Точная дата возникновения в Утятской слободе отдельного прихода не установлена. Очевидно, что это произошло одновременно с постройкой здесь в середине 1690-х годов храма, а до этого жители должны были обращаться за требами в Дмитриевскую церковь Царева Городища, которая в 1689 году уже действовала. Впервые Утятский приход упоминается в документах 1710 года. Состав его в это время определить трудно. Вероятно, в него входили все деревни, находившиеся в ведении слободы, а именно: Меньщикова, Предеина, Барабинская, Утятская, Галишева и Шмакова. К 1720 году к ним добавились еще 7 деревень: Завьялкова, Вавилкова, Новгородова, Жунева, Собанина и две деревни Серковых.
В 1842 году д. Ракова была отчислена к Покровской церкви с. Чесноковского. В 1849 году д. Шмакова отделилась в самостоятельный приход при построенной здесь Михайло-Архангельской церкви. В том же году к ней присоединились деревни Конева, Казанцева и Галаева, а в 1850 году — д. Степная. В 1853 году д. Сосновка была перечислена во вновь открытый приход при Васильевской церкви с. Камышевского.
К 1875 году в Утятском приходе появилась д. Камышная, расположенная в 8 верстах от церкви, а в 1893 году – находящаяся в 3 верстах д. Заборская.
В 1923 году в самостоятельные приходы при бывших здесь приписных храмах выделились деревни: Камышная – при Параскевинской церкви-школе и Галишева – при церкви во имя Святых мучеников Кирика и Иулитты.
Таким образом, с 1924 года приход состоял из с. Утятского и деревень: Новой, Вавилковой, Нагорской, Меньщиковой и Заборской. Очевидно, в таком составе он и оставался до 1934 года, когда община прекратила свое существование.
В 1781-1785 годах на средства прихожан была выстроена и освящена новая церковь, также с двумя престолами: в главном холодном храме – Богоявленским, в теплом приделе – Николаевским. Деревянное здание было довольно обширным: длиной 11 сажен, шириной 4 сажени, высотой около 10 сажен. В храме имелись 6 дверей и 24 окна. Все кресты на куполах были деревянные, обитые белым железом.
Церковь была обнесена деревянным палисадом, который к началу XIX века был заменен тесовым забором. Деревянная колокольня, первоначально находившаяся отдельно от храма вне ограды, к 1805 году была пристроена к самой церкви с устройством перед ней паперти. На колокольне размещались 6 колоколов. К этому времени в главном Богоявленском храме находился гладкий деревянный под голубой краской иконостас в три става с резными вызолоченными царскими вратами, над которыми помещался образ Господа Саваофа и 24 другие иконы; в Николаевском приделе иконостас был двухъярусным, с подобными же царскими вратами.
К концу 1820-х годов церковь эта начала ветшать и осела на северо-западный угол, поэтому в 1835 году она была запечатана, богослужения в ней прекратились, а взамен начали строить каменный храм.
До 1848 года старая церковь, как еще довольно прочная и не угрожающая никакой опасностью, стояла на своем месте неразобранной, а в этом году была пожертвована прихожанами в д. Шмакову, где из ее материала был устроен приходской храм.
Возведение в Утятской слободе каменного храма началось в 1836 году с благословения Высокопреосвященнейшего Афанасия, архиепископа Тобольского и Сибирского, по выданному в том же году плану и фасаду. Строительство велось на средства прихожан. По некоторым сведениям подрядчиком был крестьянин Харлампий Новожилов, умерший в 1842 году.
К 1839 году кирпичные работы были окончены, к 1840 году церковь покрыта железной крышей, к 1841 году храм изнутри и снаружи оштукатурен и выбелен. В одной связи с церковью была выстроена каменная одноярусная колокольня, с пристроенным к ней каменным крыльцом. Такие же крыльца имелись с северной и южной сторон.
Престолов в церкви было устроено три: в главном храме — во имя Богоявления Господня, в приделе с правой стороны – во имя Успения Божией Матери, с левой – во имя Николая Чудотворца.
К 1842 году иконостас установлен в Никольском приделе, к 1843 году – в главном Богоявленском. Освящение этих приделов состоялось в 1844 году, а престол в Успенском приделе был освящен в 1845 году.
В 1850 году была устроена деревянная церковная ограда, которая со временем обветшала.
С 1897 года началось строительство каменной ограды с железными решетками, кладовой и сторожкой на западных углах; работы были завершены в 1898 году.
Предположительно в 1910-1911 годах иконостасы всех трех приделов были перестроены, в них поновлены старые и написаны новые иконы, некоторые из них украшены серебряными позолоченными окладами. К 1915 году Утятская церковь и ограда вокруг нее нуждались в капитальном ремонте, поэтому в 1916 году предположено было поновить штукатурку и побелку храма внутри и снаружи, а также перестроить южное и северное крыльца. Однако работы эти по причине военного времени так и не были начаты.
В марте 1919 года во время военных действий Утятский храм пострадал от снарядов. В северном алтаре был пробит свод, пострадали кровля и глава; в главном храме повреждены южный столб и угол придела; полностью разрушен один из столбов ограды. Южный придел был исправлен прихожанами к Рождеству 1920 года, тогда же храм изнутри был заново выбелен известью.
В 1921 году были устранены остальные повреждения и выложены кирпичом северное и южное крыльца.
