Центральный район. Собор Сергия Радонежского.

Первая деревянная церковь была построена в 1731 г. для мастеровых Литейного двора, где изготавливали пушки для армии и флота.Санкт-Петербург.(освящена 24 сентября 1746 года, архиепископом Феодосием). В 1737 г. храм сгорел.
В 1737 г. по проекту арх. И. Шумахера была снова построена деревянная церковь. В 1744-1746 гг. тот же арх. перестроил храм в камне. В 1796-1800 гг. по проекту арх. Федора Демерцова храм был перестроен еще раз. В 1803 г. церковь получила статус собора. 1815 — иконы в приделах заменены новыми, расписаны своды.В 1832 г. собор передан в военное ведомство. Трехпридельный собор был увенчан большим куполом на мощном барабане. Главный вход украшен четырехколонным портиком Над ним возвышалась двухъярусная колокольня. Внутри на стенах храма были картины из жизни святого Сергия — худ. Н. А. Зауервейд (1870). В 1914-1916 гг. арх. Л. Н. Бенуа расширил храм, барабан и купол были сделаны заново из железобетона. Новую роспись интерьера выполнил худ. А. Г. Платунов. В 1915 г. к собору пристроена часовня-усыпальница для павших в войну офицеров-артиллеристов. Еще две часовни находились в ограде.
В 1932 г. собор был закрыт. Несущие стены храма были использовании при строительстве административного здания ОГПУ.
В 2008 г. на доме 6 по Литейному проспекту, была открыта мемориальная доска в память о располагавшемся ранее на этом месте соборе преподобного Сергия Радонежского. Памятный знак выполнен по проекту архитектора В. Растеряева.
http://www.citywalls.ru/house2577.html
Собор прп. Сергия Радонежского всей артиллерии
До 1932 на месте, где ныне возвышается серо-казенное здание в конструктивистском стиле, стоял красивый белоснежный храм с большим куполом и двухъярусной колокольней, портал которого украшал ионический портик. Двенадцать колоколов ежедневно созывали верующих на молитву. В престольный праздник здесь собирались для торжественного богослужения служащие артиллерийского ведомства.
История храма связана с возникшим в 1713 Литейным двором, где отливали пушки для русской армии. Неподалеку от него Синод в 1721 разрешил выстроить часовню, а в августе 1729 для мастеровых деревянную церковь, освященную 13 мая 1731 во имя прп. Сергия. До этого мастеровые молились в тесном „лазаретном покое“. Простояв всего шесть лет, церковь сгорела и была заново отстроена по проекту И. Я. Шумахера, но в 1743 ее пришлось перенести в дворцовые слободы, ибо была она „маловместительная“.
Летом 1744 по замыслу того же Шумахера начались работы по возведению каменного храма на средства артиллерийского управления. Освящение этого храма с приделом свт. Николая и одноярусной колокольней произвел архиепископ Феодосий 24 сентября 1746. Трехъярусный иконостас изготовил Л. А. Добрынин, а московские иконописцы и грек Папафило написали в нем образа с золотым фоном. Перед клиросом, под резным золоченым балдахином, были сделаны царские места, обитые алым сукном. Так как приделы в храме были холодными, то в нем в 1762–1763 был сооружен дополнительный теплый – во имя Архангела Михаила.
В 1796 был одобрен проект Ф. И. Демерцова и начато строительство нового храма в виде базилики с тремя приделами, двухъярусной колокольней и большим куполом. Составленная смета равнялась 26,7 тыс. руб. Уже 25 сентября 1798 в церкви был освящен придел свт. Николая, a 5 июля 1800 митрополитом Амвросием – главный. Входы были отмечены ионическими портиками. Стены здания были внутри оформлены каннелированными коринфскими пилястрами с золочеными капителями. Позже этот интерьер хвалили „за простоту и строгое изящество“. В 1803 храм стал собором, а в 1832 передан в военное ведомство.
В 1815 старые иконы в приделах заменили новыми и расписали своды. В 1860-е акад. А. А. Зауервейд написал в парусах изображения евангелистов, а на стенах – две большие картины из жизни прп. Сергия.
В 1914–1916 акад. Л. Н. Бенуа провел расширение собора, увеличив с севера и юга существующие приделы, после чего собор стал вмещать 2700 человек. Купол и барабан были сделаны из бетона. Обновлено было и внутреннее убранство. Художник А. Т. Платунов, при участии С. Т. Шелкова, расписал притвор, купол и своды, а на северной и южной стенах изобразил на полотне два сюжета: „Явление Божией Матери прп. Сергию“ и „Прп. Сергий благословляет Дмитрия Донского“. Лепные работы произвела мастерская А. Н. Савина. Для павших офицеров была создана в 1915 часовня-усыпальница. Из-за войны все работы завершить не удалось.
При храме имелись две часовни: первую построили в 1877, вторую – в 1889 (арх. В. И. Серков) на деньги купца П. И. Долгина в память о спасении в Борках. Иконостас в последней сделали охтяне Кондратьевы, образа написал П. П. Заболотский.
Собор не был богат святынями и интересными художественными произведениями. Кроме напрестольного креста и ковчега с мощами, других реликвий в нем не было. Имелось лишь несколько образов середины XVIII века, набор воздyхов времен Елизаветы Петровны, подаренная кн. П. А. Зубовым бархатная ризница, а также старинные сосуды из меди для освящения воды. Кисти акад. В. К. Шебуева принадлежал заалтарный образ „Бог Саваоф“, В. Л. Боровиковскому приписывалась роспись бронзового киота, сделанного для Александра I. В 1892 престол украсили серебряной одеждой; тогда же акад. А. Р. Бок сделал из гипса Голгофу.
С 1868 при соборе работало приходское Сергиевское братство со школой, приютом и учебно-воспитательным заведением, имевшее домовую церковь в своем здании на Фурштадтской, 19. В 1879, впервые в стране, в соборе начались внебогослужебные духовные беседы, устроенные прот. Димитрием Иоанновичем Никитиным, а десять лет спустя здесь образовался первый церковно-народный хор.
В 1809–1823 в храме служил прот. Димитрий Васильевич Малиновский, директор Библейского общества и духовный писатель, в 1849–1870 – прот. Николай Мефодьевич Орлов, популярный в народе проповедник, в 1892–1932 настоятелем был Иоанн Васильевич Морев, редактор „Вестника военного и морского духовенства“.
Собор закрыт постановлением от 31 мая 1932 и через два года частично разобран, хотя состоял под охраной как памятник архитектуры. Часть имущества была отдана в Преображенский собор. С использованием прежних стен на месте собора возведено административное здание ОГПУ, занятое ныне милицейским учреждением.
http://www.encspb.ru/object/2855704726?lc=ru

