Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь был основан Петром I в июле 1710 года на левом берегу реки Невы. Петр I решил перенести мощи Св. Александра Невского в строящийся Санкт-Петербург и сам наметил место для постройки монастыря. Ошибочно предполагалось, что на этом месте новгородцы, возглавляемые князем, в июле 1240 года разгромили шведские десанты. Останки Александра Невского были перенесены из Владимира в монастырь в 1724 году.
В 1712 году была заложена первая деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Существующая двухэтажная церковь построена в 1717 – 1722 годах. Сооруженное Доменико Трезини здание, расположенное в северо-восточном углу монастырского каре близ главного входа во двор монастыря на правом берегу реки Монастырки (налево от ворот), послужило образцом для более поздних построек. Прямоугольное в плане, с деревянной восьмигранной башней под высоким гранёным куполом со световым фонариком, оно имеет характерные для петровского зодчества высокую кровлю с переломом и декоративную обработку фасадов рустовкой нижнего этажа, пилястрами с ионическими капителями и лепниной в лучковых фронтонах и наличниках. В 1764 — 1765 годах к западному фасаду церкви архитектором М. Д. Расторгуевым был пристроен двухэтажный павильон в формах барокко с лестницей, которая вела в верхнюю, Александро-Невскую церковь.
Верхняя церковь во имя Святого благоверного князя Александра Невского освящена 30 августа 1724 года, в третью годовщину Ништадтского мира, в день перенесения в неё мощей святого Александра Невского. Здесь в серебряной раке мощи покоились вплоть до 1790 года, когда они были перенесены в Троицкий собор. Лепное убранство церкви выполнили Иван и Игнатий Росси. Дубовые царские врата изготовили резчики М. Шестаков и Г. Жариков, образа для церкви написали И. Г. Адольский, И. Я. Вишняков, И. Н. Никитин и Д. Н. Соловьев. К главному алтарю примыкал придел во имя Преподобного Сергия Радонежского, славившийся своим иконостасом. В 1817 — 1819 годах помещение церкви подверглось капитальному ремонту и частичной перестройке в связи с созданием новой большой двухсветной церкви в Духовском корпусе.
Нижняя, Благовещенская церковь освящена 25 марта 1725 года. С самого начала Благовещенская церковь служила усыпальницей членов царской семьи и знаменитых государственных деятелей России. Среди каменных плит пола примечательна надгробная плита за левым клиросом церкви с лаконичной надписью «Здесь лежит Суворов», сочиненной Г. Р. Державиным. Другие захоронения XVIII и XIX веков в этой церкви отмечены надгробиями работы И. П. Мартоса, Ф. Г. Гордеева и других ваятелей. В конце XVIII века к южной стене, у алтаря, была пристроена «палатка» — сводчатая усыпальница — для переахоронения в ней праха графа И. И. Шувалова, И. И. Бецкого, А. А. Нарышкина, А. А. Вяземского и А. А. Безбородко. В 1818 — 1821 годах в Благовещенской церкви были произведены существенные перестройки в связи с расширением Духовского корпуса; тогда же, в 1821 году по проекту лаврского архитектора В. П. Петрова были сооружены каменные ворота с колоннами для проезда в церковь со стороны реки Монастырки. В 1833 году изменилось внутреннее убранство церкви, а в 1838 году был произведен ее капитальный ремонт, и она была вновь освящена. В первые послереволюционные годы в Благовещенской церкви продолжали совершаться богослужения. В 1922 году из неё изъяли церковные ценности. В феврале 1933 года церковь была закрыта; при этом нижнюю церковь передали «музею-некрополю», а верхнюю в 1935 году разделили межэтажными перекрытиями. С 1948 – 1949 годов оба этажа здания заняты экспозицией Музея городской скульптуры. В 1988 году начата комплексная реставрация Благовещенской церкви – старейшей из сохранившихся каменных церквей Петербурга.
Композиционным ядром ансамбля является Троицкий собор — значительнейшее сооружение раннего классицизма, одно из немногих культовых сооружений этого стиля. Величествен видимый издалека со стороны Невы силуэт храма с его могучим куполом и двумя симметричными звонницами. Место для него было выбрано Доменико Трезини в составленном им первоначальном проекте лавры. Первое здание этого собора, построенное архитектором Т. Швертфегером, не сохранилось. Законченную постройку пришлось разобрать до «подошвы» из-за трещин в сводах. Современный храм возведен в 1776 – 1790 годах по проекту и под наблюдением архитектора И. Е. Старова. Скульптурное убранство храма создано скульптором Ф. И. Шубиным. Благородные архитектурные формы собора нисколько не нарушили барочного стиля фасадов монастырских корпусов. Мощный купол храма, поднявшийся вместе с двумя колокольнями над монументальным шестиколонным портиком, удачно завершил формирование всего ансамбля. С Духовским и Феодоровским корпусами собор связали две дугообразные галереи, прорезанные широкими арками проходов. Собор после постройки не раз подвергался ремонту, но его внутренний вид при этом не менялся. Только в 1862 году П. С. Титов заново расписал его по эскизам академика Ф. Г. Солнцева.
