Центральный район. Воскресенский Смольный Новодевичий монастырь.

Ансамбль Воскресенского Новодевичьего монастыря принадлежит к выдающимся произведениям Б.-Ф. Растрелли. Строительство продолжалось с 1748 по 1769 год. Располагавшийся вблизи Смоляного двора, монастырь вскоре стал называться Смольным.
В соответствии с замыслом зодчего, монастырские корпуса образуют крестообразный многоугольник, на внутренних углах которого поставлены четыре церковки с изящными главками. В центре двора, распахнутого с западной стороны, высится 92-метровая бело-голубая ступенчатая громада Воскресенского собора с колоннами по углам. Его боковые башни – колокольни, диагонально развернутые, словно поддерживают среднюю, сливаясь в общую архитектурную группу и легко возносясь над городом. Тем самым блестяще решается задача воплощения в одном здании двух идей – столпообразного храма и традиционного пятиглавия. Богатство отделки фасадов собора не уступает пышности отделки фасадов Зимнего дворца. Смольный собор строился с небывалым размахом. Тысячи солдат были согнан для забивки свай под фундамент и тысячи мастеровых — для возведения стен.
Финансирование из казны было на удивление щедрым и регулярным. Ведь монастырь строился по замыслу императрицы Елизаветы Петровны, которая будто бы хотела отречься от престола в пользу своего племянника великого князя Петра Федоровича, к тому времени объявленного уже наследником престола, и удалиться в монастырь. Но когда через несколько лет величественный храм, готовый соперничать с Иваном Великим, был возведен и оставалось только завершить внутреннее убранство, Россия ввязалась в семилетнюю войну. Денег стало катастрофически не хватать. Строительство собора прекратилось. Да к тому времени и мечты государыни о монашестве постепенно прошли. В результате целых пятьдесят лет почти готовый храм был закрыт для прихожан. Со временем сложилась и зажила в народе легенда, будто службу в храме нельзя совершать сто лет из-за того, что давно, еще тогда, когда кипели строительные, здесь в алтарной части, кто-то из помощников архитектора или строитель наложил на себя руки. Место осквернил и собор будто бы пришлось закрыть. Так это или нет сказать трудно, но строительство монастырского ансамбля приостановилось на долгие десятилетия. Остался неосуществленным и проект сооружения величественной 140-метровой колокольни. Монастырь, открывшийся в 1764 году и занимавший небольшую часть помещений был в 1797 году упразднен. Освободившиеся корпуса занял Вдовий дом, а построенное рядом архитектором Дж. Кваренги новое здание – Смольный институт.
Игорь Грабарь пересказывает знаменательную легенду о Кваренги – архитекторе, подарившем Петербургу не меньше шедевров, чем Растрелли. Так вот Кваренги, не понимавший и «даже презиравший» архитектуру Елизаветинского барокко, говорят, «снимал шляпу каждый раз, когда проходил мимо Смольного монастыря, со словами: «Ecco una chiesa!» (Вот это церковь!)». В 1832-1835 годах архитектор В.П. Стасов осуществил достройку Воскресенского собора. По его проекту был тщательно отделан под мрамор огромный церковный зал, сооружены три великолепных иконостаса, установлена перед алтарями балюстрада из граненого хрусталя, изготовлены из уральского мрамора солея и ступени к ней, воздвигнута проповедническая кафедра, изукрашенная тончайшей резьбой. Храм, освященный после его достройки 20 июля 1835 года, получил наименование «Собора всех учебных заведений». К его достопримечательностям принадлежали иконы работы А.Г. Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы», а также дарохранительница, сделанная из пяти пудов серебра по рисунку архитектора К.А. Тона. Одновременно по проекту В.П.Стасова был выполнен еще целый ряд работ. Между папертью собора и западными корпусами келий протянулась чугунная решетка строгого классицистического рисунка. По сторонам проезда, устроенного к храму со стороны площади, возвели два флигеля, фасады которых позднее были отделаны в стиле барокко.
