Каменный храм был выстроен на месте старой деревянной Владимирской церкви трудами её настоятеля отца Иоанна Кирикова. Он взял на себя сбор пожертвований и привлечение богатых дарителей. К 1760 году он собрал достаточно средств для начала строительства. Закладка каменного храма состоялась 26 августа 1761 года. Церковь построена в 1761 – 1783 годах, по мнению большинства исследователей, по проекту архитектора Пьетро Антонио Трезини. Его считают одним из инициаторов восстановления пятиглавия при строительстве храмов. Вероятно проект Владимирской церкви был разработан еще в 1745 году, но поскольку тогда средств для каменного строительства было не достаточно, он был отложен «до лучших времен». В 1755 году Пьетро Трезини покинул Петербург и Владимирская церковь строилась уже без него. В 1768 году, через восемь лет после закладки, был выстроен первый этаж, в котором разместилась теплая трехпрестольная церковь. Её центральный престол был освящен 8 ноября 1768 года во имя Святого Иоанна Дамаскина. Боковые престолы были освящены в следующем, 1769 году: южный – во имя священномученика Харалампия освящен 22 февраля, а северный, во имя пророка Илии, – 30 июня. К освящению нижней церкви Императрица Екатерина II пожертвовала богато украшенное напрестольное Евангелие, напечатанное в Москве в 1744 году. Верхняя церковь освящена 9 апреля 1783 г. во имя иконы Владимирской Божией Матери. Отец Иоанн Кириков не дожил до этого радостного события. В 1770 году он был зверски убит в собственном доме грабителями. Храмоздатель был погребен в ограде церкви, на его могиле к столетию храма установлен мраморный памятник, а в 1998 году рядом с ним установлен беломраморный крест.
Возведенная в традициях барокко, церковь красиво декорирована колоннами и пышными наличниками окон. Купола церкви на высоких цилиндрических барабанах великолепны по пропорциям и красоте силуэтов. Основной объем здания в плане – квадрат со срезанными углами. Его композицию усложняют выступы на северной и южной сторонах, украшенные колоннами и башенками. Пятиглавие Владимирской церкви особенно удачно: группа куполов превосходна по своим пропорциям и красоте силуэта. Высокие барабаны словно уносят ввысь изящные луковичные главки. Вертикаль подчеркнута линией превышающего боковые центрального барабана, увенчанного высоким колоколообразным куполом с главкой на высоком фонарике. Боковые – завершены луковичными главками с глубокими перехватами по низу. Поверхности барабанов украшены широко разнесенными парными пилястрами ионического ордера и высокими окнами с полуциркульным завершением.
Небольшие главки помещены над трапезной и алтарной частью. Здание церкви стоит в ряду таких замечательных произведений архитектуры середины XVIII века, как созданный Ф. Растрелли Воскресенский Смольный собор и выстроенный С. И. Чевакинским Николо-Богоявленский Морской собор.
В 1786 – 1791 годах по проекту Д. Кваренги рядом с церковью была сооружена отдельно стоящая колокольня. Она была трехъярусной, массивной, приземистой, высота ее не превышала высоту боковых куполов церкви. Нижние два её яруса представляют восьмерик. Третий ярус, использовавшийся как ярус звона, представляет круглую ротонду, обрамленную парными колоннами ионического ордера. Венчал ее плоский купол на низком барабане. Позже, в 1848 году колокольня была достроена до 4 ярусов по проекту Ф. И. Руски. Новый, четвертый ярус аналогичен третьему. Завершение колокольни высоким куполом с главкой и крестом созвучно оформлению центральной главы церкви. В 1864 г. возле церкви был устроен сквер. В 1888 году колокола были перенесены на верхний ярус.
В XIX веке ансамбль претерпел ряд изменений. В 1811 – 1816 годах к южной стене апсиды была пристроена лестница для входа в алтарь верхней церкви. В 1830 году архитектор А. И. Мельников пристроил к церкви с запада двухэтажный притвор с лестницей в верхний храм, фасад которого представляет собой классический портик со сдвоенными колоннами, поддерживающими фронтон. Массивная пристройка значительно исказила и утяжелила пропорции храма. Ширина пристройки превышает ширину трапезной и своим объемом нарушает восприятие легкой изящной отделки боковых фасадов церкви. Сохраненные от прежнего фасада тонкие шпильки не соответствуют громоздкому портику. Со стороны площади пристройка подавляет и заслоняет композицию храма. Тем самым было нарушено стилистическое единство сооружения. Первоначально купола церкви были окрашены светло-зеленой масляной краской. Во время ремонта 1843 – 1846 годов главы церкви впервые были покрыты позолотой.