Внутри здание очень просторно и совершенно по пропорциям. Сочетая базиликальную форму сцентрально-купольной, собор представляет собой в плане латинский крест. Главный неф искусно декорирован приставными коринфскими колоннами с золочеными капителями. Через шестнадцать окон главного барабана, поддерживающего купол, внутрь здания льются потоки света. Интересна композиция иконостаса, исполненного из белого итальянского мрамора и задуманного Старовым в виде полукруглой ниши с царскими вратами в глубине. Их венчает символическое облако в сиянии лучей. В соборе много икон и полотен, исполненных известными художниками: образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса, картина «Спаситель Благословляющий» Антониса ван Дейка, «Воскресение Христово» Питера Пауля Рубенса.
Это выдающийся памятник архитектуры в стиле русского классицизма, вершина творчества И. Е. Старова.В соборе захоронена частица мощей Св. Апостола Андрея Первозванного и мощи Св. Александра Невского. После революции ограбленный при изъятии церковных ценностей собор на несколько лет (1923 – 1926) перешел к обновленцам. В декабре 1933 года храм был закрыт. После возвращения храма Православной церкви в 1957 году в нем проведены реставрационные работы, власти вернули часть икон.
Крупные реставрационные работы в соборе проведены также и к 1000-летию крещения Руси в 1986 – 1988 годах. В 2000 году перед собором установлен памятный знак, посвященный двухтысячелетию Рождества Христова.
Одновременно со строительством Свято-Троицкого собора, над центральным входом в лавру со стороны круглой площади в конце Невского проспекта по проекту И. Е. Старова в 1783 – 1785 годах возведены святые ворота с Надвратной церковью, освященной во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости». Главный фасад церкви зодчий украсил пилястрами дорического ордера. Алтарный выступ восточного фасада, обращенного в сторону Невы, он уравновесил таким же выступом западного, в котором разместил лестницы, ведущие в церковный зал, расположенный над воротами. Здание увенчивает низкий купол. С двух сторон к церкви примыкают невысокие каменные ограды, ограничивающие площадь.
Приходская церковь на втором этаже здания освящена 15 июля 1786 года. В 1806 году стены храма были расписаны, а в 1860 году она была капитально отремонтирована под смотрением архитектора М. А. Щурупова. В январе 1904 года в этой церкви был открыт латышский приход. Церковь закрыта в октябре 1931 года. Долгое время в ней размещалась дирекция Музея городской скульптуры, однако 30 апреля 1993 года власти вернули эту церковь епархии.
В 1717 году была построена и освящена каменная церковь во имя Святого Лазаря при основанном в 1716 году Лазаревском кладбище, где была погребена любимая сестра Петра I Наталья Алексеевна. На этом кладбище захоронены М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, Л. Эйлер, Дж. Кваренги, И. Е. Старов, Ф. И. Шубин, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, П. К. Клодт, Ж. Ф. Тома де Томон, М. И. Козловский, В. Л. Боровиковский, И. П. Мартос, Н. Н. Гончарова-Ланская. и многие другие деятели культуры, науки и знатные особы. В 1787 году каменный храм был расширен за счет ризницы и трапезной, возведенной на месте разобранной деревянной постройки на деньги И. П. Елагина. В последующие два года граф Н. П. Шереметев дал средства на новый иконостас и пристройку притвора, расширенного в 1835 году по проекту Т. Я. Тиблена на средства Д. Н. Шереметева, после чего церковь приобрела современные размеры. В церкви находится семейная усыпальница графов Шереметевых, здесь также похоронены гр. А. П. Шувалов, гр. М. Ю. Вильегорский, кн. И. Ю. Трубецкой, гр. Г. А. Строганов, адмирал А. С. Шишков и основатель Херсонской крепости И. А. Ганнибал.
Интерьеры Лазаревской церкви, закрытой в 1923 году, и пристройки к ней подверглись перестройкам, после которых от убранства церкви сохранилось очень немногое. В 1932 году был разобран иконостас и расхищены многие иконы и остатки церковного имущества.
К югу от собора расположен двухэтажный Феодоровский корпус, который в 1725 году начал строить Т. Швертфегер, в 1742 году продолжил П.А. Трезини, а после его отъезда завершил И. Росси. Среди первых сооружений монастырского ансамбля была и церковь во имя Святого Феодора (брата Александра Невского), построенная по проекту Пьетро Антонио Трезини в 1745 – 1750 годах в юго-восточном углу комплекса. Завершил строительство архитектор М. Д. Расторгуев. Композиция и формы здания, где она находилась, в основном повторяли архитектуру здания Благовещенской церкви, отличаясь лишь некоторыми деталями.
К 1766 году отделка верхнего и нижнего храмов закончилась. Освящение церквей задержалось до 1770 года, когда верхняя была наречена во имя Феодора Ярославича, нижняя – во имя Иоанна Златоуста. В 1840 году оба храма подверглись переделке. Иконостасы были заменены, и в них поместили образа работы Д. Антонелли. После переделки храмы 17 сентября 1842 года были переосвящены: верхний – во имя свт. Николая Чудотворца, нижний – благоверного князя Феодора. Верхняя церковь называлась прихожанами Никольской домовой в отличие от Никольской кладбищенской церкви. С 1806 года до начала XX века в нижнем храме производились захоронения. Именно здесь погребены многие грузинские и имеретинские царевичи, умершие в Петербурге; здесь же находились захоронения многих духовных лиц, участвовавших в управлении монастырём и Санкт-Петербургской епархией во второй половине XVIII и начале XIX веков.
В 1889 году с алтарной стороны по проекту Г. И. Карпова начата постройка усыпальницы митрополита Исидора, освящённой 6 октября 1891 года как придельная церковь прп. Исидора Пелусиота с двухъярусным иконостасом. За четверть века в ней было проведено свыше 150 захоронений.
