Центральный район. Воскресенский Смольный Новодевичий монастырь. Собор Воскресения Христова («Смольный»).

В 1748 г. на месте бывшего дворца Елизаветы Петровны началось возведение по проекту Б. Растрелли комплекса зданий Воскресенского женского монастыря. Центральное сооружение — собор во имя Воскресения Спасителя. Освящен 20 июля 1835 г. Получил наименование «собор всех учебных заведений». Высота 92 м. В 1931 г. он был закрыт, внутреннее убранство расхищено, разграблено. Долгое время здание использовалось как склад, в 1974 г. передано музею истории Ленинграда. С 1990 г. собор используется как концертно-выставочный комплекс. Реставрация собора заканчивается.

Воскресенский (Смольный) собор Воскресенского Новодевичьего монастыря был заложен 30 октября 1748 года по повелению императрицы Елизаветы Петровны и начал возводиться по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли, который руководил работами в 1748-1762 годах.
Строительство монастыря велось с небывалым размахом. По преданию, в него собиралась удалиться сама императрица, «наскучив бременем правления». Однако с началом Семилетней войны с Пруссией строительные работы замедлились, а после смерти императрицы Елизаветы постепенно полностью остановились. Собор оставался недостроенным в течение почти 70 лет. Состояние его постоянно ухудшалось.
В конце 1820-х годов по указанию императора Николая I начались работы по окончательной достройке храма. Решено было сделать его собором всех учебных заведений. Работами руководил архитектор Василий Петрович Стасов. При создании проекта интерьера Стасову пришлось решать сложную задачу: со времени закладки собора прошло 80 лет. На смену барочной пышности пришел классицизм. Несколько раз изменяя проект, Стасов добился простого и строгого решения внутреннего убранства. Белый цвет стен и сводов, сдержанный лепной декор подчеркивают совершенство пропорций растреллиевской архитектуры, благодаря которым огромный храм кажется удивительно легким, наполненным светом. Иконостасы также были белые с золоченой резьбой, перед ними установили великолепные балюстрады из 164 хрустальных балясин, выполненных на Мальцевском заводе Орловской губернии. Они сверкали и переливались в лучах света, наполнявшего зал через огромные окна.
20 июля (ст. ст.) 1835 года митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Серафим освятил собор во имя Воскресения Христова.
В результате затянувшегося строительства Смольный собор приобрел неповторимый облик, соединив великолепные образцы роскошного елизаветинского барокко фасадов и сдержанного классицизма в интерьере. Их кажущаяся несовместимость вызывала попытки изменить внутреннее убранство храма, приблизив его к первоначальному замыслу. Так в 1875-1881 годах в соборе появились новые иконостасы «в духе графа Растрелли», выполненные по проекту архитектора Максимилиана Месмахера.
Собор являлся действующим до начала 1920-х годов. В советское время храм постигла участь многих православных церквей в России: церковные ценности были изъяты, а в 1923 году по решению Петросовета он был закрыт для верующих и использовался как склад.
Убранство Смольного собора постепенно разрушалось. После окончания Великой Отечественной войны здесь еще сохранялись полуразрушенный иконостас, фрагменты кафедры и Царского места. В 1970-х – 1980-х гг. Смольный собор стал филиалом Государственного музея истории Ленинграда, здесь располагалась экспозиция «Ленинград сегодня и завтра».
В январе 1990 года был организован Концертно-выставочный комплекс «Смольный собор», а в июле 2004 года он вошел в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Значительная часть декоративного убранства Смольного собора, к сожалению, утрачена.
Источник: http://www.cathedral.ru/news/231

