Первый храм во имя митрополита Филиппа (Колычева), открыто выступившего против политики террора Ивана Грозного. Сегодня это не только память о значительнейшем духовном деятеле России, но и уникальный памятник архитектуры XVIII в.
В июле 1652 г. мощи митрополита Филиппа были привезены из Соловецкого монастыря, где он погиб, в Москву для общецерковного прославления в Успенском соборе. Во главе процессии находился митрополит Новгородский Никон, в том же месяце ставший патриархом. В Мещанской слободе мощи были встречены крестным ходом с участием царя и духовенства. На этом месте поначалу была установлена часовня с памятным крестом, а в 1677 г. поставлена деревянная церковь во имя святителя Филиппа. В 1691 г. она была заменена каменным зданием в стиле «барокко». Но и эта постройка со временем обветшала, грозя обрушиться. Митрополит Московский Платон дал разрешение на возведение нового здания. Работы продолжались в течение 1777–1788 гг. Трапезная и колокольня остались от 1750–1752 гг.
Об архитекторе ведутся дискуссии, но наиболее вероятным автором проекта считается М.Ф. Казаков. Официально работами руководил С.А. Карин. Храм был создан по канонам классицизма и богато украшен: изначально существовал план размещения при нем подворья митрополита Платона. Барочная колокольня и почти лишенная декора трапезная контрастируют с ротондой основной части храма, украшенной наличниками, медальонами, четырехколонными ионическими портиками с лепниной и пилястровым портиком на алтарной апсиде с востока. Ротонда завершается куполом поменьше, прорезанным крупными окнами, купол же увенчан фонарем, напоминающим парковую беседку. Похожее завершение Казаков применил в церкви Вознесения Господня на Гороховом поле. Не менее примечательна церковь изнутри: в западной половине ротонды расставлены полукругом колонны ионического большого ордера, в алтарной части такой же полукруг выполнен из колонн малого коринфского ордера. Хоры при этом расположены на колоннах дорического ордера. Архитектор словно хотел использовать все возможные варианты классицистического декора, применявшиеся в ту эпоху в православных храмах. Купол изнутри украшен тонко проработанными кессонами. Впечатление от масштабности церкви изнутри еще более усиливается с помощью многочисленных декоративных деталей.
Около 1939 г. богослужения здесь прекратились. Окружающая застройка и церковные дома почти полностью были снесены при строительстве с/к «Олимпийский». Однако самому храму относительно повезло: здание сохранило не только внешний облик, но и практически полностью внутреннее убранство. В нем находился архив Госстандарта, из-за чего увидеть уникальные церковные интерьеры было невозможно. Ситуация изменилась в 1991 г., когда в храме возобновились богослужения. В 1994 г. при нем было создано Сибирское подворье, для которого построены часовня в честь просветителей Сибирских земель и два корпуса — все в стилистике Филипповского храма. Церковь сегодня открыта для всех желающих.
Автор статьи: Никита Брусиловский
Материал с портала «Узнай Москву»