Мысль о создании юбилейного храма в честь 300-летия Царствования династии Романовых возникла в 1907 году у «Союза русского
народа», и через два года по всей стране на постройку стали собирать пожертвования. В 1910 году был проведен конкурс, победителем которого вышел гражданский инженер С. С. Кричинский,
представивший проект в стиле ростовских храмов XVII века. После доработки проект был в следующем году одобрен, хотя работы начались уже 17 октября 1910 г. на отведенном близ Николаевского вокзала месте.
Это место принадлежало
подворью Феодоровского мужского монастыря Нижегородской епархии, основанного в
начале XIII века князем Юрием II Всеволодовичем в Городце, на левом берегу
Волги. Главной монастырской святыней была чудотворная икона Феодоровской Божией
Матери, которую после упразднения обители перенесли в Ипатьевский монастырь в
Костроме, где ею благословили на царство боярина Михаила Романова. В 1700 году
монастырь в Городце был восстановлен, и в нем помещен список чудотворной иконы.
В августе 1868 г. монастырь поставил в зале ожидания 3-го класса Николаевского
вокзала киот с Феодоровской иконой, который простоял здесь семь лет. Попытки
монастыря добиться разрешения выстроить в столице подворье оказались, однако,
тщетными, и только в 1894 служащие товарной станции по проекту А. А.
Лекшинского возвели возле ее ворот каменную часовню в память спасения
Императорской семьи в Борках, которая была приписана к обители. После
расширения часовни епископ Выборгский Сергий освятил ее 1 ноября 1904 г. как
церковь во имя Феодоровской иконы и свт. Алексия. Затем к ней были пристроены
два придела, освященные 19 февраля 1909 г. архиепископом Нижегородским Назарием.
Вмещавшая 300 человек небольшая церковь действовала до 1914 года.
Новый двухэтажный
храм высотой 22,5 саж. архиепископ Волынский Антоний торжественно заложил
5 августа 1911 г. в присутствии великого князя Михаила Александровича,
покровителя строительного комитета. Храм строился из железобетона под надзором
автора проекта. Довольно скромно
оформленный, он представлял собой вялую комбинацию «цитат» из различных школ
русского зодчества. Воротная башня монастыря из Суздаля, церковь с башней из Ростова, ворота из Пскова, типичная крепостная стена, типичная звонница. Стены самого храма совместили закладные кресты Новгорода и владимиро-суздальскую резьбу. Фасад храма, облицованный белым старицким камнем с орнаментом работы И. Траубенберга, украшали на северной стороне родословное древо Романовых и Феодоровская икона, которые по рисунку В. Чехонина исполнила
из майолики мастерская П.К. Ваулина. Купол собора был крыт золоченой медью, над входом размещался мозаичный Спас, копия с работы В.М. Васнецова. Так был создан один из самых эклектичных памятников русской архитектуры — в общем и целом безвкусный.
Хотя начавшаяся война резко
замедлилa работы, до революции на средства, собранные в славянских странах,
были возведены: звонница с колоколами,
граненая башня, где предполагалось разместить музей начала XVII века, и причтовый дом с кельями. Поскольку задуманную предцерковную площадь с памятником св. Александру Невскому создать не удалось, то, чтобы закрыть вид на
товарную станцию железной дороги, у собора была выстроена массивная крепостная стена из красного кирпича.
Этот белокаменный храм, посвященный 300-летию Дома Романовых, должен был стать «священным хранилищем заветных святынь царствующего дома и всего русского народа», отчего в нем предполагалось собрать списки с икон всех святых, тезоименитых членам
династии Рюриковичей и Романовых, русских подвижников, святителей, чудотворцев и др. Поскольку главной была идея памяти о «двух русских царственных домах», то нижняя трехпридельная церковь, вмещавшая 1500 человек и оформленная четырьмя массивными колоннами, стрельчатыми сводами и окнами-бойницами, была внутри выдержана в новгородском стиле XIII века и посвящалась св. Александру Невскому.
7 ноября 1913 г. были освящены два ее придела: правый — св. Филарета Милостивого, и левый — мученицы Марфы, чьи имена носили родители первого царя из рода Романовых. Верхняя Феодоровская церковь на 2000 человек, тоже
трехпридельная, была украшена в ростовском стиле. Так как колонн в ней не было,
то это создавало ощущение простора. Внутрь церкви вела расписная лестница со
сценами из священной истории, с красивыми дверями из чеканной бронзы. Покрытый
басмой пятиярусный иконостас вырезали из липы в московской мастерской И.М. Дикарева по эскизу зодчего, взявшего за образец иконостас церкви Грузинской Божией Матери в Никитниках (Москва), родовом храме Романовых. В той же мастерской были изготовлены киоты, царское место и Голгофа. Иконы — копии старинных — написали под руководством профессора Н.В. Покровского известные в Москве «изографы»: В.П. Гурьянов, Н.С. Емельянов, Г.И. Чириков. Роспись в
стиле фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре поручили создать В.С. Щербакову.
