Центральный район. Собор Спаса Преображения.

Спасо-Преображенский Собор был возведен по указу императрицы Елизаветы в знак благодарности господу и лейб-гвардии Преображенскому полку. Первоначально здание церкви было построено в 1743-1745 годах по проекту П.-А. Трезини и М.Г. Земцова во внутреннем дворе Преображенского гренадерского полка. 5 августа 1754 года, накануне праздника Преображения, храм был освящен в присутствии Государыни императрицы. В создании внутреннего убранства принимал участие архитектор Растрелли. В 1825 году собор полностью сгорел и на том же месте в 1829 году был восстановлен под руководством архитектора Стасова.
5 августа 1829 года состоялось новое освящение собора. Главный алтарь был освящен в честь праздника Преображения Господня, правый предел в честь Преподобного Сергия Радонежского, покровителя русского Царствовавшего Дома, а левый в честь Священномученика Климента Римского и Петра Александрийского, день памяти которых отмечается Церковью 25 ноября. Спасо-Преображенский собор – пятиглавый храм, выделяющийся среди окружающей застройки своими размерами, формой пластикой. Несмотря на традиционное композиционное построение, во внешней его архитектуре много нового. Стасов, представитель классического направления в русском зодчестве, руководствовался теми декоративными формами, которые были характерны для позднего периода развития этого стиля. Полуциркульные высокие окна, закомпонованные в ниши с балюстрадамии орнаментальными архивольтами, панно с воинскими атрибутами на полях стен, барельефы аттика центрального барабана с головками херувимов, двенадцатиметровый портик из четырех ионических колонн, примкнувший с западной стороны к собору, — элементы классической ордерной системы, использованные в архитектуре собора. Иконостас центрального престола – деревянный четырехъярусный в виде триумфальной арки с полусферическим сводом над царскими вратами, украшенный золоченой резьбой по белому фону. Свод купола окрашен под цвет облачного неба, по бокам – восемь ангелов, в центре – большая звезда с расходящимися лучами. В кольце купола золотыми буквами надпись: «Господи, Боже Израилев, несть Бог, якоже Ты на небеси горе и на зимли долу. Да будут очи Твои отверсты на дом сей день и нощь, еже услышати молитву людей Твоих, елико аще помолятся на месте сем, и Ты услышиши на небеси и сотвориши и милостив будеши им».
Стены храма украшает множество икон, переданных сюда из закрытых храмов. Святыни храма – иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радости», прославленная в Москве и перенесенная в Петербург в 1711 году и Нерукотворный образ Спасителя — икона XVII века, перенесенная из домика Петра I. Большая пятиярусная люстра на 120 свечей, выполненная мастером А. Дипнером под наблюдением В. Стасова служит и поныне украшением интерьера. Звон насчитывал прежде 13 колоколов, находящихся в трёх малых башнях. К настоящему времени сохранилось только шесть. Площадь собора составляет 1180 кв.м, высота его – 41,5 м. Вокруг собора был разбит сквер, по проекту Стасова, обнесенный оградой, состоящей из стволов трофейных пушек, поставленных дулами вверх. Пушки были взяты со стен турецких крепостей Измаила, Варны, Тульчи и Силистрии. Таким образом, ограда стала своеобразным памятником героям русско-турецкой войны 1828 г. Внутри собора у правого клироса находится доска со списком офицеров Преображенского полка, погибших в 1702-1917 годах. С южной стороны в ограду встроена небольшая часовня, классических очертаний, в стиле самого собора. Трехпридельный элегантный, праздничный Преображенский Собор никогда не закрывался, всегда был действующим, начиная с 1829 года. Он сохранил облик, приданный при архитекторе Стасове. На одной из башен собора находятся куранты, привезенные из Англии в 1854 году и действующие поныне.