Сергиевский собор находился на левом берегу Невы, недалеко от реки, на пересечении Сергиевской улицы и Литейного проспекта. Со времен Петра I преобладающим населением этой части города были служившие «пушкарскому делу», то есть полевые артиллеристы, мастеровые, работавшие на существовавшем здесь с 1713 г. Литейном дворе. На месте улиц Сергиевской (Чайковского), Захарьевской и Фурштадтской с первой четверти XVIII в. пролегали три Артиллерийские улицы. На углу двух Артиллерийских улиц в 1731 г. была построена небольшая деревянная церковь во имя преподобного чудотворца Сергия Радонежского, издавна называвшаяся артиллерийской. Сергиевская церковь строилась заново четыре раза. Построенная в 1731 г., в 1738 г. она сгорела до основания. В следующем году была освящена вновь сооруженная по проекту архитектора И. Шумахера небольшая церковь.В 1743 г. по повелению императрицы Елизаветы Петровны на месте деревянной церкви решено было построить каменный храм. В том же году началось строительство обширной каменной церкви по проекту И. Шумахера. В 1746 г. этот храм был достроен и в сентябре освящен. Он простоял более 50 лет. В 1796 г. он был сломан и по проекту архитектора Ф. И. Демерцова на Литейном проспекте началось возведение новой великолепной каменной церкви во имя Преподобного Сергия Радонежского, вмещавшей до двух тысяч человек. 25 сентября 1798 г. был освящен во имя Николая Чудотворца один из приделов строящегося храма. Через 2 месяца был освящен во имя Святого Архангела Михаила второй придел, а 5 июля 1800 г. — и главный алтарь храма во имя Преподобного Сергия Радонежского.Спустя четыре года, 17 декабря 1803 г. храм переименовали в «собор всей артиллерии» и для него были учреждены «соответствующие этому наименованию штат и табель». Новый однокупольный собор в стиле классицизма стал главным храмом всей русской артиллерии. Вытянутое прямоугольное здание храма увенчивал величественный двенадцатиколонный купол на круглом барабане, прорезанном двенадцатью окнами. Западный фасад, выходивший на проспект, украшал четырехколонный ионический портик с фронтоном, над которым возвышалась каменная двухъярусная колокольня в виде четырехугольной башни. Шестиколонным ионическим портиком с фронтоном был отмечен и южный вход в собор со стороны Сергиевской улицы. Строгость архитектурного решения подчеркивалась почти полным отсутствием каких бы то ни было декоративных деталей на фасадах. Благородство форм отличало и интерьер храма, в убранстве которого довольно искусно использовались элементы военной символики. В соборе хранилось множество реликвий, связанных с историей гвардейской артиллерии.В главном приделе собора размещался великолепный резной вызолоченный иконостас с резными же царскими вратами. К святыням храма относились большой серебряный ковчег в форме пятиглавой церкви, пожертвованный храму в 1841 г. генералом Эйлером, старинный напрестольный крест с мощами угодников Божиих и Тихвинская икона Божией Матери, пожертвованная храму М. Удаловой в 1792 г.Одной из главных святынь храма была знаменитая Троицкая ризница — облачения для трёх священников и одного дьякона из вишневого бархата с золотым шитьём и крупным жемчугом, пожертвованные графом Платоном Зубовым. Ризы были изготовлены из личных парадных мундиров императрицы Екатерины II. Чтимы были также иконы преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая. Образ Саваофа в алтаре большого придела создан В. К. Шебуевым.
При соборе была библиотека, в которой имелись ценные рукописные книги. В 1869 г. по инициативе княгини Е. Трубецкой в приходе собора был создан Сергиевский приют для призрения бедных детей. Собор был закрыт 31 мая 1932 г. Здание собора, стоявшее под охраной государства, было частично разобрано и перестроено через два года. Его место занял мрачный корпус ведомства государственной безопасности ОГПУ-НКВД, при строительстве которого были использованы части стен собора.
http://piters.in/nohram

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?