Одной из достопримечательностей Мстёры является сохранившийся до наших дней Богоявленский храм. Он построен в 1687 году, в кратковременный период правления честолюбивой царицы Софьи. В то время как русское войско под командованием фаворита царицы князя В.В. Голицына осуществляло первый Крымский поход и измученные воины брели по выжженой татарами степи, избавленные от рекрутчины крепостные князей Ромодановских закладывали основание «предивному» каменному храму. Видимо, работой доморощенных каменнодельцев руководил опытный и талантливый зодчий, знакомый со столичными постройками. Не разделяя фряжских новинок, входивших в моду, мастер отталкивался от известных образцов бесстолпных храмов середины ХVII века, понятных и близких народу. Возможно, и князья Ромодановские хотели видеть в своей вотчине храм, подобный прославленным московским церквям.
Строительство каменного храма в глухом селе Мстёра было большим событием. Его формы, конечно, тщательно обсуждались, а так как наглядных изображений будущего здания не было, то ссылки делались на хорошо известные постройки. Надо полагать, что среди «образцов», которым должен был подражать зодчий, назывались знаменитые московские храмы, такие как церковь святой Троицы, Грузинской иконы Божией Матери и церковь Николы, что в Пыжах. Отзвучал молебен, кончилась торжественная закладка Богоявленского храма, и начался тяжёлый творческий процесс строительства.
Контуры будущей церкви, размеченные на выровненной площадке, были несложны. К четверику примыкали с востока грузноватые алтарные апсиды, а с запада, трапезная. Красоту храма, художественную законченность которого должно было придать его завершение, не случайно у русских людей церковный верх носил название «главы». Изо всех сил стараются мстёрские каменодельцы, хочется им построить у себя в слободе храм на удивление всем, «каково не было прежде на Руси». По скрипящим подмосткам усталые ярыги втаскивают тяжёлые большемерные кирпичи и бадьи с раствором. Наступает самый ответственный момент, кладка свода. Стены как бы наклоняются внутрь и постепенно смыкаются к середине. На покатую поверхность свода ставится, отступая от края, второй ряд кокошников. Как из лепестков сказочного цветка, начинают вырастать пять главок. Огромная тяжесть ложится на свод. Для крепости, чтобы не было «порухи», даже центральная глава делается глухой. Страшно ослабить свод, ведь в Благовещенской церкви в Вязниках, построенной четыре года назад, мастера не рискнули сделать в своде световые отверстия. Это хорошо знают каменодельцы, работавшие перед этим на вязниковском строительстве.