Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Покче

Первоначально в селе Покча церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была не в том месте, где сейчас, на берегу Колвы. А там, где речка Нямзелка впадает в Колву, и где была усадьба первого христианского князя Михаила, крещенного Святым Епископом Великопермским и Вятским Ионой. Конечно, Епископ Иона не мог оставить место, где была княжеская усадьба, без храма. Была построена церковь деревянная во имя Благовещения Пресвятой Богородицы на самом высоком месте села, у родника. Памятником этой древней церкви служила икона Благовещенья Пресвятой Богородицы, привезенная князем Михаилом из Москвы, куда он был отправлен для назидания к Великому князю. Писана эта икона московскими мастерами. В каменном храме, построенном позже, эта икона была размещена по левую руку от Царских врат.
Еще одним памятником древней церкви служил колокол, пожертвованный сыном Князя Михаила Матфеем. На колоколе была надпись, что сей колокол »дал Князь Матфей а поставили сей колокол Алексей, да Михайло, да Микола, да Иван в Дом Пречистой Благовещенью лета 7062». Кроме Благовещенской церкви, в селе Покча существовал еще Храм во имя Великомученника Георгия. Время его возведения неизвестно. Во всяком случае, построен он был не ранее 1663 года, что видно из рукописи от 1663 года в которой дано Благословление Епископа Вятского и Великопермского Александра на построение в Покче нового храма Георгиевского, вместо старого «где его строити, так как старое водой подмыло». Оба храма были деревянными и не раз переносились с места на место.
Дело о построении каменного Храма Благовещенья с приделом Великомученика Георгия началось в 1782 году, когда последовал «Указ из вятской Духовной консистории от Преосвященного Лаврентия Епископа Вятского и Великопермского в Чердынский уезд, село Покчу, Благовещенскую церковь, Священнику Варфоломею с причетными и старосте церковному с приходскими людьми велено в оном селе по исходящей от пермского наместника, от архитектора плану церковь строить позволено». Само же возведение храма началось с 1785 года. Об этом говорит рукопись, где приходским священником Варфоломеем Серебренниковым и церковным старостой Федором Чалиным было заключено условие с Соликамским мещанином Матвеем Абрамовичем Звериновым и его сыном, которое помечено 2 февраля 1785 года. По этому заключению они согласны построить храм за одномесячную плату. Неизвестно, достроил ли Зверинов храм или нет , неизвестно количество рабочих. Но 26 марта 1794 года Храм был освящен Епископом Вятским и Великопермским Лаврентием.
Отстроенный храм был невелик: холодный 9,5 на 11 аршин. Теплый 12 на 20 аршин. В таком виде Храм просуществовал до 1830 года, когда для укрепления колокольни, которая по слабости грунта зыбкости и непрочности начала отходить от церкви к Западу, приложили в 10 аршинах от угла к Георгиевсому приделу рундук. В 1836 году колокольню и Благовещенскую церковь покрыли железом. В 1841 году покрыли железом Георгиевский придел. В 1850 году с северной стороны церковный староста Семен Иванович Смольников приложил второй теплый придел в честь Святого Николая Чудотворца, соответствующий по размерам Георгиевскому приделу. В том же году был устроен новый иконостас в Георгиевском приделе. В 1870 году храм был расписан живописью и орнаментом. В последнем виде храм существовал до 1896 года. Кроме иконы Благовещенья и колокола в каменном храме была икона Великомученика Георгия, по преданию перенесенная из древних покчинских храмов. Размещена была она в Георгиевском Приделе, в иконостасе. В краеведческом музее в Перми в экспозиции есть деревянная скульптура Николая Чудотворца, сделанная в полный рост. Говорят, что ее вырезали монахи Иоанно-Богословского монастыря в Чердыни. А может быть, и покчинские мастера. Так эта икона тоже из храма Благовещенья в Покче.
Еще одна древность, о которой нельзя не сказать. Икона «Необоримая стена и Покров России», написанная в 1866 году «в память избавления от злоумышленного покушения на жизнь Царя — освободителя Александра Второго в 1866 году» Икона была приложена в Церковь Благовещенья села Покчи крестьянином и прихожанином того же храма Федосеевым Василием Ивановичем. Об этом гласит надпись на самой иконе. Святые, которых можно видеть на иконе: Образ Богородицы с Покровом в виде омофора — сверху. В центре — Андрей Первозванный с крестом, Святой Равноапостольный Князь Владимир и Святой Благоверный Князь Александр Невский, небесный покровитель Царя Александра Второго. Слева — Святитель Стефан Великопермский и Святые Равноапостольные Кирилл и Мефодий Справа: Святители Питирим, без митры с Евангелием и Святитель Иона. В настоящее время «Необоримая стена и Покров России» хранится в Музее истории веры в Чердыни. В музее хранится еще и часть иконостаса, написанного для храма деревни Анисимово и подписанного опять же Василием Ивановичем Федосеевым.
Василий Иванович Федосеев, крестьянин села Покчи. Считается, что он был зачинателем династии иконописцев Федосеевых. Сын его, Алипий Васильевич, содержал уже в Покче свою иконостасно—живописную мастерскую. В конце XIX — начале XX веков в ней работало около 25 человек, в частности, братья Яговкины, Широкшины, Кунгины. Мастерсая очень много делала для благоукрашения Покчинского храма. Братья Кунгины увеличили икону Благовещенья, ту самую древнюю. Сверху был подписан Господь Саваоф, сидяший на Херувимах. Позже была сооружена и возложена на икону риза , серебряная, позолоченная. В день Благовещения к этой иконе стекалось много народу. Кроме содержания иконостасно-живописной мастерской, Алипий Васильевич долгое время был старостой Покчинской Церкви. Так что все, что ни происходило с храмом на рубеже веков, так или иначе касается деятельности Алипия Васильевича.
Историю храма оставили мы в 1896 году. А в 1892 году найдено было, что теплый храм с алтарем в честь Великомученика Георгия и святителя Николая Мирликийского, в котором Богослужения совершаются большую часть года, по «своим размерам мал, низок, тесен и имеет мало света». На это обратил внимание Преосвященный Петр, Епископ Пермский и Соликамский. После чего Покчинские жители братья Симеон и Михаил Васильевичи Черных выразили желание расширить этот храм до желаемых размеров и построить новую к нему колокольню на свой счет и на свои средства. Проект на это сооружение по приглашению составил архитектор А.Б.Турцевич. В 1896 году попечительское собрание решило сделать совершенно новый иконостас. Собрание же решило выработку рисунка нового иконостаса поручить церковному старосте Алипию Васильевичу Федосееву.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?