С октября 1930 года Феодоровская церковь не действовала, но окончательно оба храма были закрыты в ноябре 1931 года, а Исидоровская церковь – тремя месяцами позднее. Декоративное оформление интерьеров Феодоровского храма частично сохранилось до наших дней. Большая часть размещенных здесь захоронений была уничтожена, а могилы разграблены. Церковь св. Исидора была полностью перестроена.
Духовской корпус, связывающий Троицкий собор с Благовещенской церковью, был построен по проекту Доменико Трезини в чисто барочном стиле. Его строительство началось в 1717 году. 6 июня 1820 года в нем была заложена церковь, автором которой является лаврский архитектор В. П. Петров. Чтобы разместить церковь он пристроил с востока к корпусу алтарь, а с запада – паперть.
Освящение нового храма 18 мая 1822 года произвел митрополит Серафим. Двухсветный храм, декорированный коринфскими колоннами, украшал высокий, до потолка, ампирный иконостас, образа написал Д. Антонелли, лепные работы выполнил М. Зорин. По окончании строительства Духовского храма на его хорах 18 июня 1822 года был освящён небольшой придел преподобного Сергия Радонежского. В 1867 году церковь отремонтирована и украшена росписью Р. Ф. Виноградова. Еще до освящения, в 1820 – 1821 годах, в Духовской церкви произвели несколько погребений, в том числе её основателя, митрополита Михаила (Десницкого). Усыпальница использовалась для захоронений вплоть до начала XX века. Всего в ней было 172 захоронения. 1 февраля 1881 года при огромном стечении народа в церкви состоялось отпевание тела Ф. М. Достоевского.
В 1894 — 1895 годах справа от алтаря Духовской церкви, ближе к Свято-Троицкому собору, над склепом семьи Галуновых, была пристроена небольшая придельная церковь во имя святой мученицы Евдокии, освященная 12 марта 1895 года.
Церковь святой Евдокии была закрыта в 1933 году, позже её помещение было перестроено. Духовская церковь была закрыта в лавре последней, в середине января 1936 года и сразу началось разрушение её интерьера и осквернение могил. До своего закрытия, особенно в 1920-е годы, храм играл большую роль в православной жизни города. В 1949 году Духовской корпус возвращен епархии, а в следующем году в покоях митрополита была освящена его домовая церковь св. Александра Невского, закрытая в 1961 году, когда корпус был снова отнят властями. Сейчас в помещении храма – городская станция переливания крови.
Из-за тесноты Лазаревского кладбища в 1823 году справа от него было основано еще одно, вначале называвшееся Ново-Лазаревским. Храма на этом кладбище долго не было. В 1869 – 1873 годах над семейным склепом братьев Полежаевых была возведена Тихвинская церковь по проекту Н. П. Гребенки. Освящена она была 2 февраля 1873 года.
Церковь была построена в русско-византийском стиле и имела в плане форму креста. В церкви находилась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. По названию церкви и само кладбище вскоре стало называться Тихвинским. В 1901 году небольшое здание было отремонтировано под руководством лаврского архитектора Л. П. Андреева. Храм был закрыт в сентябре 1931 года и в 1935 году передан под почту. Церковь эта сохранилась, правда утрачен шатёр. Ныне в ней находится выставочный зал Музея городской скульптуры. Полностью уничтожена была небольшая часовня, располагавшаяся южнее церкви.
В восточной части лавры, между Невой и оградой поначалу намечалось разбить сад, но в 1861 году был утвержден проект Г. И. Карпова нового, третьего по счету, лаврского кладбища. Как и на других, на нем было погребено немало выдающихся людей, среди которых адмирал Г. И. Бутаков, герой Порт-Артура генерал Р. И. Кондратенко, писатели И. А. Гончаров и Д. Н. Мамин-Сибиряк, поэт А. Н. Апухтин, литературовед Ф. Д. Батюшков, издатель А. С. Суворин, художник К. Е. Маковский. Старинное кладбище сильно пострадало в 1960-х годах при реконструкции восточной части площади и строительстве транспортной развязки у моста Александра Невского, когда оно было сильно сокращено в размерах. На этом кладбище похоронены также последние митрополиты Ленинграда, историк Л. Н. Гумилёв и первый мэр города А. А. Собчак. Это единственное действующее кладбище в Александро-Невской лавре.
Храм на кладбище был выстроен в 1868 — 1871 году. Церковь с деревянным куполом строилась на кладбище по проекту Карпова на средства купца Н. И. Русанова, устроившего в цокольном этаже семейную усыпальницу. Ризница и вся утварь церкви были приобретены и принесены в дар церкви Русановым. Работы длились два года и закончились в 1871 году освящением. Находившаяся в храме икона Николая Чудотворца широко почиталась.
Церковь была закрыта в декабре 1932 года. В начале мая 1985 года она была вновь освящена после реставрации и используется для ранних обеден.
Архиерейский (или митрополичий) дом — выдающийся памятник гражданской архитектуры XVIII века. Он был воздвигнут на западной стороне монастыря в 1756 – 1758 годах по проекту М. Д. Расторгуева и имел вид двухэтажного здания, соединенного одноэтажными крыльями с угловыми башнями. По окончании постройки сюда была перенесена существовавшая еще с 1743 года митрополичья церковь, и в 1767 году она была освящена в покоях, в юго-восточной части, во имя Всех Святых.