Внутреннее архитектурное оформление интерьеров Владимирской церкви хорошо сохранилось до наших дней и представляет большой историко-художественный интерес. Нижняя церковь во имя святого Иоанна Дамаскина, помещавшаяся в первом этаже каменной церкви, более древняя. чем верхняя. План церковного зала идентичен плану действующего ныне верхнего храма. Потолки храма невысокие, сводчатые. За восточными пилонами начиналась солея и находились три (центральный и придельные) резных золоченых иконостаса с живописными иконами. К сожалению, росписи нижней церкви, и её иконостас были погублены в середине XX столетия.
Верхняя церковь более богата по своей архитектурной отделке, и за счет высокого потолка кажется гораздо просторнее. Пространство зала разделено на три придела четырьмя массивными восьимигранными пилонами, обработанными парными пилястрами и филенками. Центральный барабан – световой, он прорезан восемью полуциркульными и четырьмя круглыми окнами. Простенки оформлены тягами и филенками. В восточном простенке помещена скульптурная композиция, изображающая трубящего Ангела. На парусах помещены скульптурные изображения Евангелистов. Боковые барабаны первоначально также были световыми, но около 1900-х годов перекрыты в основаниях пологими фальшсводами. Боковые приделы были устроены уже в середине XIX века, после устройства в верхнем храме калориферного отопления. В 1868 году был освящен северный придел в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте», а в 1872 году южный – во имя святых Веры, надежды, Любови и Матери их Софии. Иконостасы в них поздние. Пилоны церкви были украшены образами работы школы Рубенса, картинами итальянской и фламандской школы, появившимися в храме в 1810-е годы. Происхождение их доподлинно неизвестно, но существует предание, что они были привезены из Дрезденской картинной галереи нашими маркитантами, сопровождавшими русскую армию во время заграничного похода 1813 – 1814 годов. Несмотря на годы гонений в церкви сохранились два уникальных иконостаса середины XVIII века – первоначальный, изготовленный для Владимирской церкви, стоящий ныне лицевой стороной к алтарю и позолоченный резной, выполненный в традициях барокко по рисунку Ф. Растрелли в середине XVIII века и прежде находившийся в церкви Аничкова дворца. Главная икона храма была заказана в Москве и представляет список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, хранившейся в Московском Сретенском монастыре. Она была привезена в Петербург в 1763 – 1764 годах.
Храм был закрыт в 1932 году. Большая часть икон и риз Владимирской церкви были переданы в Эрмитаж и Русский музей. После закрытия церкви, здание занимал антирелигиозный отдел Публичной библиотеки, а после войны – институт «Ленмашучет». Храм постепенно приходил в упадок. Иконостас верхнего храма был зашит досками, чтобы не отвлекать работников излишними красотами, а в алтаре размещены канцелярские столы. Только в 1960 году здание церкви было принято под государственную охрану как памятник архитектуры.
В августе 1989 года шестипрестольная церковь была возвращена верующим, став одной из первых, возобновленных после долгих лет запустения. 7 апреля 1990 г. был вновь освящен верхний главный престол в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1992 – 1994 годах на всех главах церкви и колокольне были установлены новые титановые кресты, к 1996 году отреставрированы купола с заменой железной кровли на медную. В 1999 году завершена реставрация и окраска стен верхнего храма. Восстановлено его скульптурное убранство. Архитектором Ю. В. Кирсом восстанавливается растреллиевский иконостас, им же выполены новые иконостасы для боковых приделов верхнего храма, стилизованные под растреллиевское барокко. До восстановления нижнего храма пока ещё очень далеко, но уже сейчас ведется работа по обследованию и подготовке проектных материалов. Владимирская церковь ныне занимает особое положение в городе. Её настоятелем является правящий архиерей Санкт-Петербургской епархии. Указом Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского от 7 мая 2000 года храму присвоен статус собора.
