По документам церкви, временем открытия села нужно считать 1744 год, когда из заказа Верхочепецкого Воздвиженского монастырядано было дозволение заготовить материал для постройки деревянной церкви во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы в деревне Уканской. Место для постройки церкви предназначено было ещё ранее проповедником между вотяками еловским священником Фёдором Ившиным. Он, после поездки в вотское селение – Глазов, вместе с прибывшим из Казани правителем новокрещёных дел конторы архимандритом Сильвестром Главатским и неудачной там проповеди, будучи избит некрещёною вотью, бежал в Мосеево, а оттуда, в одно знатнейшее вотское селение, с увещевательными к обращению грамотами, выпросив на то, предварительно, позволения у архимандрита Сильвестра. И здесь, в Укане, встречен был вотяками сначала недружественно, но бывшая с ним гроза для трусливой воти — два гренадёра, данные ему архимандритом, — привели одним своим видом в усмирение целые сотни. Посему священник Ившин, собрав тут крещёных вотяков и исполняя перед ними своё дело, предназначил место для постройки церкви, в сём жительстве преполагаемой. Фактически же село открыто в 1748 году с определением к Уканской Введенской церкви двух священников: Алексия и Иоанна Захариева, последнему с причтом и приходскими людьми дано дозволение строить деревянную церковь.
В устройстве церкви обязывались помогать состоявшие в Уканском приходе некрещёные бесермяне и татары, одинаково с крещёными, как деньгами, так и лесом, что подтверждалось несколько раз некрещёным старостам Слободской воеводской канцелярией. Но они, татары и бесермяне, возить на устройство церкви лес отказывались, что видно из объявления закащика, уканского попа Иоана Захариева, который доносит от 15 февраля 1750 года: «По указу Ея Императорского Величества из Слободскойвоеводской канцелярии прошлого 1749 года, ноября 12 дня, ездил я, нижепоименованный, для потребования сих татар и бесермян к оной церкви и тем строениям, что принадлежит, и по требованию моему в чём они, иноверцы, показали противны и объявили мне нижепоименованному в том их народном собрании, всё общее словесно, что-де мы ездили в Слободской, и Слободской-де воевода нам брёвен и тёсу, к вашей церкви никакого вспоможения чинить не приказал, нам-де до того никакого дела нет, подавший-де доношение ваш закащик на нас в строении церкви вряд с новокрещёными из своего ума, напрасно».
По сему объявлению от Слободской воеводской канцелярии был дан приказ, через старосту Фаддея Пономарёва, возить лес на устройство церкви, под опасением штрафа с виновных. Через два года по открытии села случилась перемена в составе причта Уканской церкви: закащик поп Иоанн Захариев был переведён к Вятскому Богоявленскому собору, а вместо его велено было Еловскому дьячку Савве Шибанову, командированному заказом Верхочепецкого монастыря в подведомственные сёла для объявления указов, привести с собой Чутырского попа Ипатия к Уканской Введенской церкви. Первая церковь в селе была деревянная, по образцу Еловской, с тремя приделами: во имя Введения в храм Божей Матери, Иоанна Предтечи и Нерукотворного образа Спасителя.
Устройство церкви производилось не вдруг, а в такой постепенности: в 1751 году освящён холодный храм во имя Всемилостивого Спаса; в 1763 году июня 30 дня были поряжены иконописцы для работ в холодном храме из г. Хлынова дому Его Преосвященства Яков Бачурихин и из Успенского монастыря Исаак Семёнов. В продолжение стройки происходила и поправка на церкви: в 1764 году была перекрыта крыша на церкви; через 22 года велено было опять перекрыть крышу на церкви и колокольне, а так же устроить ограду вокруг церкви и огородить отведённое кладбище.
В состав Уканского прихода вошли 36 деревень с 1817 душами обоего пола; каковой приход на протяжении почти 70 вёрст – последняя пограничная деревня находилась за селом Святогорским. Деревянная церковь существовала 57 лет и теперь на месте оной устроен каменный памятник с крестом наверху и огорожен палисадником. Впоследствии был открыт на реке Ю приход села Юкаменского, куда отчислилась часть прихода с. Уканского. Причём, одолжалась Юкаменская церковь от Уканской – утварью, книгами, колоколами, с возвратом взятого. Приходское духовенство не было оставляемо начальством без руководства в своих действиях как по отношению к новокрещёным, так и оставшимся в язычестве, для чего давались различные инструкции. Так, указом Святого Синода 1750 года давалось наставление, как крестить неверных и предписывалось иметь неослабное наблюдение над новокрещёными, а когда Епархиальное Начальство узнало, что вотяки Понинского и Чутырского приходов вызвали из Казанской губернии вотского попа Яшку, для принесения на их мольбищах языческих жертвоприношений, то назначило, совместно с Слободской воеводской канцелярией, следствие и вызыватели были наказаны плетьми. Вторая церковь в селе Уканском устроена на восток от первой, на несколько саженей, в 1805 году. В грамоте от 23 февраля 1804 года говорилось о разрешении строительства в селе Укан вместо ветхой деревянной Введенской церкви вновь каменного храма Нерукотворного образа Спасителя: «благословили оную церковь на удобнейшем и престойнешем месте на восток строить по плану и фасаду архитекторскому, утвержденному нами. По построению убрать иконами и прочим церковным благолепием».