После надстройки дома церковь была перемещена и 3 февраля 1819 года снова освящена митрополитом Михаилом уже в честь Архангела Михаила. В 1851 году небольшой храм был расширен притвором. Закрыта церковь, очевидно, в начале 1920-х годов, до последнего времени в ее здании размещалось объединение «Прометей».
Небольшая двусветная Успенская церковь с хорами заложена 16 июня 1861 года в южной части митрополичьего дома, на третьем этаже. В это время А. М. Горностаев вел в доме надстройку боковых крыльев. 23 июня 1863 года митрополит Исидор освятил домовой храм, а 13 августа того же года — его левый придел во имя святителя Тихона Задонского.
Иконы в двухъярусном иконостасе написал С. В. Постемский, роспись стен и потолка произвел П. С. Титов по эскизам Ф. Г. Солнцева.
Церковь была закрыта в 1926 году; святыни храма были изъяты, а помещение перестроено и передано Педагогическому музею, а затем объединению «Прометей».
Домовая церковь Покрова Пресвятой Богородицы и Святого Преподобного Палладия на хорах братской трапезной появилась после того, как в 1896 году архитектор Л. П. Андреев начал расширять трапезную в митрополичьем доме. Митрополит Палладий освятил оба её придела 23 марта 1897 года — во имя Покрова Пресвятой Богородицы и своего святого покровителя – преподобного Палладия. Закрыта, очевидно, при ликвидации резиденции митрополита в 1920-х годах. Помещение храма при трапезной было полностью перестроено.
Здания Феодоровского корпуса, находящееся в юго-восточном углу монастырского каре; Просфорного и Семинарского корпусов, Митрополичий дом построены в середине XVIII века М. Д. Расторгуевым. Юго-западная и северо-западная угловые башни, возведенные в 1772 – 1774 годах, повторили формы Благовещенской и Феодоровской церквей.
В начале XX века на территории Лавры размещалось 16 церквей. На протяжении двух столетий в храмах лавры хоронили царских особ и виднейших государственных и церковных деятелей. C 1920 года до сих пор весь ансамбль находится под охраной государства как памятник архитектуры. Несмотря на это, в 1931 – 1936 годы, когда были закрыты все храмы Лавры, во многих зданиях комплекса обосновались различные мастерские, разгрому подверглась Духовская церковь.
После многочисленных ходатайств верующих города Свято-Троицкий собор был возвращен Православной церкви в 1955 году, реставрирован и вновь освящен 12 сентября 1957 г. в день Святого князя Александра Невского. Только в 1985 году возобновились богослужения в Никольской церкви.
В 1991 году городские власти приняли решение о постепенном возвращении епархии всего комплекса лавры. С 1996 года началась поэтапная передача храмов и построек Лавры Санкт-Петербургской епархии. Тогда же в стены митрополичьего корпуса вернулось Епархиальное управление, восстанавливается келия духовника лавры преподобного Серафима Вырицкого, Духовской, Просфорный и Феодоровский корпуса.
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в Санкт-Петербурге, в конце Невского проспекта, при впадении Черной речки в Неву, на том месте, где, как полагают, великий князь Александр Невский в 1240 году одержал знаменитую победу над шведами. Основана в 1710 году императором Петром Великим; в 1797 году возведена на степень лавры. Середину лавры занимает Свято-Троицкий собор. Первоначальное основание его положено в 1716 году императором Петром I. В 1753 году собор был окончен, но вскоре замечены были трещины в стенах и, по Высочайшему указу императрицы Елизаветы Петровны, через 2 года храм был разобран до фундамента. В 1776 году императрица Екатерина II именным указом повелела построить соборную церковь по проекту архитектора Старова и под наблюдением архиепископа (впоследствии митрополита) Гавриила.
В 1778 году, 30 августа, была совершена закладка собора, а 30 августа 1790 года состоялось торжественное освящение его. Все здание собора замечательно по своему величеству и изяществу. Длина храма с папертью 35, ширина 20, ширина купола 8, высота храма с куполом 9 сажень. Над всем зданием собора возвышается небольшая глава, в виде пирамидального фонарика, покрытая бронзовыми вызолоченными листами, с таковым же вызолоченным крестом. К западным углам храма примыкают две четырехугольные, двухэтажные, 22-саженной высоты колокольни, украшенные карнизами, полуколоннами и капителями. На северо-западной колокольне находится замечательный колокол, в 800 пудов, вылитый в 1658 году иждивением патриарха Никона и перевезенный сюда из Иверского монастыря в 1724 году. На другой — юго-западной колокольне находятся боевые часы с 5 малыми колоколами, устроенные в 1793 году. С западной стороны устроена паперть с колоннадами и 3 входными дверями. Внутренние стены собора покрыты разными колерами. Большой купольный свод разделен на 16 разделений, вокруг овалы с головками, а между оными висячие гирлянды и пилястры с перевивками. В верхнем своде изображен Господь Саваоф, а на большом продольном своде и двух поперечных сделаны украшения из арабесков; в купольных лунетах написаны 4 Евангелиста «с их признаками». Над боковыми входными дверями написаны 2 образа: с правой стороны — святого благоверного князя Александра Невского с его воинством, а с левой — святых жен Мироносиц, приходящих ко гробу Иисуса Христа.