Церковь во имя Божией Матери Владимирской иконы, что при придворных слободах, находится в Московской части столицы, на Владимирской площади, между Колокольною улицею и Кузнечным переулком. Называется она «Владимирскою» по главному престолу во имя сретения Владимирской иконы Божией Матери, а название «что в придворных слободах» получила она от того, что к приходу ее первоначально принадлежали, главным образом, придворные чины и служители, так как и названия окружающих ее улиц свидетельствуют о населении их служителями придворного ведомства: хлебниками (хлебный переулок), поварами (поварской переулок), гребцами (гребецкая улица), кузнецами (кузнечный переулок), стремянщиками (стремянная улица).
Вероятно, эти придворные слободы находились тогда за чертою города, от которого отделялись Загородным проспектом, находящимся в пределах его же прихода. Потому-то, конечно, главную заботу и старание об устроении церкви имели лица также придворного ведомства — обер-гофмаршал Дмитрий Шепелев и комиссар дворцовой канцелярии Федор Якимов. Первоначальное основание церковь эта получила в 1746 г. к празднику Св. Пасхи, впрочем, не в том виде и даже не на том месте, где существует она ныне.
Первоначально она была устроена с малым походным иконостасом в доме бывшего тогда комиссара ведомства главной дворцовой канцелярии Федора Якимова, на углу Колокольной и Николаевской улиц, таковой дом перешел от наследников г. Якимова к г. Бажанову, затем к Яну, а ныне принадлежит гг. Сироткиным. Въ 1747 г. куплено было деревянное здание церкви преподобного Сергия, что на Литейной, и из сего здания построена церковь близ того места, на котором она теперь существует.
1748 года 25 августа был освящен в ней сперва один престол во имя Владимирской Божией Матери архиепископом Феодосием. На другой день после освящения в храмовый праздник присутствовала при литургии в новоосвященной церкви императрица Елизавета Петровна и в пользу ее пожертвовала 800 руб. Через год в трапезе церкви устроен был другой престол во имя преподобного Иоанна Дамаскина…
Настоящая каменная двухэтажная церковь заложена была 1701 г. августа 20 числа. Средний престол в нижнем этаже во имя преподобного Иоанна Дамаскина освящен 1708 г. ноября 8 дня архиепископом Гавриилом Кременецким; в следующем году тем же преосвященным освящены и оба боковые придела: на южной стороне — во имя св. священномуч. Харлампия 22 февраля, а на северной — во имя св. пророка Илии 30 июня. Церковь в верхнем этаже с престолом во имя Владимирской Божией Матери окончательно устроена в 1783 г. и 9 апреля освящена митрополитом Гавриилом.
Входы как боковые, так и главный – западный, сначала были ограждены невысокими стеклянными притворами, выходящими из общего состава церковного здания. В 1831 г. с западной стороны вместо стеклянного притвора пристроен в связи с главным зданием каменный, который по вышине и ширине подведен к размерам общего фасада церкви и архитектурою своею совершенно подобен ей. Внутри этого притвора по обеим сторонам устроены лестницы в верхний этаж, вход в который до устройства притвора находился внутри самой низшей церкви.
Колокольня находится не в связи со зданием церкви, но отдельно, в нескольких саженях к северу. Первоначально она была трехэтажная и представлялась по недостатку симметрии в частях и особенно по низкому овальному куполу как бы незаконченною; четвертый этаж и новый купол пристроены в 1848 г. Все купола как на церкви, так и на колокольне позолочены.
Все место около церкви и колокольни окружено легкою, железною, на фундаменте из цоколя оградою, которая устроена в 1853 г. и простирается около 100 саженъ; тогда же на лицевых ее углах с северной и южной сторон устроены две каменные часовни, также с позолоченными куполами.
Постройка как сперва деревянной, так потом и каменной церкви, а равно и все позднейшие улучшения ее совершены на суммы доброхотных подаяний и сборами как от прихожан, так и от посторонних благотворителей. Испрошение высочайшего разрешения на сооружение сей церкви и старание о первоначальном устройстве ее принадлежит усердию бывших тогда обер-гофмаршала Шепелева и комиссара Якимова. Последний из них принимал особенно деятельное участие при постройке каменной церкви, вместе с бывшим тогда при ней священником Иоанном Кириковым. Последующие за тем украшения и пристройки производимы были на суммы, постепенно сохраняемые от обыкновенных церковных средств, и на пожертвования прихожан, старанием и заботою бывших настоятелей церкви с прочими членами причта и старостами. В документах церковного архива не имеется сведений о количестве суммы, употребленной на постройку как первоначальной деревянной, так и настоящей каменной церкви.