Кроме того, собор и здания келий охватили невысокой каменной оградой со стройными башенками по углам (частично она была возведена в 1750-1760-х годах). Въезды отметили портиками из тосканских колонн, перекрытыми лучковыми фронтонами. Среди угловых церквей монастырских корпусов особенно интересной была церковь Святых Захария и Елизаветы при Вдовьем доме. Освященная в 1765 году, она располагалась в третьем этаже северо-западной башни (над церковью Александровского Смольного института). Ее достопримечательностью был старинный иконостас начала 18 века. Сохранившийся лепной декор стен и сводов угловых церквей-башен представляет огромную художественную ценность. В частности уцелели фрагменты интерьера церкви Великомученицы Екатерины, находившейся в среднем этаже северо-восточной башни и освященной в августе 1764г. Судьба Смольного Воскресенского собора – детища Б.-Ф. Растрелли и В.П. Стасова – во многом оказалась печальной. Вскоре после Октябрьской революции его великолепное убранство, прекрасные резные иконостасы, хрустальная балюстрада перед алтарями, дорогая проповедническая кафедра – все было сломано, расхищено, уничтожено. На долгие годы разоренный храм превратили в склад.
В 1990 году в здании открылся Концертно-выставочный комплекс. В настоящее время продолжается реставрация собора. В конце августа 2005 г. в юго-западной башне-колокольне открыта смотровая площадка. Сейчас это самая высокая общедоступная смотровая площадка в Санкт-Петербурге.
Литература: Павлов А.П. Храмы Санкт-Петербурга: Художественно-исторический очерк.- 3-е изд., СПб.: Лениздат, 2001 Синдаловский Н.А. История санкт-Петербурга в преданиях и легендах. – СПб.: «Норинт», 1997

В 1730-е гг. наследница царского престола Елизавета Петровна решила провести последние годы своей жизни в тишине и покое монастыря в окружении ста двадцати благородных девиц. Уже будучи императрицей, она приказала построить монастырь на месте “Смольного дома” — дворца, в котором она прожила своё юношество. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей. Архитектор собора — небезызвестный Ф. Б. Растрелли. Однако мастер не дожил до окончания строительства.
Смольному собору суждено было стать самым долгостроящимся зданием: его строительство, начатое в 1748 г., завершилось лишь к 1835 г. Получается, что на возведение и отделку собора ушло целых 87 лет. Собор был заложен в октябре 1748 г., возведение начато в мае 1751 г., но вскоре началась война с Пруссией, после которой финансирования для строительства стало недостаточно и строительство пошло медленно. Открытие Смольного института состоялось 28 июня 1764 г., собор же был достроен архитектором В. П. Стасовым только в 1835 г. Смольный собор был закрыт в 1931 г., однако решение о его закрытии было принято ещё на восемь лет раньше, в 1923 г. За год до принятия решения, 20 апреля 1922 г. из него были изъято всё церковное имущество. Однако иконостас собора был демонтирован гораздо позже, только в 1972 г. В отличие от многих других храмов Санкт-Петербурга Смольный собор не был открыт для богослужений. В 1990 г. в соборе был открыт концертно-выставочный зал, действующий там поныне.
По изначальному проекту также должна была быть построена высокая 140-метровая пятиярусная колокольня. Таким образом, высота этой колокольни на 18 метров превзошла бы высоту шпиля колокольни Петропавловского собора, но впоследствии её пришлось не возводить в связи с недостатком финансирования. Первый ярус колокольни должен был служить триумфальной аркой — парадным въездом в монастырь, второй — надвратной церковью, а в остальных трёх должны были располагаться звонницы. Колокольню должна была завершать маленькая башенка с тремя круглыми окнами и венчающей её главкой с крестом. В настоящий момент модель Смольного монастыря с колокольней можно увидеть в музее Академии художеств.
Монастырский комплекс Смольного собора представляет собой органичное сочетание форм древнерусского зодчества с элементом европейской архитектуры. Бело-голубой собор располагается по центру комплекса. Его высота достигает 93,7 метра, фасады собора украшены с использованием позолоты, на фоне голубых стен красуется белокаменная лепка, что придает собору нарядность и торжественность. Собор обнесен красивейшей ажурной оградой работы архитектора В. Стасова. Вокруг собора расположены четыре церкви и корпуса.