В 1806 году, по желанию императора Александра I и на сумму из Кабинета Его Величества, внутренность церкви украшена арабесковою живописью, стенные карнизы украшены 20 гипсовыми изображениями святых апостолов и других святых. Иконостас — из белого итальянского мрамора. Красный сибирский агат проложен вокруг местных образов и по сторонам северных и южных дверей алтаря. Бронзовая работа с позолотою украшает мраморные столбы иконостаса. Местные образа — Воскресшего Спасителя и Явления Богоматери 12 апостолов на третий день после успения и Господа Саваофа (поверх иконостаса) написаны по одобренным рисункам художником Акимовым. Царские двери сделаны из старорусского дуба, и в них 6 круглых образов написаны на меди живописцем Мейтерлейтеном. Престол из того же старорусского дуба с 2 кипарисовыми досками. Против правого клироса у столба устроено царское место.
В нише, за правым клиросом, в великолепной серебряной раке, устроенной усердием императрицы Елизаветы Петровны из первого серебра, добытого в Колыванских рудниках, почивают мощи святого князя Александра Невского (см. 23 ноября). Святая рака украшена чеканным барельефами, представляющими важнейшие подвиги из жизни святого князя и его преставление. На верхней доске раки написан на полотне образ святого Александра Невского во весь рост. Серебряная крышка раки утверждена над нею в виде балдахина. На крышке — серебряная подушка, отливная, на которой утверждены княжеские регалии: корона, держава и меч. В углублении, позади раки, сооружена высокая серебряная пирамида с чеканными изображениями святого князя и супруги его с крестом в руке. Над этими изображениями — чеканный накладной шлем и над ним чеканные воинские доспехи. По сторонам — отливные вазы с цветами, а повыше их два литые изображения ангелов с серебряными щитами. По обеим сторонам пирамиды поставлены литые из серебра трофеи святого князя, с воинскими доспехами и оружием старого времени. Перед ракою 4 серебряных вызолоченных лампады, принесенные в дар Высочайшими Особами. Справа от раки помещается на столе, в металлической раме, ключ Адрианополя, принесенный в дар обители императором Николаем I после войны за освобождение Греции от турецкого ига в 1829 году. На правой стороне пирамиды перед святою ракою Нерукотворный Образ Спасителя в сребропозлащенной ризе, с красным яхонтом, обложенным бриллиантами, в венце. Внизу образа, на ризе, под простым камнем, обложенным бриллиантами, хранится часть ризы Господней. На левой стороне пирамиды пред святой ракою Владимирская икона Божией Матери, древневизантийского стиля; по преданию, эта святая икона принадлежала святому Александру Невскому и вместе с его мощами принесена из города Владимира.
Близ мощей святого Александра Невского поставлен литой из серебра аналогий с кивотом, в котором хранятся святые иконы и малые ковчеги с частью животворящего древа креста Господня и многими частицами мощей: апостола Андрея Первозванного, трех вселенских святителей, царя Константина и других угодников Божиих. Прямо против мощей святого Александра Невского, в нише, по желанию императрицы Екатерины II, поставлен иссеченный из белого мрамора поясной барельефный бюст митрополита Гавриила в малом архиерейском облачении, для увековечения памяти о трудах его при сооружении соборного храма. В храме много дорогих икон и картин, писанных лучшими художниками — иностранными или отечественными с известных оригиналов: все они пожертвованы императрицей Екатериной II, ко дню освящения соборной церкви и после ( в 1790 и 1794 годах). Из них особенно замечательны: в алтаре, на горнем месте, икона Благовещения Пресвятой Богородицы, работы известного художника Рафаэля Менгса ( 1779 год); над южными алтарными дверями — Спасителя благословляющего, фламандского художника Антуана Ван-Дика ( 1641 год); над северными — Богоматери с Предвечным Младенцем, кисти Куверчино; на правом и левом клиросах иконы венецианского художника Бассано; по сторонам боковых северных дверей — Снятие со креста, работы Рубенса (1640 год). Кроме соборного храма, в Лавре, обнесенной каменной оградой, есть еще 10 церквей.
В Благовещенской церкви, за левым клиросом, находится могила великого русского полководца А.В. Суворова с краткою надписью на белой мраморной плите: «Здесь лежит Суворов». Некоторые храмы и 3 лаврских кладбища наполнены могилами Царственных особ и великих русских людей. Тут покоится много славных духовных лиц, самоотверженных слуг отечества, незабвенных писателей, художников, благотворителей, из могил которых ясно слышатся великие заветы нам, потомкам их — любить родину и служить ей добросовестно по мере своих сил. В ризнице и библиотеке хранится множество драгоценных царственных приношений и достопримечательностей, между прочим: икона «Моление о чаше», золотая, литой оборонной (чеканной) работы, на ляпис-лазури, украшенная драгоценными камнями, присланная папою Пием VI в дар императрице Екатерине II; икона, изображающая победу Константина Великого над Максентием, весьма художественно вырезанная на самом чистом перламутре; великокняжеская корона святого Александра Невского; трость и маршальский жезл императора Петра I; трость янтарная императрицы Екатерины II; кровать императора Петра I, на которой он почивал во дни гонения в Лавре на Страстной седьмице; крест, найденный на Куликовом поле; серебряный наконечник к палке, относимый ко временам до Рождества Христова. Лавра считается по степени третьей и находится под управлением митрополита Санкт-Петербургского, который имеет здесь свое пребывание и носит звание священно-архимандрита Лавры. При Лавре — духовное училище, семинария и Духовная Академия.
