Церковь Георгия Победоносца в Камышево

Главный храм в с. Камышево во имя великомученика Георгия Победоносца освещён в 1841 году. В 1861—1862 годах к храму пристроена новая паперть и колокольня с западной стороны храма. В 1885 году холодный Георгиевский храм стал теплый, для чего устроены в нем две большие печи и двойные рамы. Предположительно, в этоже время произведенна фресковая живопись на внутренних стенах храма. Фресковая живопись на известковой штукатурке имеет высокую художественную ценность и выполненна на высоком профессиональном уровне.
Церковь была закрыта в 1938 году. До возвращения в РПЦ в 1995 году. Остатки фресковой живописи со следами вандализма. Красочный слой и штукатурка со временем разрушалась, поэтому их необходимо срочно реставрировать. Причиной разрушения является также перепад температуры и влажности. К сожалению, многие фрески безвозвратно утрачены. Одной из особенностей сюжета фресок на стенах церкви с. Камышево в отличие от городских церквей заключается в преобладании изображений женских святых и святых хранителей семейного благополучия и счастья, а в сельской местности также покровителей полей и скота.
Как в северном, так и в южном приделе, между окон по центру находится изображение Иисуса Христа на троне. По своему первоначальному качеству и изобразительному мастерству, не уступающему современным изображениям. Фреска с изображением Иисуса Христа на троне, расположенная в северном приделе по центру между окон, находится в худшем состоянии, чем точно такая же в южном приделе. Обе фрески с изображением Иисуса Христа со следами вандализма. Фреска с изображением Иисуса Христа на троне прорисованная до мельчайших деталей и выполнена на высоком профессиональном уровне. Такой высокий уровень мастерства — редкое явление даже в крупных городах.
В северном приделе по левую сторону, слева от окна, возможно, было изображение Иисуса Христа с ягнёнком. Иисус Христос часто изображается с ягненком на плечах, в образе Пастыря на тему притчи о добром пастухе, из проповеди самого Иисуса Христоса на тему «Благодать спасения». К сожалению, фреска полностью утрачена, и только по цветовым фрагментам можно с уверенностью сказать, что изображён был Иисус Христос. Предположение о том, что Иисус Христос на этой фреске был изображён с ягненком на плечах в образе Пастыря позволяет тот факт, что в южном приделе Иисус Христос изображён в образе Сеятеля. На фресках один из очень редко встречающихся образов Христос-Сеятель. Этот образ был написан в память о наиболее значимой евангельской притче о Сеятеле. К сожалению, эта фреска также в плачевном состоянии. Только по сочетанию цветов в одежде и примерах иных картин можно с уверенностью утверждать, что на данной фреске изображён Иисус Христос в образе Сеятеля.
Алтарная часть: с лева от центрального окна изображение распятия Иисуса Христа. Распятие описано в Евангелиях – Иисус Христос был казнен на горе Голгофа. Возле Сына Божьего оставалась Дева Мария и жены-мироносицы: Мария Магдалина и Мария Клеопова слева от креста, а также апостол Иоанн Богослов справа от креста, который после казни заботился о Деве Марии до самой смерти как о родной матери. Еще одним важным символом выступает гора Голгофа, под которой старший сын Ноя Сим захоронил череп и две кости Адама. Иконописцы изображают в ней череп первого человека. Кровь из тела Христова просочилась через землю и омыла кости Адама – так был смыт первородный грех со всего человечества. Справа от центрального окна в алтарной части изображено «Моление о чаше». Молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду, описанная в Евангелиях. Изображение показывает, как человеческая сторона может полностью подчинится Божьей и смириться с уготованной ей участью.
В купольной части алтаря сохранился только фрагмент фрески с изображением шестикрылых серафимов – ангелов, наиболее приближённых к Богу. Купол над алтарной частью частично обрушился, и все фрески долгое время разрушались из-за перепада температур и влажности. Находятся в наихудшем состоянии из всех сохранившихся фресок в церкви. Были ли изображения шестикрылых серафимов также в северном и южном приделах, сейчас установить не представляется возможным. Многие года дождевая вода вымывала не только известковую основу фресок, но и известковый раствор кирпичных сводов.
