастовок на фабрике в 1895 и 1905 годах.
Автор: Новикова Наталия Геннадьевна, ученица 9 «Б» класса МОУ СОШ №13. Реферат по истории «Из истории Донского кладбища», г. Ярославль, 2010 г.