Храм Владимирской Божией Матери в настоящее время шестипрестольный. Главный престол (в верхнем этаже) — во имя Владимирской Божией Матери до 1868 г. был один. В 1868 г., после совершившегося столетия церкви, в северной стороне верхнего этажа устроен престол во имя Божией Матери «Всех скорбящих радости» иждивением купца Решеткина; а затем в 1872 г. в южной стороне этажа устроен престол во имя св. мучениц Софии, Веры, Надежды и Любви иждивением потомственного почетного гражданина Игнатия Петровича Лесникова и освящен высокопреосвященным митрополитом Исидором. В нижнем этаже средний престол — во имя преподобного Иоанна Дамаскина, а боковые приделы на южной стороне — во имя св. священномуч. Харалампия, на северной — во имя св. пророка Илии. Антиминсы на всех престолах новые; древние же при перемене на новые были возвращены в ризницу Александро-Невской лавры.
Архитектура храма итальянская в сочетании с ренесанс. Храм увенчан вверху пятью главами, заканчивающимися лунообразными вызолоченными главками, близ которых находятся еще две небольшие вызолоченные главки, расположенные над алтарем и папертью, и затем 9-ть вызолоченныхъ шпицев, помещенных над тремя фронтонами. В церковных документах не имеется сведений, кто составлял и исполнял план храма, но, по преданию и отзывам людей опытных в архитектуре, первоначальный проект его приписывается знаменитому архитектору Растрелли.
Внутренность храма как в верхнем, так и нижнем этажах отделяется от крайних стен особыми каменными колоннами, число которых простирается до 18. Во всем храме и притворе свод каменный и над серединою храма устроены пять каменных куполов, освещенных окнами. В трапезе храма устроены хоры, освещенные сверху небольшим фонариком.
В продолжение целого столетия в верхней церкви богослужение совершалось только летом, так как церковь была холодная, а в зимнее время — в нижней. В 1868 г. благодаря опытности и усердию церковного старосты Петра Абрамовича Беляева во всей верхней церкви старые деревянные переплеты заменены прочными железными и на место старых 6-ти печей, которыми отапливалась нижняя церковь, устроены 5-ть чугунных калориферов, проектированных русским техническим обществом, одетых кирпичными кожухами. Этими-то калориферами в настоящее время отапливается и вентилируется как верхняя, так и нижняя церковь.
Вокруг храма устроена каменная ограда с железною решеткою, на двух углах которой находятся две каменные часовни. С 1864 г. по всей ограде разведен и поддерживается сад, преимущественно для детей, так как во всей местности, окружающей Владимирскую церковь, вблизи нет сада, который служил бы местом оживления для детей, истомленных летним пыльным и знойным воздухом столицы. Под церковью и в ограде находится земли 6 749 квадратных саженей.
В верхней церкви обращает на себя внимание весь иконостас, в котором, кроме царских дверей (они заменены новыми) и образа Тайной вечери в арке над царскими дверями, замечательны все образа, которыми украшен иконостас с лицевой и внутренней алтарной стороны. Все образа писаны лучшими художниками времен Елизаветы Петровны и Екатерины II.
Иконостас этот, как известно, поступил во Владимирскую церковь с высочайшего соизволения из кабинетской, называвшейся также капитульскою церковью, что ныне Николаевский дворец, при закрытии оной в 1809 или в 1810 гг. Иконостас этот деревянный, в 3 яруса, вышиною до 5-ти сажень, шириною 1 сажень 2 аршина и 10 вершков; весь вызолочен; карнизы и рамы у икон богатой резьбы; иконы в 1-м ярусе в богатых серебряных вызолоченных ризах. Перед образами Спасителя и Божией Матери лампады для свечей из серебра 84 пробы. Из икон, которыми достаточно украшена церковь по стенам и по столбам, замечательны преимущественно две иконы во имя Божией Матери Владимирской, одна в верхней, а другая в нижней церкви.