На фресках церкви с. Камышево преобладание изображений женских святых. Так на северной стене церкви расположены изображения исключительно только женских святых. В результате повреждений в верхней части фресок и как следствие отсутствие надписей над святыми, можно только предположить, каким святым принадлежат изображения. С правой стороны от входных ворот северного храмового пространства расположена фреска с изображением двух женских фигур. Одно изображение однозначно можно отнести к святой мученице Антонине Никейской. Святая мученица Антонина пострадала за веру Христову в городе Никее во время гонения императора Максимиана, рубеж III-IV века. Дни памяти: 14 марта и 26 июня. Очевидно, что за основу изображения на фреске, была взята одна из известных икон. В правой руке крест, который является символом мученичества и жертвенности, а также пальмовая ветвь как символом чистоты — девственности. Левая рука, прижатая к груди, символизирует сердечное переживание. Мученики изображаются одетыми в белые или красные одеяния. Зеленый цвет одеяния обозначает вечную жизнь. На многих иконах святая мученица Антонина изображается вместе со святой Евдокией. Св. Евдокия Илиопольская, жившая во II веке, с правой стороны фрески. День памяти: 14 марта. Согласно поверьям, Бог поручил святой Евдокии воскрешать землю от зимнего сна — смерти, и дал ей ключи от всех весенних вод. Т.е. по собственному усмотрению «пускать или не пускать» весну. До 1492 года новый год по византийской традиции начинался 1 марта. Соответственно, этим представлениям день «Авдотьи Весновки» открывал новую жизнь, новые сельские работы и новые заботы.
С левой стороны от входных ворот расположена фреска с изображением двух женских святых. Справа святая великомученица Екатерина Александрийская. День памяти: 7 декабря. Происходила она из знатного рода и отличалась светлым умом, ученостью, красотой и символически изображается увенчанная короной. Она также является небесной покровительницей города Екатеринбурга. Очень часто святая великомученица Екатерина изображается вместе со святой великомученицей Варварой. День памяти: 17 декабря. Святая Варвара жила в III веке в городе Илиополе Финикийском. На фреске слева святая великомученица Варвара изображена в одежде, напоминающей русский наряд. Руки, прижатые к груди, символизируют сердечное сопереживание, сокрушение. Святая Варвара — одна из самых почитаемых и любимых святых в России. Она считается защитницей от внезапной и насильственной смерти, что в христианстве считается в большинстве случаев наказанием, как смерть без покаяния и причастия. Кроме того, святая Варвара спасает от нечаянной беды.
На простенках между окон в северном притворе также находятся остатки фресковой живописи. На правом простенке кроме штукатурки ничего не сохранилось. Но можно предположить, что фреска была посвящена святой мученице Параскеве, нареченной Пятницею. День памяти: 10 ноября. Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. По церковному верованию, святая Параскева считается хранительницей семейного благополучия и счастья, а в сельской местности также покровительницей полей и скота. Ей молятся о сохранении скота от падежа. Святая мученица — целительница людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов.
А вот на левом простенке образ женщины в возрасте, со свитком в руке и характерном одеянии, но изображение лица утрачено. Можно с большой уверенностью утверждать, что на этой фреске изображена святая благоверная княгиня — инокиня Анна Кашинская, т.к. она изображается в схиме. День памяти: 25 июня и 15 октября. Считается верной помощницей сирот и вдов и потерявших своих родственников. После того как святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой и запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. В 1908 году была проведена повторная канонизация. В 1908 году почитание благоверной княгини Анны было восстановлено. 11 апреля 1909 года Синод объявил днём памяти Анны 12 июня. Судя по этому факту, можно предположить, что фрески в церкви Георгия Победоносца с. Камышево были написаны после 1908 или 1909 года.
С левой стороны от входных ворот южного храмового пространства расположена фреска с изображением святого великомученика Георгия Победоносца и святой мученицы царицы Александры Римской. День святой Александры празднуется по церковному календарю одновременно с праздником великомученика Георгия — 6 мая. Поэтому также часто изображается с Георгием Победоносцем. Святой мученице Александре молятся о даровании крепкой веры, о помощи в преодолении искушений и гонениях. Св. Александра традиционно изображается в царском одеянии и венце поверх плата, с крестом в руке.
Георгий Победоносец — христианский святой пострадал во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане в 303 году. Святой великомученик Георгий Победоносец считается покровителем воинов, земледельцев и пастухов, а в ряде мест — путешественников. На Руси с древних времен святой Георгий почитался также под именем Юрия или Егория. Дни памяти: 9 декабря и 6 мая известны под именем осеннего и весеннего Юрьева дня. В весенний Юрьев день крестьяне первый раз после зимы выгоняли скот на поля. В народной культуре день памяти великомученика Георгия называли Егорий Храбрый — защитник скота. В народном сознании сосуществовали два образа святого: один из них был приближен к церковному культу святого Георгия — змееборца и христолюбивого воина, другой — к культу скотовода и землепашца, хозяина земли, покровителя скота, открывающего весенние полевые работы. Почитая Егория не только повелителем зверей, но и гадов, крестьяне обращались к нему в своих молитвах. Изображения святого Георгия в основе большинства работ лежит традиционный сюжет — святой Георгий, поражающий копьем змея. Однако уже к VI веку сформировались два типа изображения великомученика Георгия: мученик с крестом в руке, в хитоне, поверх которого плащ, и воин в доспехах, с оружием в руках, пеший или конный. Георгий изображается безбородым юношей, с густыми кудрявыми волосами, доходящими до ушей. Копье, зажатое в руках святого, означает торжество света над темными силами.