Ежегодно 30 августа совершается в Лавру крестный ход из Исаакиевского собора. Александре-Невская Лавра, хранящая в себе великую народную святыню, дорога каждому русскому человеку. Она представляет собою священный памятник великому русскому мужу, который так славно подвизался для блага своей родины и ныне предстоит молитвенником пред Богом за весь русский народ. Этот священный памятник святому князю Александру царственными заботами создан и царственными щедротами благолепно украшен: каждый шаг в этой обители вызывает воспоминание о благоговейном усердии и любви наших Боговенчанных царей и цариц и благоверных князей ко святому их предку и покровителю. К Лавре приписана Александре-Невская киновия, на берегу реки Невы, на Выборгской стороне, в Шлиссельбургском участке.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Домовую церковь в честь преподобного Серафима Вырицкого обустроили на втором этаже Федоровского братского корпуса Лавры. На месторасположение кельи указало сразу несколько человек, бывавших на исповеди у преподобного еще во времена его пребывания в обители: Серафим Вырицкий был духовником Лаврской братии. Это две сдвоенные комнаты, размеры которых позволили устроить в них полноценный небольшой храм, в котором можно будет совершать службы даже архиерейским чином. В храме установили резные Царские ворота, еще предстоят работы по обустройству интерьера. Церковь планируется освятить после окончания создания иконостаса. 28 декабря 2007г. в церкви была отслужена Божественная литургия. По материалам СМИ
Когда Петербург ещё только строился, в нём появился монастырь, призванный стать духовным оплотом столицы, — монастырь во имя Святой Троицы и св. Александра Невского. С тех пор много воды утекло в Неве. Немало повидали город святого Петра и монастырь святого Александра.
Хотя «официальная» история Александро-Невской Лавры ведётся с 1713 года, когда в обители была освящена первая — тогда ещё деревянная — Благовещенская церковь, по факту северная Лавра старше на три года. В 1710 году Пётр I осмотрел место близ впадения Чёрной речки (после появления восточной части Обводного канала, разделявшего реку на две части, эту её часть назвали Монастырской) в Неву и предназначил его для строительства образцового столичного монастыря в память о победе святого благоверного князя Александра Невского над шведами в 1240 году. В 1712 году Пётр назначил настоятелем Невской обители, пока ещё существовавшей лишь в проекте, бывшего хутынского архимандрита Феодосия (Яновского) — «дабы начинал на осмотренном месте строить монастырь». Архимандрит Феодосий к тому времени подвизался в северной столице уже несколько лет, исполняя обязанности «духовного судьи». Царь ценил его талант администратора и был спокоен за судьбу своего детища.
Средства на строительство выделялись немалые: в том же 1712 году к обители был приписан крепкий в хозяйственном отношении Валдайский Иверский монастырь. Доходы со всех его вотчин теперь отправлялись в Петербург. Что касается земельных владений, изначально приписанных к Александро-Невскому монастырю, то они составляли пять тысяч квадратных саженей на обоих берегах Невы. Пётр I мыслил новый монастырь не только как духовный оплот Санкт-Петербурга (хотя создание такового оплота также предсталялось ему немаловажным — недаром он перенёс в монастырь из Владимира мощи святого князя Александра Невского). Ему ещё не давали покоя мечты об идеальной — в его понимании — обители. Монашество, мнилось самодержцу, должно стать своего рода орденом, несущим благотворительно-образовательное послушания и приносящим «действительную общественную пользу». Монастыри, считал Пётр, должны обслуживать богадельни, дома для престарелых солдат, больницы, школы и прочие подобные заведения. Ничего плохого в этом, конечно, нет. Монастыри всегда занимались и делами благотворительности, и духовным просвещением. Но и благотворительность, и просвещение были лишь сопутствующими функциями обители. Главным оставалось монашеское делание, молитва. Вот Невский монастырь и признан был стать образчиком монастырей нового типа для всей России. Помимо прочего, предполагалось, что именно отсюда станут выходить церковные иерархи — образованные, мыслящие в государственном ключе. С этой идеей государя был вполне согласен архимандрит Феодосий. Более того, именно он в 1713 году испрашивал у Петра «благоволения, дабы, кроме здешнего монастыря, монахов в архиереи и в знатные архимандриты не производить». Царь указом подтвердил такое положение вещей. Любопытно, что на другой год после этого царского указа насельником Невского монастыря был всего один иеромонах. Братство подбиралось вдумчиво и серьёзно. Из разных русских монастырей выписывались в столицу самые грамотные, самые богословски просвещённые и широко мыслящие монахи. При таком подходе наполнение обители не могло быть скорым. В 1714 году в ней состояли 4 иеромонаха и 2 иеродиакона. Немногочисленность братии не мешала, впрочем, исполнению замысла царя о Невском монастыре как рассаднике архиереев. Уже в 1716 году здешний иеромонах Иоаким был хиротонисан во епископа Астраханского, а иеромонах Павел — во епископа Вологодского. Так складывалась новая традиция. В последующие десятилетия значительная часть епископата Русской Православной Церкви вышла именно из стен Александро-Невского монастыря.