Нынешний Спасо-Преображенский собор вырос на месте одноимённого храма, построенного в середине ХVIII века и сгоревшего в 1825 году. Новый собор удалось возвести всего за полтора года. Даже в наше время такие сроки строительства кажутся стремительными. Местность в районе современного Спасо-Преображенского собора начали обживать в 1720-е годы. С подачи Петра I в 1724 году Сенат издал постановление, где говорилось о необходимости «устроить слободы, в которых сделать каждому сержанту по избе, прочим унтер-офицерам одну на двоих, а рядовым — одну на троих; также в середине полка сделать штабу двор на восемь изб и при том дворе госпиталь». В 1725 году самодержец скончался. Спустя год взошедшая на престол Екатерина I распорядилась возвести на означенном месте деревянные казармы «для лучшего плезира в першпективе Литейной и для всякаго случая в нужде в солдатах». По её повелению здесь обосновался лейб-гвардии Преображенский полк. А местность к востоку от Литейного проспекта стали называть Преображенскими слободами. Военные жили вместе с семьями в одноэтажных домах. У каждого гвардейского полка в те времена имелась церковь, освящённая в честь «своего» праздника или святого покровителя данного воинского соединения. Храм преображенцев располагался на углу Литейного проспекта и Пантелеймоновской улицы. А там, где ныне стоит Спасо-Преображенский собор, была съезжая изба Гренадёрской роты. В ночь с 24 на 25 ноября (с 5 на 6 декабря по новому стилю) 1741 года в Петербурге произошёл переворот, в результате которого на престол возвели дочь Петра I Елизавету Петровну. Огромную роль в успехе предприятия сыграл Преображенский полк. Уже 7 (18) декабря 1741 года Елизавета Петровна снова посетила Преображенский полк и повелела возвести на месте съезжей избы храм в знак благодарности Господу за то, что ей удалось занять русский престол.
9 (20) июня 1741 года Елизавета Петровна лично заложила первый камень в основание собора в честь Преображения Господня. В тот же день она подарила будущему храму серебряный ковчег. Первоначально строительством руководил архитектор М.Г. Земцов, однако довести дело до конца он не успел. После его смерти эстафету возведения храма подхватил П.А. Трезини. Но в число авторов собора с полным основанием можно включить и императрицу. Её роль в этом деле трудно переоценить. Так, именно она посоветовала (а царский совет, в сущности, был приказом) Трезини построить храм в древнем русском византийском стиле с пятью главами и принять в качестве образца Успенский собор Московского Кремля. К слову, Елизавета Петровна специальным указом вернула традиционное пятиглавие, оставшееся на обочине русской архитектуры в первой половине ХVIII века, на подобающие ему позиции. Государыня вникала в мельчайшие детали строительства. Она утвердила план, лично распоряжалась, где пробивать двери и окна, какие иконы должны украсить храм. Она открыла книгу для пожертвований, а если средства истощались — лично отдавала указания, где найти недостающие деньги. Обо всех случаях нехватки рабочих рук или строительных материалов немедленно докладывали Елизавете Петровне. Собор выкрасили в зелёный цвет. Московские мастера по эскизу Ф. Растрелли создали золочёный пятиярусный иконостас. Образа написал живописец Мина Колокольников.