В 1805 году по велению епископа Серафима Глаголевского чуть восточнее от деревянного заложили каменный храм. Проект был, судя по всему, крупного вятского зодчего Ф.М. Рослякова. Церковь освящена в 1812 году; в ней находятся три придела: в холодном храме, во имя Всемилостивого Спаса; в тёплом — правый во имя Введения в храм Божьей Матери, левый – в честь Иоанна Предтечи. В 1823 году левый придел переименован в честь первоверховных Апостолов Петра и Павла. Впоследствии времени, тёплый храм подвергся значительным переделкам, так, в 1867 году, он был расширен и сделано прибавление в длину на 5 саженей; в 1834 году между иконостасами устроена арка с сиянием и вратами и двумя, по сторонам, клеймами и колоннами, позлащена и в приличных местах украшена резьбой. Арка эта устроена иждивением бывшего лесничего господина Новикова. В 1872 году иконостас в обоих приделах обстроен новою резьбой, вызолочен на полимент и украшен живописью. В холодном храме иконостас обстроен новою резьбой, вызолочен и украшен живописью, каковая есть и в тёплом храме. В числе церковных строений была колокольня 3-х ярусная с длинным шпилем и кованным железным крестом, вызолоченным двойным золотом. На колокольне находилось 12 колоколов: первый весом 205 пудов, второй — 40 пудов, третий — 14 пудов 1фунт, четвертый — 7 пудов, остальные от 6 до 1 пуда. Большой колокол отлит на знаменитом заводе Н. А. Бакулева в Слободском. Тридцать уканских мужиков в 1836 году привезли этот колокол. По уканскому приходу вначале было два священника, дьяк и три церковных служителя. В 1834 году появляется три прихода, а в 1839 году — четыре прихода и четыре священника. К ним относились попы Арсений Капачинский, Николай Ардашев, Николай Головин, Василий Кузьмин.
Спасская церковь имела железную ограду, а при входе были ажурные ворота из чугуна. На территории церкви находился двухэтажный дом на кирпичном фундаменте, где проходила служба. Каменныйдом, где помещалась церковно-приходская школа, деревянный дом для церковнослужителей и здание церковно- приходского попечительства. К имуществу церкви относились две деревянные постройки: два хлебных амбара с каретником, два деревянных сарая для хранения льна и кирпича, и 14 деревянных лавок для торговли. Земли у церкви было около 207 десятин, 218 саженей. Из них 18 десятин под дворами, 54 пахотной, 27 пахотной, остальные 108 десятин 218 саженей под церковной площадью.
По описи 1857 года, в церкви числились следующие ценности и древние вещи: 1-й потир — серебряная, позолоченная с изображением страстей Господних, осыпанная камнями и стразами, весом 4 фунта 18 золотников; 2-й потир с изображением распятого Иисуса Христа, ликов Божей Матери и Иоанна Предтечи, обложенный серебряной саткой весом 1 фунт 69 золотников; 2 звездницы — серебряные, позолоченные; ложечка — серебряная, позолоченная итарелочки –тоже серебряные и позолоченные; Евангелия, обложенные венецианским, малинного цвет абархатом в золотообрезном переплете с пятью позолоченными клеймами, прикрепленные к доске с изображением в середине Воскрешения Христова, по углам четыре евангелиста; Ковчег для хранения запасных даров, серебряный, весом 15 фунтов; сосуд для хранения мирра, серебряный, позолоченный; Библия напечатанная в Москве в 1766 году, книги и журналы, такие как — «Христианское чтение», «Творение святых отцов», «Православный собеседник», «Церковный вестник». В 1911 году в церковной библиотеке числилось 1224 тома книг.
По данным «Вятских епархиальных ведомостей» за 1873 год, в ее приход входило 51 селение, расположенных до 18 верст в округе. Большинство прихожан составляли удмурты и русские, среди них и крещеные татары, а так же военные. В 1873 году духовенство церкви состояло из трех священников, дьякона и четырех причетников. Церковь просуществовала до 20-х годов ХХ века. За это время с. Укан стал не только источником искусств, но и важнейшим центром зарождения удмуртской письменности. Один из самых первых священников еще деревянного Введенского храма, Иоанн Мышкин, участвовал в закладывании основ грамматики. В отзыве консистории от 1748 года записано «поп Иоанн Мышкин в книжном разумом чтении искусство имеет и состоянии доброго и не пьяница, к тому же по вотяцкому языку в совершении знает». Дело Мышкина продолжил священник села Укан Михаил Могилин. Он один из первых, кто составил грамматику удмуртского языка. Сменивший его Никифор Исидорович Невоструев участвовал в начале XIX века в переводе на удмуртский язык евангелий от Марка и Матфея. А уже в 1820-е годы уканский миссионер Иоанн Анисимов издал все четыре евангелия, как на глазовском, так и на сарапульском наречии. Он же в 1847 году в Казани издал первую удмуртскую азбуку на 174 станицах. В середине XIX века в обоих храмах с. Укан работали Алексей, Василий, Иоанн и Михаил Васнецовы.
Церковь закрыли в 1929 году. Священника Николая Апполоновича Блинова сослали на Колыму на пять лет, за «антисоветскую агитацию». Дьякону Василию Сотрапинскому в 1937 году присудили 10 лет, а регенту церковного хора Клавдии Черноскутовой — 8 лет, за то что на квартирных спевках она произносила «антисоветские мышления о скорой гибели советской власти». После войны она вернулась в село, продолжала петь и молиться на дому. В 1949 году ее снова отправили в лагеря на 8 лет.
В 2006 году начата работа по восстановлению церкви. В 2008 году Спасская церковь была восстановлена и открыта для прихожан.