Большой церковный зал храма отделан мрамором, в нем возвышаются три великолепных иконостаса. Кафедра декорирована тонкой резьбой, перед алтарями храма установлена балюстрада из граненого хрусталя. В настоящее время из реликвий собора сохранились иконы А. Венецианова “Воскресение Христово” и “Введение во храм Пресвятой Богородицы”.
Сам Смольный монастырь, первоначально получивший название Воскресенский Новодевичий, но позже для краткости именуемый “Смольным”, был освящен архиепископом Симеоном в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 г. В 1765 г. по высочайшему велению императрицы Екатерины II здания монастыря были отданы под воспитательное заведение для девиц благородного и мещанского происхождения. Государыня всегда интересовалась делами заведения, часто посещала занятия. В скором времени Екатерина II учредила и училище для девиц низших сословий, для чего рядом с монастырем было возведено здание, позднее переименованное в Александровский институт.
К сожалению, в послереволюционные годы с монастырским корпусом обращались небрежно. В Смольном соборе находились склады. С 1990 г. в храме работает концертно-выставочный комплекс. В настоящее время в зданиях бывшего монастыря располагаются различные учреждения, включая Факультет социологии СПбГУ.
https://lifeglobe.net/blogs/details?id=384

На территории монастыря расположены: площадь Растрелли; Парадный двор; Смольный собор; комплекс зданий вокруг собора (+ четыре церкви-башни по углам); сад Смольного собора; стена с фигурными башнями по углам.
В излучине Невы, на её левом берегу, расположен Смольный монастырь. Комплекс его зданий — выдающийся памятник русской архитектуры с бесспорными художественными достоинствами. Здесь в конце XIV в. находилось русское укрепление Канцы, а на противоположном берегу — Спасский посад. После того как в начале XVII в. Ижорские земли перешли под контроль шведов, на месте русского укрепления новые хозяева возвели крепость Ниеншанц, а в районе Спасского посада — форт Сабина. В апреле-мае 1703 г. они были захвачены русскими войсками.
На территории бывшего Спасского посада организовали Смоляной двор, где хранились запасы смолы для нужд русского флота. Рядом с ним построили небольшой скромный домик (Смоляной дом) для Петра I, дворцы для членов царской семьи, знати и придворных. При Екатерине I на месте Смольного дома (так его стали называть) вырос летний Смольный дворец, но он сгорел в 1744 г. В 1748 г. здесь же по приказу Елизаветы Петровны заложили Воскресенский Новодевичий монастырь, получивший второе название — Смольный. Строительство вёл Б. Растрелли.
Ансамбль Смольного монастыря характеризуется замкнутостью пространства, четкой скомпонованностью, симметричностью. Парадный двор, крестообразный в плане, образован келейными корпусами. Во внутренних углах его построены четыре церкви-башни, а в центре — огромный пятиглавый собор. Монастырский комплекс окружает невысокая глухая стена с фигурными башнями по углам.
Смольный собор — главная постройка ансамбля — богато декорирован и отличается изысканной цветовой гаммой. Он производит впечатление монументальности и одновременно легкости, изящества. Растрелли достиг этого благодаря удачно найденному соотношению пропорций, выверенной композиции сооружения.
Елизавета Петровна выразила желание видеть его пятиглавым, подобно московскому Успенскому собору. Поэтому зодчий оформил четыре небольшие изящные главки вокруг центральной главы собора. Императрица также хотела, чтобы в ансамбле монастыря присутствовала колокольня, подобная колокольне Ивана Великого. Растрелли разработал проект этого сооружения высотой 140 м, но воплотить его в жизнь не удалось. О внешнем облике колокольни можно судить по макету ансамбля монастыря, созданному резчиками по дереву и находящемуся ныне в музее Академии художеств.
Сооружение монастыря было приостановлено Семилетней войной. Внутренняя отделка Смольного собора оставалась незавершенной вплоть до 1830-х г.г., когда оформление его интерьеров закончил архитектор В. Стасов. Он создал въезд в монастырь, оформил площадь перед собором.
По материалам книги «Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам», Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. — Смоленск: Русич, 2010 (Памятные места России), https://rus-towns.ru/sankt-peterburg-smolnyj-monastyr/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?