5 (16) августа 1754 года архиепископ Санкт-Петербургский Сильвестр (Кулябка) освятил храм, сразу получивший статус полкового собора, в честь Преображения Господня. На церемонии присутствовала и императрица. Новый храм имел два придела. Первый освятили во имя священномучеников Климента, папы Римского, и Петра, архиепископа Алесандрийского, поскольку именно в день памяти этих святых Елизавета взошла на трон. Второй придел был задуман как своего рода семейный храм царской семьи. В нём находились иконы, так или иначе связанные с событиями из жизни Елизаветы. В годы царствования Екатерины II (1762-1796) статус храма оставался прежним. Император Павел I вскоре после восшествия на престол, осенью 1796 года, издал указ, в соответствии с которым храм получил наименование всей гвардии собора. Однако в начале 1799 года статус храма понизили. В связи с переводом Преображенского полка в другое место собор превратили в приходскую церковь. Только при Александре I собору вернули прежнее значение. Преображенский храм стоял спокойно ещё 19 лет, но 8 (20) августа 1825 года случилась трагедия. Ремонтировавшие здание рабочие не уследили за жаровней с горящими углями, из-за чего заполыхал сначала главный купол, а затем и вся церковь. Сгорели все три иконостаса и купола, погибли некоторые иконы (те, что висели высоко). Когда огонь утих, от храма оставались лишь обгорелые стены. При этом большую часть икон, богослужебные сосуды и иную утварь удалось спасти благодаря самоотверженным действиям клира и прихожан. Узнав о пожаре, император Александр I распорядился заново отстроить собор и лично выделил на эти цели 50 тысяч рублей. В палатке на месте храма организовали временную церковь. Вскоре государь Александр Павлович скончался, и восстановление святыни происходило уже в годы царствования его брата — императора Николая I. Пока шла стройка, богослужения совершались в специально нанятом доме полковника Булатова, стоящем рядом. Строительством Спасо-Преображенского собора руководил специальный комитет под председательством великого князя Михаила Павловича, поручивший вести работы архитектору В.П. Стасову.
Закладка нового храма состоялась 26 августа (7 сентября) 1827 года. До нас дошло свидетельство, относящееся к этому времени: «По распоряжению архитектора пятого класса Стасова начали производить в соборе Спаса Преображения разные работы: сломана паперть с северной и южной сторон крыльца; сверх того требует он, чтобы к 6 августа под паперть набить 160 свай, потом заготовить материал для закладки…» Строительство удалось завершить в предельно сжатые сроки, на нём трудились не только рабочие, но и солдаты Преображенского полка. Уже к началу зимы 1828-1829 годов собор был готов. Его освящение митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским Серафимом (Глаголевским) состоялось 5 (17) августа 1829 года — спустя ровно 75 лет после освящения сгоревшего собора. Император Николай I, как ранее царица Елизавета Петровна, преподнёс храму дар. Он передал ему ковчег, потир из яшмы и ризы, украшенные драгоценными камнями. Величественный пятиглавый собор, выполненный в стиле классицизма, сразу же стал одной из архитектурных доминант города. Крупнейший зодчий своего времени В.П. Стасов, знавший толк в «гармонизации» городского пространства, стремился к тому, чтобы собор не прозвучал диссонансом в «хоре» окружающих его построек. Структура храма в общих чертах повторяла структуру его сгоревшего предшественника. От прежнего собора в новый «по наследству» перешли ковчег Елизаветы Петровны, Евангелия в дорогих окладах, два напрестольных золочёных креста. Своё место в храме заняла икона Божией Матери, завещанная императором Александром I.
Современники, видевшие, как стремительно вырос новый храм, говорили, что в Петербурге есть только два великих сооружения — Казанский и Спасо-Преображенский соборы. Примечательно, что в ходе строительных работ В.П. Стасову удалось сэкономить около половины выделенных денег. Бережливость архитектора была по достоинству оценена Николаем I, пожаловавшим зодчему 1325 рублей и бриллиантовый перстень. Возле собора по проекту Стасова разбили сквер, окружив его в память о победе в русско-турецкой войне 1828-1829 годов уникальной оградой, основу которой составили стволы трофейных турецких пушек. Рядом с храмом стояли принадлежавшие Преображенскому полку два единорога (старинные орудия ХVIII века) и 12 орудий, захваченных у османов. Военная тематика буквально била в глаз человеку, пришедшему в «гвардейский» храм. Стены фасадов были украшены не только «библейскими» скульптурами, но и воинскими символами. Внутри находилась чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери, которую куряне поднесли нашим воинам во время Отечественной войны 1812 года. Внутри собора также хранились многочисленные воинские трофеи. На стенах разместили бронзовые доски с именами офицеров полка, павших в сражениях. В особых шкафах за стеклом были выставлены преображенские мундиры Александра I, Николая I, Александра II. Особо ценным экспонатом являлась сабля Александра II, которая была с ним в момент покушения на царя 1 (13) марта 1881 года. Площадь собора составляет 1180 квадратных метров, высота — 42,5 метра. Собор вмещает в себя до трёх тысяч человек. Все части сложного по композиции здания гармонично связаны. Так, большой купол ровно вдвое выше поддерживающих его колонн. Ограда состоит из 102-х артиллерийских орудий, 34 из которых украшены двуглавыми орлами.