В архиве церковном имеются и хранятся следующие церковно-хозяйственные документы:
— генеральный план церкви и всей местности, занимаемой церковью, с планом и фасадом колокольни;
— план нижнего и верхнего этажа церкви с фасадами с алтарной стороны, западной и боковых сторон, с разрезами по линиям АВ и DF;
— генеральный план местности, принадлежащей церкви, с обозначением пустопорожних мест, жилых строений, в том числе и старого 2-х этажного каменного дома, находящегося на углу Большой Московской улицы и Кузнечного переулка; составлен в 1819 г. служащим в гоф-интендантской конторе помощником архитектора Иваном Ивановым;
— генеральный план домов и местности, принадлежащих церкви, утвержденный генерал-губернатором графом Эссеномъ 16 июня 1836 года;
— планы и фасады нового четырехэтажнаго дома, стоящего по Большой Московской улице и в настоящее время занимаемого причтом.
Что касается разных других церковных документов, то до 1772 г. ни записей, ни документов в церкви не находится, кроме одной расходной книги за 1746 г. С 1772 г. по 1804 г. имеются неполные копии с метрических книг. С 1804 г. по настоящее время метрические книги имеются и хранятся в целости. Обыски и брачные документы с 1772 г. по 1790 г. неполные, а с 1790 г. по настоящее время хранятся в целости. Ревизские сказки с 1795 г. по 1858 г., в который была последняя ревизия, хранятся в целости. Приходорасходные записи имеются с 1809 г. по 1874 г., в девяти книгах. Формулярные ведомости с 1808 г. по настоящее время, за исключением нескольких лет, имеются в наличности. Опись церковному имуществу, составленная в 1829 г., имеется за шнуром и печатью консистории, а по новой форме составлена, сверена и окончательно утверждена в 1872 г.
Из записей, какие имеются в церкви, видно, что причта при Владимирской церкви положено иметь и имелось издавна священников 3, диакон 1, дьячков 3 и пономарь 1. С 1761 г. такой состав причта при Владимирской церкви продолжался до 1826 г., а в 1826 г. определен четвертый священник Алексей Нарбеков для поддержания семейства, оставшегося по смерти протоиерея Свиязева. Так было до 1860 г., за исключением того только, что в 1849 г. определен пятый дьячок Иван Орлов из окончивших курс учения в семинарии, а в 1857 г. возвращен отрешенный от сей церкви в 1854 г. диакон Александр Разумовский на дьяческий оклад, по снисхождению к его бедности и семейству, впредь до приискания места. В 1860 г. открыт новый штат и определен пятый священник Николай Вирославский.
Из прежних протоиереев и священников этой церкви более известен священник Иоанн Кириков, он был одним из главных и усердных деятелей при постройке настоящей каменной церкви. На имя его выдавались из консистории книжки, с которыми он неоднократно ездил в Москву для сбора денег на постройку церкви; его заботливости и попечению принадлежит устройство многих священных вещей в церкви, на которых и теперь сохранились надписи с его именем. Эта заботливость и попечение об устройстве и украшении церкви побудили тогдашних прихожан обратиться с просьбою к епархиальному начальству о возведении Кирикова в звание настоятеля церкви. Согласно желанию прихожан Кириков его высокопреосвященством, архиепископом Гавриилом определен настоятелем церкви 11 февраля 1763 года. Вскоре по окончании постройки каменной церкви священник Кириков в 1770 г. был убит злодеями в собственном деревянном доме, находившемся на той самой земле, которая и в настоящее время принадлежит церкви. По случаю совершившегося столетия Владимирского храма в 1868 г. и столетия смерти Кирикова в 1870 г. священнослужители вместе с прихожанами Владимирской церкви, по подписке, соорудили на его могиле мраморный памятник с надписью: «Строителю Владимирской церкви священнику Иоанну Кирикову от священнослужителей, старосты и прихожан Владимирской церкви, 1870 г.»
На место протоиерея определен в 1831 году июля 5 дня протоиерей Михаил Никитич Малеин из ключарей Морского Богоявленского собора. Надобно отдать справедливость, протоиерей Малеин, долее других служа при церкви (33 года), сделал для нее более всех своих предшественников, умел находить средства для церковных построек и улучшений всякаго рода. Год за годом постепенно Михаил Никитич Малеин делал что-нибудь новое в церкви, одно поправлял, другое вновь строил, третье надстраивал, и наконец, довел Владимирскую церковь до настоящей степени ее красоты и благолепия, так что она занимает ныне не последнее место среди великолепных зданий и храмов в Петербурге.