Знаменитая фирма Оловянишникова изготовила утварь, ажурное бронзовое паникадило
в виде шапки Мономаха диаметром 3 сажени и отлила колокола с именами членов
Царской Семьи. Серебряная дарохранительница — уменьшенная копия Успенского
собора — была подарена храму государевой свитой, а воспроизведение сосудов из
Ипатьевского монастыря — Гвардейским корпусом.
Главный придел
нижней церкви во имя св. блгв. кн. Александра Невского оформить не успели, хотя
Чириков написал образа для мраморного иконостаса, который сделала та же фирма
Оловянишникова. Иконостас должны были украшать старинные царские врата,
подаренные инженером С.Н. Смирновым. Названный придел был освящен лишь осенью
1920 года, одновременно с правым — святителя Николая и мученицы Александры. Через
неделю храм был объявлен соборным и получил небольшой приход. Служили в нем
по-прежнему монахи Феодоровского монастыря. После революции монахи продолжали служить в соборе до конца июня 1932 г.
В июле 1932 года собор был закрыт и
позже частично разрушен и переделан под молокозавод. С фасада собора исчезла украшавшая его майоликовая икона, исполненная по эскизу
С.В. Чехонина.
После просьб, длившихся целых
четыре года, собор ныне решено возвратить верующим, хотя процесс этот затянулся,
и до сих пор в соборе находится молочный завод «Петролакт». Одновременно
ведутся работы над техническим проектом воссоздания собора. У стен этого
некогда величественного собора в 1990-х годах выстроена часовня Новомучеников и
Исповедников Российских. Часовня заложена 8 октября 1993 года и построена по проекту Г.А. Васильева. Она — как воспоминание о стиле
древнерусского деревянного зодчества «иже под колоколы». В храме возрождются
традиции, на которых строилось служение собора во имя Феодоровской иконы Божией
Матери.
Собор Феодоровской иконы Божией Матери был построен в 1913 году в память 300-летия Дома Романовых по проекту архитектора Степана Кричинского, соавтора Соборной мечети Петербурга. В 1932 году здание церкви было передано организации «Союзмолоко» и перестроено. В 2005 году храм возвращен Церкви. В конце лета Феодоровский храм был закрыт для проведения масштабных ремонтно-восстановительных работ. Правнук императора Александра II князь Георгий Юрьевский вошел в попечительский совет по восстановлению петербургского храма Феодоровской иконы Божией Матери. «Эта церковь связана с моей семьей, это важно исторически, а также интересно с точки зрения восстановления убранства церкви. В ближайшее время я получу все необходимые документы. Я готов оказать помощь в любой области», — сказал, в свою очередь, Г.Юрьевский. Открытие собора планируется приурочить к 400-летию Дома Романовых и 100-летию храма, которые будут праздноваться в 2013 году. Hа базе храма планируется также создать православный просветительский центр, включающий богословский институт, воскресную школу и православное издательство.
С 1 января 1918 года храм Фёдоровской иконы Божией Матери перестал быть монастырским подворьем, приобретя статус приходского. Монахи объединились в Александро-Невское братство, действовавшее при Лавре. Настоятель архимандрит Досифей (Степанов), как и большинство духовенства Петрограда в 1922 году, признал власть обновленцев, которые поддерживались государственными властями Cоветской России. В октябре 1926 года настоятелем храма был назначен один из наиболее популярных пастырей в городе, архимандрит Лев (Егоров). В те годы собор продолжал действовать, но постоянно подвергался нападкам со стороны властей: то клуб в нём хотели открыть, то кинотеатр. Так по своему прямому назначению храм прослужил до 1932 года, когда по итогам заседания президиума исполкома Володарского райсовета его было решено передать «Союзмолоко» и переделать под производственное помещение.
Вот что сказано в протоколе заседания президиума исполкома облсовета по вопросу о ликвидации Романовской церкви: «Согласно заключения технической комиссии здание церкви требует капитального ремонта, который двадцатка не производит, тем самым нарушает пункт 4-й типового договора. Кроме того, учитывая крайнюю нуждаемость «Союзмолоко» в помещении для обработки молочных продуктов и возможность при весьма незначительных затратах приспособить Романовскую церковь для указанных целей, которая по своему месту нахождения является удобной для «Союзмолоко» в силу чего постановление Володарского райсовета утвердить, церковь ликвидировать, здание передать «Союзмолоко». 10 мая 1932 г.». Вскоре после выхода этого постановления храм-памятник был превращён в молокозавод и перестроен. Через некоторое время церковные купола были сняты, остались лишь одиноко возвышающиеся барабаны, помещения полностью перестроены, появилось несколько этажей. Большая реконструкция бывшего храма и расширение молокозавода были произведена в 1960-е годы. 11 ноября 1965 года Совет народного хозяйства Ленинградского экономического района принял решение: «О реконструкции и расширении 2 молочного завода Ленмолкомбината». В начале 1970-х гг. к ожидаемому приезду президента США Р. Никсона в СССР и в том числе в г. Ленинград, демонтировали и барабаны, окончательно лишив здание того вида, который мог хотя бы отдалённо напоминать церковь.