В последние десятилетия ХIХ века и в первые годы ХХ века жизнь Спасо-Преображенского собора была весьма насыщенной. Храм по-прежнему оставался обителью милосердия. С его амвона постоянно раздавались обращения к зажиточным прихожанам помочь более бедным согражданам, «милостыня бо от смерти избавляет и очищает всяк грех». В 1912 году было организовано Братство трезвости и целомудрия. Ежегодно 6 августа (19 августа), в день Преображения Господня, когда отмечали престольный праздник соборного храма, у его стен разворачивался фруктовый базар. Любимым лакомством его посетителей были яблоки. Это и неудивительно — ведь Преображение Господне издревле называется в народе Яблочным Спасом. В 1886 году архитектор городской управы И.Б. Слупский на средства прихожан возвёл в ограде часовню. Украшением её иконостаса стал список Тихвинской иконы Божией Матери в позолоченной ризе, покрытой драгоценными камнями. Уже в 1916 году архитектор С.О. Овсянников задумал устроить в храме усыпальницу офицеров, погибших на фронтах бушевавшей тогда Первой мировой войны. Но его идею в жизнь воплотить не успели. Спустя год для собора, как и для всей страны, настали тяжёлые времена.
В 1918 году Спасо-Преображенский собор преобразовали в приходскую церковь. В 1920-е годы из него изъяли многие ценные иконы. Собор лишили знамён, орудий и военных трофеев, которые сначала передали в Артиллерийский музей, а позже, в 1950 году, — в Эрмитаж. Золочёных орлов с ограды, медальоны и крест с центральных ворот уничтожили. В 1931 году бывшего настоятеля храма отца Михаила Тихомирова вместе с рядом других людей расстреляли по делу о незаконной отправке в Данию регалий Преображенского полка. В 1922-1926 и 1935-1944 годах собор пребывал в ведении обновленческих структур. В 1939 году закрыли храм Спаса на Сенной, и бывшая церковь Преображенского полка стала главным обновленческим храмом Ленинграда. Во время 900-дневной блокады Ленинграда священнослужители храма организовали в подвалах храма бомбоубежище на 500 коек, снабжали блокадников свечами и кипятком, помогали раненым. 3 июня 1943 года газета «Ленинградская правда» констатировала: «Спасо-Преображенский собор пожертвовал на укрепление обороны страны три миллиона рублей». В 1946-1948 годах в храме работали реставраторы, поправляя фасады и интерьер. Дважды собору довелось выступить в роли «актёра». В 1961 году шли съёмки фильма «Две жизни», и, стремясь к достижению исторической достоверности, с западной стороны ограды восстановили двуглавых орлов, а на центральных воротах — медальоны с крестами. Потом их убрали. Спустя почти 30 лет Спасо-Преображенский собор сняли в картине «Собачье сердце», хотя вообще-то действие ленты происходило в Москве. Лишь в 2004 году на прежние места вернулись воссозданные двуглавые орлы, медальоны и крест. В наши дни Спасо-Преображенский всей гвардии собор остаётся одним из самых посещаемых храмов Петербурга.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №46, 2013 г.