К началу 1920-х годах Богоявленский храм представлял собой каменное одноэтажное здание с четырьмя поддерживающими своды столбами, покрытое листовым железом, выкрашенным зеленой краской. На крыше располагались 4 главы, обитые белым железом: одна большая на куполе храма и 3 малых над алтарями. На главах помещались 4 железных вызолоченных червонным золотом креста.
В здании имелось 22 окна и 3 двери: северные, южные и западные. Перед входами находились каменные крыльца с колоннами. Полы во всех помещениях были деревянные. При храме находилась колокольня с одним ярусом звона, покрытая листовым железом под зеленой краской, с таким же шпилем и главою, обитой белым листовым железом, с железным вызолоченным крестом. На колокольне размещалось 6 колоколов, самый большой из которых весил 102 пуда.
Церковь была обнесена каменной с кованой решеткой оградой, крытой железом. С западной стороны ограды на углах находились каменные сторожка и кладовая, а в центре — каменные входные ворота с калитками по бокам. Подобные же калитки имелись с южной и северной сторон ограды. Как ворота, так и калитки были покрыты железом и увенчаны главками с вызолоченными железными крестами.
В алтаре Богоявленского храма находился деревянный иконостас, выкрашенный белой краской под лаком, с шестью золочеными колоннами и резьбой; в нем помещались царские врата под белой краской с иконами и золоченой резьбой. Иконостасы в Николаевском и Успенском приделах были меньшего размера, с четырьмя колоннами, выкрашены и украшены резьбой подобно главному иконостасу.
Богоявленская церковь перестала действовать с 1934 года из-за отказа верующих от пользования храмом. Официально она была закрыта решением Челябинского облисполкома от 13 февраля 1937 года по требованию граждан с. Утятского.
Здание продолжительное время использовалось в качестве склада сельхозтехникума, а с 1948 года пустовало и разрушалось.
К 1961 году внутреннее убранство храма было полностью уничтожено, но на нем еще имелись купола, состояние которых было крайне ветхое.
С 1962 года здание вновь было занято складом.
В середине 1960-х годов с помощью прицепленных к тракторам тросов были разрушены верхний ярус колокольни и центральный купол.
К началу 1990-х годов в церкви размещался клуб. В целом храм уцелел, хотя многое из его архитектурного облика было утрачено, он превратился в обычное кирпичное здание с двускатной крышей. Исчезли колонны при входах, была полностью уничтожена каменная ограда с угловыми флигелями.
В 1997 году церковь была передана общине, начались ремонтные работы, а 19 декабря 1997 года в одном из приделов возобновились богослужения.
К началу 2000-х годов храм представлял собой полуразрушенное здание и только установленный на крыше небольшой металлический купол с крестом свидетельствовал о том, что здесь располагается церковь.
К 2003 году внутри были устроены деревянные полы, побелены стены, устроены иконостасы в Богоявленском и Успенском приделах.
К 2009 году был установлен иконостас в Никольском приделе, летом этого же года на собранные пожертвования полностью оштукатурены внешние стены храма, устроена деревянная церковная ограда.
Летом 2011 года выстроена новая каменная ограда с железными решетками, а внутри ее установлена металлическая решетчатая звонница. В звоннице разместились 9 колоколов, самый большой из которых весом более тонны. В настоящее время планируется восстановление купола и колокольни.
В Богоявленской церкви с. Утятского издавна пребывала явленная икона Святителя и Чудотворца Николая с изображениями его жития и чудотворений. По сохранившемуся преданию, 7 мая 1749 года, за день до весеннего приходского праздника в честь этого святого, неизвестно откуда она принесена была в Утятскую слободу водами Тобола. Первой увидела ее местная жительница Секлетея Кабанова, пришедшая к разлившейся по весне небольшой речке Серебрянке мыть рыбу. Она и объявила о явлении образа прихожанам, которые вместе со священниками торжественно внесли его в церковь. Через какое-то время икону стали почитать не только местные жители, но и паломники из Кургана, а отчасти и всего Курганского уезда, в большом количестве стекавшиеся на поклонение ей в престольные праздники 9 мая и 6 декабря. После строительства в селе нового каменного храма чтимая икона была помещена на столбе по правую сторону Никольского алтаря.
По сведениям начала 1920-х годов образ находился в выкрашенном белой краской киоте с золоченой резьбой. Чествование иконы, выражающееся в совершении перед ней молебнов и украшении образа, продолжалось до начала 1920-х годов.
В последующие годы поклонение ей начинает ослабевать, а в 1925 году общее собрание крестьян с. Утятского постановило не праздновать и престольные праздники в день памяти Святителя Николая и в день перенесения его мощей. После закрытия храма житель села Петр Николаевич Луканин со своей женой Евгенией Алексеевной перенесли икону Николая Чудотворца в свой дом.
Осенью 1960 года ее пытались доставить в Свято-Духовскую церковь поселка Рябково, но по дороге икона была конфискована властями. Позже она была обнаружена в местном сельсовете и какое-то время хранилась в сельском музее.
В 1996 году образ был вновь обретен и передан в Свято-Духовскую церковь в поселке Смолино.
Начиная с 2001 года ежегодно 9 июля икона Николая Чудотворца крестным ходом проносилась от Георгиевского храма в поселке Увал до с. Утятского, где утром следующего дня в храме служилась литургия и затем совершался малый крестный ход к речке Серебрянке, к тому месту, где была явлена икона.
По благословению Преосвященнейшего Михаила, епископа Курганского и Шадринского, 18 декабря 2007 года икона была торжественно возвращена в Богоявленский храм, где находится и в настоящее время.