Церковь Афанасия Александрийского в Афанасьево

История образования погоста на месте современного п. Афанасьево восходит к 1607 году. Первый деревянный храм, срубленный здесь не позднее 1667 года, был посвящен Афанасию и Кириллу Александрийским, а придел — Параскеве Пятнице. В 1798 году на его месте была построена новая деревянная церковь. С 40-х годов XIX века встал вопрос о возведении каменного церковного здания, но по причине низкого качества заготовленного кирпича и недостаточности средств строительство пришлось отложить. Только в 1855 году инженер Галкин освидетельствовал пригодность кирпича и предложил строить церковь снова деревянной на кирпичном основании. Ему же было поручено составить план и смету, которые были утверждены в 1857 году. Подряд на кладочные работы получил Д. М. Тюрин.
В 1861 году была закончена кладка фундамента и цоколя со сводом под полы. От прихожан в епархиальное управление опять поступило прошение о замене предполагавшейся деревянной церкви на каменную. Обследовавший фундаменты епархиальный арх. Э. В. Гарман дал отрицательное заключение о возможности их использования в качестве основания под кирпичные стены. Возобновившиеся в 1863 году строительные работы завершились в 1871 году обшивкой сруба и возведением деревянной ограды. Освятили церковь в 1872 году.
Храм находился в центре села на пересечении двух основных улиц. Это было крупное, крещатое в плане сооружение. Форма креста получалась за счет одинаковых боковых ризалитов, алтаря и удлиненного западного рукава, служившего основанием колокольни. Очертание плана усложняли выступы открытых северного и южного крылец и глухого — западного.
Над средокрестием возвышался четверик основного объема, перекрытый многогранным шатром с луковичной главкой. Ярусность композиции создавалась пониженными частями боковых и алтарного прирубов, имевших двускатные кровли. Прямоугольная в основании трехъярусная колокольня несла аналогичное храму завершение.
Эклектичность стилевого решения церкви содержала «готический» оттенок в оформлении фасадов, что нечасто можно встретить на памятниках деревянной архитектуры. Щипцовый мотив, многократно примененный в построении форм кровель и декоративных деталей, повторенный в рисунке наличников, придавал облику храма композиционное единство и характерный, запоминающийся силуэт.
Через 20 лет после освящения деревянного храма в селе был учрежден строительный комитет по сооружению каменной церкви. Отвод места под постройку выполнил архитектор И. А. Чарушин. Он выбрал участок с северной стороны от существующего храма, приблизив закладку нового здания к трассе красной линии прилегающей улицы под углом к ней. Такая идея привязки имела целью организовать площадь в центре села, но, не получив дальнейшего развития, заглохла, и только расширение ул. Красных Партизан в месте ее пересечения с ул. Советской напоминает об этом.
Проект каменного храма, составленный И. А. Чарушиным, был утвержден в феврале 1902 года. Вскоре заключили контракт с подрядчиком Братухиным и произвели закладку фундамента. Однако финансовые затруднения постоянно тормозили строительство и работы затянулись до 1917 года, после чего больше уже не возобновлялись. Церковь осталось недостроенной, десятилетиями использовалась не по назначению, и только в 90-е годы XX века, после передачи здания приходской общине, северный придел был освящен. Построенная часть здания — прямоугольный в плане одноэтажный объем под простой двускатной кровле. Его культовую принадлежность выдает полукруглая апсида с восточного фасада и специфический характер архитектурного декора, относящий постройку к произведениям псевдорусского стиля.
Внутреннее пространство сооружения поделено на три нефа четырьмя опорными столпами, на которых предполагалось возвести второй ярус наметившегося в плане четверика. Сохранившийся в архиве проект церкви дает представление о замысле архитектора.
Верхней части четверика, завершенной изящным пятиглавием, отводилась роль главного композиционного акцента здания. Его дополняла четырехъярусная шатровая колокольня, фланкированная в основании палатками и соединенная крытым переходом в две оси проемов с основным церковным помещением. Особую живописность облику постройки должны были придавать декоративные шатры, поставленные над угловыми секциями нижнего яруса храма. Западный вход предполагалось оформить крыльцом на двух пилонах с гирьками в арочных проемах. Боковые порталы выделялись лучковыми изгибами карнизов и обогащались индивидуальными наличниками. Не менее выразительно был задуман декор других частей памятника, основными мотивами, которого являются ширинки, колонки, перебитые валиками, килевидные очертания проемов, сухарики, поребрики. Тщательная прорисовка очертаний луковичных маковиц на сложных по набору профилей шейках, щипцовых поясков в основании шатров и тумб-постаментов главок, украшенных килевидными кокошниками, сообщает выразительность силуэтному абрису фасада.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?