Строительство Смольного собора длилось почти столетие. Торжественная закладка собора состоялась 30 октября 1748 г. К концу 1760-х г.г. стены храмового здания были выштукатурены и окрашены, а на куполе водружен крест. Однако вскоре после этого работы были остановлены и в течение последующих нескольких десятилетий не проводились. Автор проекта, Ф. Б. Растрелли, руководивший строительством Смольного собора до 1762 г., не успел закончить внутреннюю отделку здания. Лишь спустя более полувека, в 1828-1835 г.г. под руководством архитектора В. П. Стасова недостроенный храм был отремонтирован и осуществлена отделка интерьера. Собор освятили 20 июля 1835 г. во имя Воскресения Христова.
В результате затянувшегося строительства собор приобрел неповторимый облик, соединивший воедино великолепные образцы двух архитектурных эпох: пышного елизаветинского барокко и сдержанно-торжественного классицизма. О том, как Растрелли видел интерьер Смольного собора, можно судить по немногочисленным сохранившимся чертежам, а также деревянной модели Воскресенского Новодевичьего монастыря. Купола на модели разборные, что позволяет увидеть растреллиевский проект (возможно, один из его вариантов) внутреннего убранства главной церкви. Предполагалось использовать в облицовке стен сорта розового и светло-серого мрамора, позолотить капители колонн и все декоративные детали (в том числе, декор пилонов). Парусные своды под барабаном должны были быть украшены цветными росписями с изображением евангелистов.
В 1820-е г.г., когда зданием Смольного собора стали заниматься вплотную, встал вопрос, в каком стиле оформить интерьер. Эпоха Елизаветы казалась далеким прошлым, её даже называли «готической». Стиль барокко воспринимался как устаревший и безвкусный. В результате интерьер собора был оформлен в строгом классическом стиле, полностью соответствовавшем духу нового времени.
Стасов, которому было поручено составление проекта и сметы, постарался сохранить основную идею автора – огромное пространство светлого интерьера, подчеркивающего внутреннюю структуру здания. Архитектор предполагал использовать обильный лепной декор, своды и купол должны были быть украшены росписями в технике гризайль. Из задуманного были сделаны лишь лепные фризы под карнизом и под куполом. Облицовка колонн, пилястр и цоколей искусственным мрамором была возложена на скульптора Н. П. Кампиони, а лепное убранство выполнено мастерской А. Иванова. Непокрытые мрамором поверхности были окрашены белой масляной краской.
Стасов старался не затенить внутреннюю структуру здания, построенного Растрелли. Он запроектировал вместо массивных паникадил жирандоли, расположив их вдоль балкона, по карнизам храма. Под куполом повесили огромную бронзовую вызолоченную люстру. Зимой 1834-35 г.г. изготовили иконостасы, хрустальную балюстраду солии, царское место, кафедру, хоры, железные лестницы в боковых главах. Заказали церковную утварь.
Главный иконостас представлял собой двухъярусную композицию, увенчанную шестиконечным с сиянием крестом и двумя коленопреклоненными фигурами ангелов, выполненными из алебастра художником Петром Васильевичем Свинцовым. Фон иконостасов был белым с золоченой резьбой. Образа для Смольного собора были первоначально заказаны в Академии художеств, однако академики запросили слишком высокую цену, и заказ передали частным художникам. Среди многих мастеров, создававших эти иконы, — Алексей Гаврилович Венецианов, Петр Васильевич Басин, Федор Павлович Брюллов. Для южного придела собора А. Г. Венецианов выполнил запрестольный образ «Предстательство Пресвятыя Богородицы о храме и учебных заведениях». На иконе Божия Матерь окружена поющими ангелами, под Нею — монастырь с собором, церквями в голубых куполах с золотыми звездами. Рядом изображены воспитанницы младших возрастов Смольного института в форменных платьях коричневого, голубого и серого цветов. В центре иконы — девиз Воспитательного общества: «Призри с небесе Боже виждь и посети виноград сей и утверди и его же насади десница Твоя». Этот образ, единственный сохранившийся из живописного убранства собора, находится сегодня в Государственном Русском музее.
Иконостасы трех приделов собора насчитывали 40 икон и отделялись от главного пространства балюстрадами, состоящими из 145 хрустальных балясин, выполненных на Мальцевском заводе Орловской губернии.
У центрального южного пилона было устроено Царское место, частью сохранившееся и сегодня. К нему вели две мраморные ступени с мраморными завитками по сторонам. Над ступенями находилась золоченая сень, увенчанная резной короной и обитая малиновым бархатом, с боковыми занавесами. На противоположном центральном пилоне была укреплена памятная доска белого мрамора, на которой была надпись, выполненная бронзовыми золочеными буквами: «Сей храм наименован собором всех учебных заведений в память императрицы Марии Федоровны благотворительницы юношества. Родилась 1759 г., октября 14. Скончалась 1828 г., октября 24».
Для отопления вдоль стен были установлены 22 круглые печи в железных футлярах, выполненных в виде храмиков, с соединявшимися вверху чугунными трубами. В алтарной части имелись изразцовые печи и мраморные камины.
Собор освещался при помощи установленных на карнизе 154 жирандолей со свечами. Позднее перед иконостасами повесили бронзовые с хрусталем паникадила. На Пасху в храме зажигали 1250 свечей весом более шести пудов. В 1902 г. в Смольном соборе, одном из первых в городе, появилось электрическое освещение.
https://www.mniish.ru/смольный-собор/информационный-блок/убранство/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?