Одновременно с созиданием традиций созидались и стены столичной обители. Каменное строительство в монастыре началось в 1717 году по «Генеральному плану», составленному Доменико Трезини. В 1722 году освятили Благовещенскую церковь — первый каменный храм. К 1727 году в обители было четыре храма, колокольня с пятью колоколами, пять каменных корпусов, деревянные кельи и сад. Правда, затягивалось строительство Троицкого собора — доминанты всего архитектурного комплекса, — но всё же монастырь постепенно приобретал обжитой вид. В 1797 году Александро-Невский монастырь, согласно именному указу Павла I, получил статус Лавры «со штатом наравне с Киево-Печёрскою и Троицкою Сергиевскою». К этому времени в обители уже сложились собственные традиции — особенно в том, что касается богослужений, которые отличались большой торжественностью. Ещё во времена Петра I здесь появилась своя певческая школа и было введено нотное пение. К концу ХVIII века митрополичий хор, певший за богослужениями в Свято-Троицком соборе, ни на йоту не уступал придворным певчим. Свой расцвет лаврская певческая школа переживала в начале ХIХ века, когда регентом здесь служил протоирей Пётр Турчанинов, виднейший духовный композитор своего времени. Он переложил на ноты многие древние песнопения.
В начале ХХ века капитал Александро-Невской Лавры насчитывал до трёх миллионов рублей, а земельные владения превышали тринадцать тысяч десятин (и это при том, что в Петербурге лаврские земли постоянно отчуждались от неё: либо сама Лавра отдавала их для возведения богоугодных и учебных заведений, либо их забирали для общественных нужд — под строительство Обводного канала или Николаевской железной дороги). Основной доход Лавра получала от строительства домов на принадлежавших ей участках в Петербурге. Доход этот тратился в основном на благотворительность: монахи содержали дом призрения, Исидоровское женское епархиальное училище, богадельню для отставных военных. С началом Первой мировой войны на лаврские средства был оборудован и отправлен на фронт передвижной лазарет, а в самом Петербурге монастырь открыл ещё и госпиталь.
Размеренная жизнь для Лавры кончилась после Октябрьской революции. Уже 13 января 1918 года Александра Коллонтай приказала произвести реквизицию имущества «отделенной от государства» Лавры. На первый раз монастырское имущество удалось отстоять, но события развивались неумолимо. В том же 1918 году все жилые здания Лавры перешли в ведение Петросовета, а на территории монастырского каре, прямо перед Свято-Троицким собором, устроили так называемую «Коммунистическую площадку» — некрополь для большевиков. В мае 1922 года, несмотря на протесты верующих, была вскрыта рака с мощами святого благоверного князя Александра Невского. В 1923 году у Лавры отобрали практически все здания, кроме храмов, к тому же она оказалась терзаема расколом: ещё в сентябре 1922 года её захватили обновленцы. На другой год Патриаршей Церкви всё же удалось вернуть себе часть храмов, но вскоре в стены Лавры проник новый раскол — иосифлянский, названный так по имени митрополита Иосифа (Петровых). Митрополита Иосифа перевели на Ленинградскую кафедру с Ростовской в 1926 году, но после единственной пастырской поездки в свой кафедральный город он вынужден был вернуться в Ростов, где оставался довольно долго, руководя епархией через своих викариев. Ненормальность подобного положения побудила Священный Синод во главе с митрополитом Сергием (Страгородским) перевести владыку на Одесскую кафедру. Не сумев руководствоваться в этом случае заботой о благе и без того истерзанной Церкви, митрополит Иосиф воспринял это как оскорбление. К тому же он вообще относился к митрополиту Сергию с недоверием, не одобрял его действия, а некоторые из них считал неканоничными. К 1928 году ситуация вылилась в раскол. Сам митрополит Иосиф, расстрелянный в 1937 году под Чимкентом, так и примирился с Церковью, а в Лавре раскол «уврачевала» железная рука новой власти: в начале 1936 года здесь был закрыт последний действующий храм — Свято-Духовский. Около десяти лет стояли мёртвыми лаврские храмы. Лишь в 1946 году Церкви вернули Свято-Духовский храм Лавры — для размещения Ленинградского епархиального управления.
В 1956 году, уважив, наконец, многочисленные ходатайства ленинградского архиерея (сначала Григория (Чукова), затем — Елеферия (Воронцова)), Церкви передали Свято-Троицкий собор — в качестве приходского храма. На несколько лет сложилась ситуация, беспрецендентная для советской реальности: рядом стояли два действующих храма. Но в 1961 году власти исправили свою оплошность, вновь отобрав Свято-Духовскую церковь. Процесс передачи Александро-Невской Лавры Церкви и возобновления в ней иноческой жизни был долгим и непростым. В 1985 году возвратили Никольскую кладбищенскую церковь. В 1989 году трудами митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (будущего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси) в Троицкий собор из музея атеизма вернулись мощи святого благоверного князя Александра Невского. В 1995 году Лавре передали часть Свято-Духовского корпуса, куда заселились первые, пока ещё очень немногочисленные, насельники возрождающейся обители. Первым исполняющим обязанности наместника был назначен епархиальный духовник архимандрит Кирилл (Пачис). В октябре 1996 года наместником Лавры стал архиманрдрит (ныне епископ Выборгский) Назарий (Лавриненко). Первое монастырское богослужение в Троицком соборе прошло 14 сентября 1995 года, а спустя два с небольшим года приходское собрание собора было упразднено, и он получил статус монастырского.
5 апреля 1996 года состоялось «символическая» передача лаврского архитектурного комплекса Церкви (на тот момент большинство зданий Лавры принадлежало ЦНИИ «Прометей»). Но фактически возвращение зданий затянулось. К началу 2000 года только четверть означенных в акте о передаче строений находилась в пользовании Лавры. Акт об окончательном возвращении зданий был подписан 18 апреля 2000 года. К этому времени в Лавре проживало более двадцати насельников. За те почти уже двадцать лет, что минули с начала возрождения Лавры, обитель прошла долгий и тяжёлый путь. В эти годы вновь формировался процесс жизнедеятельности Лавры как действующего по всей строгости устава монастыря. В наши дни Александро-Невская Лавра является, как когда-то, духовным оплотом северной столицы. Богослужения совершаются здесь строго по уставу, монастырская жизнь идёт свои чередом…
Из журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №36, 2009 г.