Вот те постройки и улучшения, которые занимают более видное место в трудах о. протоиерея Малеина на пользу церкви:
— в 1845 г. отделана заново вся нижняя церковь от самого фундамента, затем приведен в лучший вид и вызолочен иконостас в верхней церкви и вся церковь внутри окрашена;
— в 1848 г. надстроен целый ярус над колокольней, с позолотою глав, с отделкою и штукатуркою всей церкви по наружности;
— в 1853 г. устроена новая железная, красивая ограда с двумя часовнями, выстроенными вновь и на новом месте, с позолотою на них глав и устройством в них новых вызолоченных иконостасов; затем вся церковь обложена кругом цоколем, что придает и прочность, и благообразие;
— в 1863 г., уже во время болезни Малеина, выстроен новый каменный четырехэтажный с двумя флигелями дом для помещения причта.
Причт Владимирской церкви всегда содержался доходами от требоисправлений, не получая никакого жалованья и не имея никакого другого вспомогательного средства к своему содержанию, кроме процентов с небольшого капитала (около 14 000 руб.), в разное время и от разных лиц внесенного в банк с тем, чтобы проценты шли в пользу причта на поминовение завещателей и их родственников. Доходы, а равно и проценты с означенного капитала делятся между членами причта по форме, утвержденной св. Синодом.
Местные сироты духовного звания пользуются квартирами в церковных домах и возможным денежным пособием от церкви. Церкви Владимирской Божией Матери принадлежат три дома, из коих два каменных и один деревянный. Новый четырехэтажный, на жилых подвалах каменный дом выстроен в 1803 г.; в нем помещается причт, и только две квартиры и подвальный этаж отдаются в наем. В старом каменном, двухэтажном доме семь квартир занимают сироты, а остальные отдаются в наем. Небольшой одноэтажный, деревянный дом с мезонином, уже весьма ветхий, назначен к сломке. Кроме означенных трех домов на церковной ограде имеется еще одноэтажный каменный домик о двух небольших комнатах, из которых одну занимает просвирня, а в другой помещается алтарный сторож. Церкви принадлежит также пустопорожнее место, которое отдается в наем под склад дров. Доходы, собираемые с отдаваемых в наем квартир и дровяного двора, поступают в пользу церкви, а причт пользуется отоплением.
Вся вышеозначенная земля, на которой в настоящее время помещаются церковные дома и дровяной двор, отведена была причту Владимирской церкви именными указами императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны… Причт с самого построения Владимирской церкви и до настоящего времени всегда был подчинен петербургскому епархиальному начальству.
Всех домов, находящихся в приходе в настоящее время, можно считать до 300. Большую часть народонаселения прихода составляют православное русское купечество и мещанство, из которых одни имеют собственные дома, а другие живут на временных квартирах; а также разного рода мастеровые, которые производят работы на фабриках и заводах. Меньшая же часть народонаселения состоит из чиновников, принадлежащих к военному и гражданскому ведомствам, а равно и состоящих в настоящее время на службе. Некоторые из последних имеют собственные дома, а большая часть живет на временных квартирах.
Прихожан по исповедным росписям значится в 1874 году муж. пола 4080, жен. 5335 душ, обоего пола 9415. Несмотря на то, что в приходе владимирском находятся четыре домовых церкви, открытых для народа, приходская церковь в воскресные и праздничные дни бывает полна молящимися (церковь может вместить в себе полторы тысячи и даже более человек). В большие же праздники, когда служба бывает одновременно в двух церквах, т.е. в верхней и нижней, народу собирается до четырех тысяч человек и более.
В приходе Владимирской церкви находятся следующие учебные заведения: первая гимназия, Владимирское уездное училище, коммерческое училище, Мариинское женское училище и несколько частных учебных заведений, временно помещающихся в приходе Владимирской церкви.