С правой стороны от входных ворот южного храмового пространства расположена фреска с изображением святого императора Константина Великого и его матери святой царицы Елены, почитаемых в лике «равноапостольных» за великие заслуги перед Церковью по распространению христианской веры. Дни памяти: 19 — обретение Честного креста и гвоздей св. царицею Еленою, и 3 июня — память Равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены. Царица Елена в возрасте около 80 лет предпринимает путешествие в Иерусалим для поиска Креста Господнего. В ходе раскопок святая царица Елена обрела не только Крест, но и четыре гвоздя и титло INRI. Благодаря ей и ее сыну христианство стало одной из основных религией в мире. Мать римского императора Константина Елену, как и его самого, можно назвать самыми выдающимися личностями в истории православия. Они издавна изображались на иконах как люди, которые способствовали укреплению христианства, а их образ можно найти практически в любом православном храме России. В живописи наиболее часто встречаются изображения святой Елены в момент обретения ею Креста Господня или в момент его Воздвижения. Также часто встречаются её изображения вместе с сыном Константином, держащей вместе со своим сыном святой крест, обретённый ею и дарованный всей Христианской Церкви. Так, на фреске в церкви с. Камышево она изображена вместе со своим сыном в момент обретения Креста Господня.
На простенках между окон в южном притворе находятся остатки фресковой живописи. К сожалению, обе фрески в верхней части сильно повреждены и оба изображения остались практически без лиц. На левом простенке изображена преподобная Мария Египетская. День памяти: 14 апреля и в пятую неделю Великого поста. Преподобная Мария Египетская, ставшая символом покаяния, считается покровительницей всех кающихся. Монашеская аскеза — особый вид следования за Христом, предполагающий полный отказ от всех мирских привязанностей. Фоном для икон преподобной Марии Египетской служит панорамное изображение обители, пальмы, символизирующие пустыню и гора с пещерой. Это два противоположных по значению символа. Первый — гора, обозначающая стремление ввысь, к Богу, духовное восхождение. Второй символ — пещера — обозначает преисподнюю.
На правом простенке остатки фрески с изображением святой мученица c практически утраченным изображением лица. Ниспадающие на плечи волосы и крест в левой руке указывают на то, что святая приняла мученическую смерть в подростковом возрасте. Стиль одежды эпохи римской империи выполнен в красных и зелёных цветах как символ мученичества, жертвенности и вечной жизни. Святая изображена с протянутой вперед рукой и раскрытой ладонью, это обозначает покорность и смирение. Фоном для иконы служит нечёткое изображение, условно напоминающее берег ручья или небольшой речки. Всё это даёт основание предположить, что на фреске изображена мученица Акилина. Жила она во II веке в финикийском городе Библе во времена императора Диоклетиана. В двенадцать лет стала страстной христианской проповедницей и приняла мученическую смерть. День памяти: 26 июня. В народном сознании образ святой Акилины трансформировался в Акулину-гречишницу, покровительницу и пособницу урожая гречихи. Имя святой угодницы связывалось в сознании крестьян с одной из распространенных в России зерновых культур — гречихой. В день Акулины пучками этого растения, сорванного в полях, украшали в домах иконы. Верующие обращались к святой с мольбами, прося об урожае гречихи. И «мирская Акулинина каша» варилась из последней, прибереженной к этому дню крупы.
Над воротами центрального входа некогда находилась фреска с изображением входа Иисуса Христа в Иерусалим, о чём свидетельствует остатки надписи над центральными воротами. Как выглядела утраченная фреска, можно лишь представить по примерам подобных изображений. Иконография праздника Входа Господня в Иерусалим основана, в частности, на тексте Евангелия. Центральным изображением на иконе является фигура Господа, который въезжает в город на осле. Группа апостолов, идущая за Христом, пишется на иконе слева. Справа на иконе изображается группа людей с пальмовыми ветвями, которые встречают Спасителя. В древнем Израиле пальмовая ветвь была символом веселья, торжества и радости. Непременным элементом иконографии праздника является изображение Елеонской горы. Перед ослом еще пишутся фигуры детей и взрослых, которые постилают под ноги животного свои одежды. Так евреи встречали помазанников на царство. На иконе этот сюжет связан с тем, что Христос является Помазанником на Царство Божие. Праздник Входа Господня в Иерусалим известен с первых веков христианства. Множество верующих идут в этот день торжественным крестным ходом с пальмовыми ветвями в руках. Поскольку на Руси климат холодный, пальмы не растут, их заменили вербой, на которой как раз в это время распускаются пушистые сережки. Отсюда и народное название праздника — Вербное воскресенье.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?