К концу ХХ столетия обезглавленный собор покрывала четырёхскатная оцинкованная крыша. Внутри высокого пространства верхнего храма находились два железобетонных перекрытия. Над западной частью храма были надстроены дополнительные два этажа. В результате первоначально двухэтажный пятиглавый собор превратился в пятиэтажное промышленное почти кубическое строение, хаотично обросшее пристройками, площадью почти не уступавшей площади самого храма. Помимо сильно искажённых внешнего облика и внутреннего пространства, в 30-е годы ХХ столетия из храма исчезли, церковная утварь, иконостасы, киоты, предметы интерьеров. Лишь часть икон из иконостаса верхнего храма сохранилась в Государственном музее истории религии — 48 из 118, а также напрестольное Евангелие и несколько предметов из евхаристического набора (в Государственном Русском музее). Значительная часть этих предметов представляла собой не «рядовые» изделия церковного обихода, а специально изготовленные к юбилею произведения — по-настоящему выдающиеся образцы церковного искусства начала ХХ века. Всё это, к сожалению было утрачено, частью погибло…
В 1993 году городские власти приняли решение о перебазировании молокозавода и передаче Фёдоровского храма епархии. В том же году, не дожидаясь полной передачи здания храма, рядом соорудили и 28 марта 1998 года освятили храм Святых Новомучеников и Исповедников Российских. Очередной знаковой вехой в истории прихода стали события августа 2005 года, когда молокозавод «Петролакт» был наконец выселен из здания собора, уступив место приходской общине. В воскресенье 7 августа приходская община крестным ходом после литургии в храме Новомучеников и Исповедников Российских вступила на порог осквернённого храма, где была зажжена первая лампада. Ещё через три недели, 28 и 29 августа — в праздник Успения и Фёдоровской иконы Божией Матери, там же, впервые после 73-летнего перерыва состоялась Божественная литургия. Храм возвращён в ведение епархии в августе 2005 года. С конца 2006 года попечительский совет храма возглавил Борис Грызлов, являвшийся на тот момент председателем Высшего совета партии «Единая Россия» и председателем Государственной Думы РФ. Масштабная и комплексная реставрация собора под эгидой попечительского совета началась в июне 2007 года с демонтажа заводских пристроек окруживших собор почти по всему периметру. Затем начался демонтаж межэтажных перекрытий, а вслед за этим полномасштабные реставрационные работы по всему собору. 27 марта 2011 года завершена реставрация колокольни, на которую подняли точную копию колокольного набора начала ХIХ века. 9 из 11 колоколов — именные. Они названы в честь царских особ. Самый большой, девятитонный, носил имя «Михаил-Николай» — в честь Михаила Фёдоровича, первого из династии Романовых, и Николая II, последнего царя этой же династии. На колоколах отлиты изображения старинных гербов. Там же славянской вязью выполнены цитаты из молитв и Священного писания. 28 апреля 2013 года было завершено воссоздание мозаики образа Спасителя над парадным входом в собор. Все работы в храме были завершены в 2013 году, к 100-летию со дня его возведения и 400-летию дома Романовых.
14 сентября 2013 года Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения трёх престолов верхнего храма собора в присутствии председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, министра культуры России Владимира Мединского, председателя попечительского совета Бориса Грызлова и прихожан. Величественный пятикупольный собор, как и раньше, вмещает три с половиной тысячи человек. Высота сооружения 48 метров, площадь — 350 квадратных метров. К колокольне храма примыкает стена, напоминающая кремлёвскую стену, символизируя единение Москвы и Санкт-Петербурга, двух городов — столиц России. Внутри собора — два храма, очень разные по своему убранству. Нижний храм посвящён святому благоверному великому князю Александру Невскому и святой равноапостольной Марии Магдалине — небесным покровителям императора Александра III и его супруги императрицы Марии Фёдоровны. Посвящая нижний храм свт. Александру Невскому создатели храма ещё 100 лет назад предполагали оформить его в стиле той эпохи, когда жил великий князь, — ХIII века. Нижний храм так и не был окончательно оформлен 100 лет назад, в годы строительства и открытия. Не сохранилось ни одной фотографии, ни одного чертежа, по которым можно было бы воссоздать интерьер. Осталась лишь запись в журнале Строительного комитета от 1917 года, где высказано пожелание оформить нижний храм в стиле древних церквей.
Нынешний интерьер нижнего храма выполнен по проекту современного православного иконописца архимандрита Зинона. Он собственноручно написал все фрески в алтарной части и часть икон. В отличие от нижнего храма, оформленного в стиле древнерусских храмов первых веков христианства на Руси, верхний храм представляет собой стилизацию под православные храмы Московской Руси начала ХVII века, то есть времени воцарения Романовых и воссоздан практичеки в том виде, который он имел при постройке. После полного восстановления внешнего и внутреннего облика, собор Фёдоровской иконы Божией Матери ежедневно открыт для всех желающих.
С сайта: www.feosobor.ru/history