Александро-Невская лавра вместе с северной российской столицей перенесла страшную ленинградскую блокаду. Её стены и здания могут немало рассказать о тех страшных 900 днях и ночах. Так, некоторые фонды ленинградской Публички хранились тогда именно в Александро-Невской Лавре. Все они были упакованы, сняты со стеллажей и сохранены. Часть скульптурных деталей с памятников Некрополя мастеров искусств, входившего с момента своего создания в Музей городской скульптуры, музейные работники перенесли в Благовещенскую церковь и спрятали под полом усыпальницы. В результате потери некрополя оказались незначительны — в частности, прямым попаданием авиабомбы был уничтожен памятник на могиле актрисы В. Асенковой. В блокадные времена по заказу музея известные художники выполнили рисунки и акварели самых выдающихся памятников Лазаревского кладбища и Благовещенской усыпальницы. Эти работы не только иллюстрируют работы по спасению памятников, но и показывают разрушения, причинённые монастырю варварскими бомбардировками.
В Лавре с конца 1941 года размещался приёмно-распределительный госпиталь №1. Вообще, в те годы посещение упразднённой обители становились высоким уроком патриотического воспитания. Могилу А. В. Суворова, находившуюся в Благовещенской церкви, тогда привели в образцовый порядок. Осенью 1942 года притвор Троицкого собора, где ранее находилась рака с мощами св. Александра Невского, получил декоративное оформление, а в самом храме чуть позже была устроена выставка, посвящённая святому благоверному князю.
Из журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №36, 2009 г.
15 июля 1240 года новгородский князь Александр Ярославич, преодолев упорное сопротивление шведов у Чёрной речки, нынешней Монастырки, одержал над ними знаменитую победу, за что и вошёл в историю под именем Невский. Через 463 года после этого события Пётр I здесь же, вновь наголову разбил шведов и основал на Неве город Петербург. Через некоторое время он велел заложить монастырь во имя доблестного воина великого князя Александра Невского. Александро-Невская лавра, или Александров храм, как его называли в ХVIII веке, построена на том месте у Невы, где перед сражением Александра со шведами воин Пелгусий увидел во сне святых Бориса и Глеба, которые спешат на помощь своему сроднику, то есть Александру. На самом деле эта битва произошла далеко от будущей столицы: при впадении в Неву реки Ижоры. Не знал этого Пётр? Или ошибка была умышленной? Ведь возведение монастыря имело очень большое политическое значение: оно подчёркивало божественный промысел при основании Петербурга и непрерывность исторической традиции борьбы за выход России к морю. Одновременно столица приобретала патрона — святого Александра Невского, задолго до того канонизированного церковью, святого ничуть не менее значительного, чем скажем, Георгий Победоносец для Москвы. И если святой Александр уступал святому Георгию в возрасте, то при этом обладал такими неоспоримыми преимуществами, как реальность существования и конкретность деяний, что в борьбе нового со старым приобретало неоценимое значение. Ни на один день не покидала Петра убеждённость в политической важности основания монастыря.
За полгода до кончины Петра I, в августе 1724 года, из Владимира в Санкт-Петербург с большой помпой были перенесены мощи святого Александра Невского. По значению это событие приравнивалось современниками к заключению мира со Швецией. Пётр собирался учредить орден святого Александра, но не успел. Помня об этом, его учредила в мае 1725 года Екатерина I. Первоначальный проект замкнутой монастырской территории, окружённой по периметру келийными корпусами с соборным храмом в центре, исполнил в 1713-1715 годах первый архитектор Петербурга Доменико Трезини. Тогда же началось строительство. В дальнейшем в нём принимали участие многие архитекторы, а само строительство по различным причинам растянулось на весь ХVIII век. К 1722 году была возведена Благовещенская церковь, вокруг которой образовалось одно из первых в Петербурге кладбищ (ныне составная часть Музея городской скульптуры).
В 1776-1790 на месте разобранного старого собора по проекту выдающегося зодчего классицизма И. Е. Старова был выстроен Троицкий собор, отличающийся строгими и благородными пропорциями, простотой и ясностью величественных объёмов. В эти же годы Старов оформил въезд в монастырь со стороны Невского проспекта. Это единственный в Петербурге образец ворот с надвратной церковью — приём, широко использовавшийся в старинном русском зодчестве. Такой архитектурный ход позволил Старову решить сложнейшую задачу: раскрыть пространство монастыря в сторону города, включить его в городскую среду. Зодчему удалось не замкнуть, а, напротив, продолжить перспективу Невского проспекта проездом под церковью. Между монастырём и Невским проспектом Старов создал площадь, а выход Невского проспекта на эту площадь оформил двумя домами скромной архитектуры, как бы вводящими в круг архитектурных образов монастыря. Так блестяще закончился столетний период художественного формирования политичекой идеи Петра: периферийно расположенный Александро-Невский монастырь, соединился с логическим центром города — Адмиралтейством.
Из книги: Синдаловский Н. А. Легенды и мифы Санкт-Петербурга. — Санкт-Петербург: Издательство ЗАО «Норинт», 2011