Церковь Георгия Победоносца в Слободе

Чусовская слобода, пожалуй, самое старинное поселение в Первоуральском городском округе. Датой основания слободы принято считать 1651 год, а ее основателем Афанасия Ивановича Гилева. По перепеси Верхотурского уезда 1659 года к «Чусовской слободе причислены 26 крестьянских дворов. Из них в самой слободе – 12, в деревне Завьялковой – 5, в деревне Крылосова – 8, в деревне Гилевой – 1».
Первая деревянная церковь во имя святого великомученика Георгия Победоносца в Уткинской слободе, по данным издания «Приходы и церкви екатеринбургской епархии», была построена в 1690 году. Место ее нахождения и архитектурные особенности нам неизвестны. Это связано, в первую очередь, с тем, что само понятие, Чусовская слобода, термин для XVII века довольно размытый. Вероятней всего, «Слобода» того времени – это группа небольших деревень-хуторов, находившихся на небольшом расстоянии друг от друга.
Таким образом, и деревня Кузина, располагавшаяся на левом берегу реки Утки, и Уткинская Слобода или Малая Слобода, располагавшаяся на правом берегу реки Утки, и будущее село Уткинское или Большая Слобода, располагавшаяся внутри излучины Чусовой, составляли в конце XVII века одну административную единицу – Чусовскую или Уткинскую слободу.
На известных автору планах Уткинской слободы и Уткинской казенной пристани начала XVIII века, внутри территории пристани, церковных строений не видно. Тогда как на более поздних планах XIX века церковь располагалась уже на привычном для нас месте – правом обрывистом берегу Чусовой, на территории Уткинского села.
В Георгиевский приход входили: деревни – Кузина, Каменка, Коновалово, Крылосово, Нижняя, Треки; заводы – Новоуткинский, Староуткинский, Старошайтанский и Сылвенскоий; крепости – Гробовская, Киргишанская, Бисертская и Ачитская. «И на такой громаднейший приход, по пространству, равнявшийся целому уезду, был только один священник».
«В 1801 году, – продолжают составители сборника «Приходы и церкви екатеринбургской Епархии», – эта церковь до основания сгорела. Вместо нее в 1802 году прихожане опять хотели строить деревянную церковь, но на прошении об этом Пермский епископ Иустин наложил резолюцию, что деревянной церкви по именному указу строить не дозволяется, а о строении каменной, хотя не высокой и не пространной, должно просить особливо». Примерно в это же время недалеко от Георгиевской церкви, на правом берегу Чусовой, была построена деревянная часовня, в которую каждый год 23 апреля совершался крестный ход.
В 1805 году прихожане, заготовив в достаточной мере, строительные материалы, вновь подали прошение о выдаче разрешающей грамоты на строительство каменной церкви во имя великомученика Георгия Победоносца, с приделом соловецким чудотворцам, преподобным Зосиме и Савватию. В июне 1806 года было совершено торжественное заложение храма. Вначале построили небольшой придел, который 14 сентября 1807 года был освящен епископом Пермским и Екатеринбургским Мелентием. Главный же храм был построен и освящен только 8 июня 1831 года.
Церковь находилась на скалистом берегу реки Чусовой, на территории казенной пристани и представляла собой здание с двумя обособленными помещениями. Главный храм не имел отопления и поэтому богослужение совершались в нем лишь летом. С приходом же холодов службы шли в «чрезвычайно маловместительном» приделе.
В 1894 году, по просьбе прихожан, оба храма, в целях расширения пространства, соединили аркой, а придел во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких упразднили. И с этого времени и до наших дней архитектура церкви, практически, не менялась.
В 1922 году из храма было изъято 17 фунтов 70 золотников серебра. С 1924 года церковь – сергиевской ориентации.
В 1934 году был запрещен колокольный звон. Рудольф Кашин в книге «Слобода на Чусовой» приводит воспоминания Сергея Петровича Решетникова, бывшего очевидцем тех далеких событий. «В 1937 году, по другим данным – в 1934 году, колокола снимали слободские: Василий Яговцев и Василий Мезенин. Большой колокол сорвался и упал между церковью и забором, за которым был обрыв. Он не раскололся, а глубоко врезался краем в землю. Целиком его вытащить не смогли, решили разрубить на куски. Но, получив травмы от осколков, оставили в покое. Колокол около года лежал на церковном дворе, потом его все-таки вытащили лошадьми на улицу, где он тоже лежал долго. Тракторами колокол утащили на гору Теплую. Но затащить наверх, видно, не смогли. Там, на склоне горы, он лежал какое-то время. И исчез».
Время не пощадило старую Георгиевскую часовню, что с давних пор высилась на обрывистом берегу Чусовой. Из-за ветхости она была разрушена. А вот Георгиевскую церковь верующим отстоять удалось. И многие богомольцы из ближайших и дальних сел, деревень и городов продолжали искать духовную опору в слободской церкви у батюшки Иоанна, Ивана Боголепова. Служба в церкви не прекращалась, и Георгиевская церковь оставалась оплотом православия на громадной территории. В годы советской власти сюда съезжались на богослужения жители нескольких районов.
В 1995 году на звоннице Георгиевской церкви вновь появились колокола, и берега Чусовой огласились торжественным звоном. Их подъем и установку произвела бригада под руководством бывшего директора совхоза «Уткинский» Геннадия Ивановича Наседкина. Это было началом возрождения. К началу 2003 года в церкви закончили ремонт и старейший уральский храм, как и сто лет назад, во всей своей красоте взметнулся над скалистым обрывом Чусовой.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?