Очень востребованному на тот период времени, русскому архитектору В. П. Стасову, поручают восстановление Спасо-Преображенского собора, сгоревшего в 1825 году. Возрождая храм, зодчий сохранил прежнюю крестообразную внутреннюю планировку здания, укрепил и надстроил старые стены. Придав фасадам классические архитектурные формы, Стасов в то же время усилил мотив пятиглавого увенчания сооружения, традиционный для старинного русского зодчества. Западный фасад собора он украсил четырёхколонным ионическим портиком с фронтоном, а центральному и боковым куполам придал полусферические очертания. Правда, боковые купола оказались при этом немного малы, так как архитектору пришлось использовать конструкции прежнего здания. Белые стены, прорезанные высокими окнами с полуциркульными завершениями, заметно оживили лепные декоративные панно с воинскими атрибутами. Над входом в собор помещено рельефное изображение коленопреклонённых ангелов, поддерживающих крест. Частично изменился и интерьер храма. Барабан главного купола оперся на четыре мощных столба. Боковые отрезки поперечного нефа перекрыли крестовые своды. Малые купола остались на своих столбах, сохранившихся от сооружения Трезини. Величественный четырёхъярусный иконостас и алтарная сень были выполнены по рисунку Стасова. Декорированные пилястрами и колоннами коринфского ордера, они относятся к редким образцам русской художественной резьбы по дереву первой половины ХIХ века. Образа в иконостасе — работы художников А. И. Угрюмова, В. К. Шебуева, А. Е. Егорова, Ф. П. Брюллова и А. И. Иванова. Стены и своды расписаны по эскизу Шебуева. В барабане главного купола изображены восемь ангелов, держащих в руках орудия Страстей Христовых. Уникальную серебряную одежду для престола, весившую более 160 килограммов, изготовила позднее ювелирная мастерская Ф. А. Верховцева.
Восстановление храма завершилось в 1829 году. В том же году, 5 августа, его вновь освятили. Спустя три года вокруг собора была сооружена ограда из ста двух трофейных турецких пушек, взятых после падения крепостей Варны, Шумлы, Силистрии и др. Главные ворота увенчали бронзовые медали с надписями: «За турецкую войну 1828-1829 годов». Замкнув перспективу Пантелеймоновской улицы, пересекавшей Литейный проспект, Спасо-Преображенский собор существенно преобразил архитекутурную картину района. Современники высоко оценили талант зодчего. Журнал «Отечественные записки» в 1829 году писал: «Из числа зданий, украсивших в последнее время столицу, замечательнейшие суть: казармы лейб-гвардии Павловского полка и собор Преображения Господня». Славу Преображенского храма составляли также его колокола. Некоторые из них остались от первого — земцовско-трезиниевского собора. Самый большой, праздничный, колокол весом 13 тонн был отлит на заводе Стуколкина в 1866 году. Не менее внушительный вес имели и другие колокола, обеспечивая исключительную полифонию соборных звонов. С 1871 года при соборе работало приходское благотворительное общество, куда входили офицеры и шеф Преображенского полка. Оно содержало богадельню, детский приют, столовую, школу для солдатских детей, бесплатные квартиры.
В соборе с 1935 года хранится величайшая национальная святыня — чудотворная икона Спаса Нерукотворного Образа, находившаяся прежде в часовне в Домике Петра I. Предположительно её написал для царя Алексея Михайловича иконописец Симон Ушаков. В соборе также находятся чтимые прихожанами чудотворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», иконы Святителя Николая, Казанской Божией Матери, иконы Божией Матери «Знамение» и «Утоли Моя Печали», икона с изображением Святых Небесных Покровителей семьи императора Николая II. Несмотря на всевозможные потрясения, обрушившиеся на страну в ХХ веке, собор не закрывался, действовал все годы, неизменно оставаясь домом молитвы для верующих. Недавно проведена полная реставрация храма.
Из книги: Крюковских А. П. Петербургские храмы. — Санкт-Петербург. Издательство: «Паритет», 2008

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?