Богоявленская церковь 1687-1695 годов трапезного типа. К высокому двусветному кубу примыкает апсида с тремя полукружиями, двустолпная трапезная с приделом 1691 года во имя Владимирской Богоматери с главкой, паперть с жилой палатой и колокольней. Собственно храм с апсидой и трапезной соединен трехарочными проемами. Рядом с Богоявленской церковью часовня Святых Апостолов Петра и Павла. Колокольня возведена по излюбленной композиции «восьмерик на четверике» с шатровым завершением. Она несколько раз перестраивалась. В XVIII веке немало средств для этого выделял солепромышленник М. Суровцев, чья усадьба находилась возле церкви. Фасады храма декорированы. Стены завершены закомарами, наличники окон в килевидных кокошниках, многоступенчатые порталы и карнизы выложены лекальным кирпичом в виде точеных и плетеных колонок, балясин, городков, кружков и т. д. Насыщенный декор фасадов дополнен на колокольне, кубе и барабанах многоцветными изразцами. Обилие изразцов во внешнем убранстве — отличительная особенность Богоявленской церкви. Здесь преобладают рельефные изразцы. В центре небольших плиток изображены пеликаны, павлины, индюки, а по краям — рисунки, переходящие на соседние изразцы.
Богоявленская церковь — единственная из всех соликамских церквей, где сохранился резной деревянный иконостас с богатейшим собранием икон строгановской живописи XVIII-XIX веков. Всего в иконостасе было около 75 икон, почти все они сохранились и отреставрированы. Место под застройку церкви было выбрано ещё во времена основания города. Когда-то здесь стоял деревянный храм во имя святого Папы Римского Климента IV, редко почитаемого на Руси святого. Писцовые книги так описывают эту церковь: «Храм древянъ клецки верх шатромъ во имя Климента Папы Римского, в нём образъ местной Климента строение мирское, да у церкви попъ Иванъ Ивановъ да дьячёкъ Иванъ Лепихинъ». Церковь имела два придела — во имя святого Георгия и святого пророка Ильи. В 1635 году она сгорела, но жители города быстро её восстановили в прежнем виде. Однако после очередного пожара в 1673 году было принято решение строить на этом месте каменную церковь. Новый каменный храм был заложен в 1687 году. В 1691 году, 9 ноября, был освящён придел во имя иконы Владимирской Божьей матери, а менее чем через четыре года, 18 января 1695-го года, — главный храм Богоявления. Значительно позднее, в 1770 году, у церкви появился ещё один придел святых — Антония и Феодосия Печёрских. Первоначально колокольня церкви, построенная в древнем шатровом стиле, была невысокой. Позднее, во второй половине XVIII века, на средства соликамского солепромышленника Максима Суровцева были надстроены ещё три яруса. Делалось это для того, чтобы установить на ней часы. Фундамент колокольни не был рассчитан на такую нагрузку, и правая её сторона осела на сорок сантиметров. Особенно угрожающее положение сложилось в конце 30-х годов XX века, когда колокольня могла рухнуть в любую минуту, поэтому в 1938 году её разобрали. На колокольне церкви размещались 16 колоколов.
В «Описании церковного имущества Богоявленской церкви 1803 года» записано: «Большой благовестный колокол 300 пудов – приклад купца Герасима Ануфриева, колокол полуелейный – 200 пудов – приклад Суровцевых, колокол весом 40 пудов – Турчаниновых, 25 пудов – Осипа Котельникова». Общий вес колоколов составлял 729 пудов 22 фунта. После закрытия церкви, в начале 30-х годов прошлого столетия, все колокола были сброшены с колокольни и отправлены на переплавку. Музейным работникам тех лет удалось сохранить только два их фрагмента, на одном из которых имеется надпись: «Лили сей колокол мастера Яков да Иван Лодыгины». Иконостас изготовлен во второй половине XVIII века, но в него было перенесено много икон из старого иконостаса XVII столетия. Ценность иконостаса Богоявленской церкви в том, что ему уже больше двухсот лет, а часть икон, находящихся в нём, написаны мастерами, жившими более трёхсот лет назад. Главная местная реликвия — складень с образом Николая Чудотворца Мирликийского. Складень этот был подарен Иоанном Грозным в 1552 году соликамцам, которые пришли к нему, находящемуся с войском под Казанью, просить помощь в защите города от набегов сибирцев, ногайцев и вогулов. Вместо войска царь послал в Соликамск образ святителя Николая Чудотворца, который «защитит от вражеского нашествия». Около четырёх веков эта икона считалась самой ценной реликвией города, заступницей. Когда в городе были построены каменные храмы, икона Николая Чудотворца находилась то в летнем – Троицком соборе, то в зимнем — Крестовоздвиженском.
Приход был ликвидирован в 1934 году, здание церкви передано музею. Во время Великой Отечественной войны церковь Богоявления была возвращена Русской православной церкви. Действующей она была достаточно продолжительное время. В 1943-1962 годах в храме совершались богослужения В 1944 году по проекту архитектора Ф.М. Тольцинера восстановили шатёр колокольни, но восстановили таким, каким он был предположительно до второй половины XVIII века. За образец был взят каменный шатёр соседней Преображенской церкви. За неимением средств в те годы шатровую колокольню восстановили в деревянном исполнении. В настоящее время колокольне возвращен первоначальный вид. Затем Богоявленская церковь вновь была передана краеведческому музею.
С 1989 года в Богоявленской церкви разместился филиал Соликамского краеведческого музея «Музей древнерусского искусства», в котором демонстрируется коллекция иконописи и отреставрированный иконостас храма. Богоявленская церковь реставрирована в 2005 году, однако спонсор потребовал поставить на собор золотые главы, которые теперь режут глаз на фоне зеленых куполов других соликамских церквей. Также жертвой реставрации стали кресты — раньше здесь они были не хуже, чем в Троицком соборе, но сейчас их заменили крестами «из финской нержавеющей стали». Памятник истории и архитектуры федерального значения.