Кроме церквей, находящихся в зданиях московского и синодального подворий, первой гимназии, коммерческого училища и свирскаго подворья, в приходе владимирском есть две церкви, устроенные в домах частных лиц. Одна из них находится в доме наследников княгини Белосельской-Белозерской, что у Аничкова моста. Она устроена в 1810 г. во имя рождества Христова, а переделана в 1852 г., достопримечательных редкостей в ней нет, так как и сама церковь существует с недавнего времени. Службу отправляют в ней приходские священники. Другая церковь находится в доме Каншиных; она устроена в 1868 году.
С 1865 г. при церкви существует приходское благотворительное общество. Начав свою деятельность раздачею ежемесячных и единовременных пособий тем бедным, которые не имели дневного пропитания или находились в затруднительных обстоятельствах жизни, общество к совершившемуся столетию приходского храма устроило приют для престарелых женщин на 18 человек. Впоследствии устроены были еще: приют для приходящих детей на 40 человек и бесплатное помещение для бедных вдов, остающихся с малолетними детьми.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии» Выпуск 5, Санкт-Петербург, 1876 г. Напечатано в типографии Департамента Уделов (Литейный проспект д. № 39).
Владимирская церковь каменная, двухэтажная, с таковою же колокольнею, получила начало в 1746 г. старанием бывшего обер-гофмаршала Дмитрия Андреевича Шепелева. Настоящая же заложена в 1761 г. и окончена нижним этажом в 1763 г. старанием бывшего тогда священника Иоанна Кирикова и ведомства дворцовой главной канцелярии комиссара Федора Акимова на добровольные пожертвования. Верхний этаж достроен в 1783г.; Престолов в ней шесть.
Причта состояло издавна: священников три, диакон один, три дьячка и один пономарь. В 1828 г., по смерти протоиерея Павла Свиязева, определен четвертый священник для поддержания семейств Свиязева; в 1849 г. причислен 5-й причетник; в 1860 г. определен 5-й священник.
К церкви принадлежат: два каменных дома, в которых, кроме помещения причта, отдаются квартиры в наем; небольшой двухэтажный каменный дом, состоящий в ограде, в котором одну половину занимает просфирня, а в другой помещены церковные сторожа; сверх того имеется пустопорожнее место, которое отдается под склад дров в наем. Земли при церкви 2194 саж.
Священно-церковно-служители имеют помещение в церковном доме; жалования ни откуда не получают, но сверх доходов от исправления треб пользуются процентами с капитала в 40 596 руб., пожертвованного разными лицами в разное время на вечное поминовение в пользу причта. При сей церкви существует с 23 июня 1865 г. Благотворительное общество для вспоможения приходским бедным.
Настоятель протоиерей Николай Михайлович Вирославский… в 1860 г. рукоположен во священника к сей церкви, в 1887 г. возведен в сан протоиерея, в 1895 г. назначен настоятелем. Имеет: набедренник, бархатную фиолетовую скуфью, камилавку и наперсный крест; ордена: Анны 2 степени и Владимира 4 степени.
Протоиерей Петр Иосифович Никитский в 1847 г., по окончании курса наук в Спб. духовной Академии, рукоположен во священника к сей церкви, в 1849 г. утвержден в степени магистра, в 1866 г. возведен в сан протоиерея. Имеет: набедренник, скуфью, камилавку, наперсный крест, палицу; ордена: Анны 2 степени, Владимира 3 степени.
Протоиерей Дмитрий Александрович Приселков в 1873 г., по окончании курса наук в Спб. духовной Академии со степенью кандидата, определен преподавателем Псковской духовной Семинарии, в 1875 г. рукоположен во священника к Свято-Духовской и Георгиевской Больше-охтинской церквам в Спб.; в 1886 г. возведен в сан протоиерея, в 1888 г. перемещен к сей церкви, в 1892 г. назначен настоятелем сей церкви, 13 июля 1893 г. в облегчение трудов уволен от должности настоятеля сей церкви.
Протоиерей Иоанн Ильич Панов в 1877 г., по окончании Спб. духовной Академии со степенью кандидата, рукоположен во священника к сей церкви, в 1888 г. возведен в степень магистра, в 1891 г. возведен в сан протоиерея и в 1895 г. переведен к сей церкви… Церковный староста Спб. купец 2-й гильдии Михаил Гаврилович Распопин, в должности с 1889 г.
«Краткие сведения о церквях и священно-церковнослужителях Санкт-Петербурга». — СПб., 1895 г.