Церковь Богоявления Господня в Яхреньге

По писцовым книгам 1630 года следует, что в то время на Яхреньгском погосте были две деревенские церкви. В 1760 году на средства П. Коковина начато строительство двухэтажной каменной церкви. Нижний теплый храм освятили в 1775 году во имя Николая Чудотворца. Работы велись по заказу и деньги купца М. И. Мурогина при содействии приходской общины, возглавляемой А. Шехиревым. Главный престол в верхней церкви освятили в 1781 году.
Храм построен в лучших традициях школы великоустюжского барокко середины XVIII века. Распространенная в храмоздательстве объемно-пространственна схема «трапезного» типа в данном случае приобрела вид центричной, вытянутой по оси запад-восток композиции. Ее центральной основой стал четверик в три уровня проемов, завершенный крупным световым восьмериком и малым глухим, являющимся шеей небольшой главки. Переход к восьмерику поддержан полуглавиями, помещенными по осям фасадов. С восточной стороны нарастание церковных масс выполнено уступчатой компоновкой алтарных апсид. С запада — укороченная трапезная, равная по длине верхней апсиде дополнялась деревянным рундуком с лестницами на второй этаж. Капители из цветной майолики — уникальные произведения устюжских мастеров-изразечников, — украшают пилястры яхреньгской церкви.
В первой половине XIX века при Богоявленской церкви строго по ее продольной оси возвели отдельно стоящую колокольню. Двухъярусное, квадратное в плане основание, дополненное полукружиями фронтонов, несет восьмигранный столп, прорезанный арками звона в верхней части. Венчает колокольню стройный «шпиц» с утолщением внизу в виде «кубышки», установленный на удлиненном постаменте — восьмерике. Зодчим, строившим колокольню, удалось сохранить доминирующую роль церкви и соблюсти образное единство ансамбля.
В связи с сооружением колокольни был выполнен ремонт храма, в результате чего его фасады получили новую «одежду», соответствующую стилевым веяниям классицизма. Была изменена кирпичная профилировка деталей, получившая утрированный рисунок, вытянутый в известковой штукатурке. Появились новые элементы декора — алебастровые херувимы, лепные гирлянды и балясинки в ширинках. Первоначальную расколеровку, розоватые и темно-синие детали на выбеленном фоне стен, закрасили охрой с выделением деталей белым цветом. В те же годы мастер Томилов расписывает «с уборкою» интерьер верхней церкви. От этой живописи сохранились алтарные композиции «Тайная вечеря» и «Сошествие Святого Духа». Работа выполнялась «усердием и иждивением» Я. Ф. Грибанова.
За строительный сезон 1872 года церковное здание удлинили, соединив трапезную с колокольней. В образовавшемся на первом этаже помещении появилась двухвсходная белокаменная лестница с широким деревянным маршем, ведущим в летний храм. Здесь в двух смежных комнатах разместили кладовую и ризницу. Нижний ярус колокольни с двух сторон обстроили палатками. Южная предназначалась для усыпальницы, а северную отвели под сторожку. Входы в церковь акцентировали пристройкой крытых папертей. Тогда же в нижнем храме на северной стороне устроили третий придел, который был освящен в 1874 году во имя Зосимы и Савватия. Наличие нового престола было отмечено небольшим барабанчиком с главкой, поднявшимся над северным скатом кровли трапезной.
Следующий крупный внутренний ремонт и стенопись в верхнем храме приходится на 1898—1902 годы. Возобновленная живописных дел мастером И. В. Калиновским церковь была переосвящена 8 сентября 1902 года. Внешний капитальный ремонт производили в 1904 году. Перекрыли и покрасили кровлю, вызолотили главы и креты, заново окрасили фасады. Для выполнения этих работ подрядили А. Самойлова и Я. С. Верещагина. После пожара, случившегося 12 мая 1914 года в верхнем храме, сильно пострадали резной пятиярусный иконостас и настенная живопись. Контракт на восстановительные декоративно-художественные работы заключили с Н. 3. Капченко, который произвел ремонт в период с августа по октябрь 1914 года.
В 1983 году решением облисполкома здание Богоявленской церкви объявлено памятником архитектуры местного значения и поставлено на госохрану. Исследование и проект реставрации памятника были выполнены в 1990—1991 годах проектно-реставрационным кооперативом «Реставратор».

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?