Центральный район. Домовая церковь Покрова Пресвятой Богородицы при бывшем Николаевском сиротском институте.

Здание церкви находится во внутреннем дворе институтского комплекса. Это отдельное трехэтажное здание, построенное в традициях русского классицизма. С главным корпусом соединено переходом. Внешний вид фасадов сохранился, только в фронтоне вместо исторического барельефа в советское время появился герб СССР. Проект здания церкви разработал в 1829 г. архитектор Д.Квадри. После его смерти в 1832 году строительством руководил П.С. Плавов, который переработал первоначальный проект. Работы были закончены в 1834 году. В феврале 1834 года церковь была освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. После революции весь комплекс зданий Николаевского сиротского института отошел к Педагогическому институту (ныне РГПУ имени А.И. Герцена). В церкви был устроен клуб.
Литература: Длужневская Г.В. Утраченные храмы Петербурга. — СПб, Издательский Дом «Литера». 2003

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, находящаяся при С.-петербургском Николаевском сиротском институте и Александринском сиротском доме, прежде была церковью С.-петербургского воспитательного дома. С.-петербургский воспитательный дом, основанный 1 октября 1770 года, находился первоначально близ Смольного Новодевичьего Воскресенского монастыря, на месте, которое ныне занимают градские богадельни.
Особой церкви при этом доме не было, и крещение младенцев с другими церковными требами совершалось священниками Смольного монастыря, а погребение умиравших младенцев — причтом Большеохтинского кладбища.
В 1780 году воспитательный дом, по отдаленности его от наиболее населенных частей города, переведен был в здания, находившиеся в Миллионной улице, против Мраморного дворца, другою стороною обращенные к Красному каналу. Это были купленные казною дома царевича Александра Грузинского и графа Разумовского, приспособленные к новому назначению и распространенные большими пристройками.
Первоначально и здесь церкви не было, и церковные требы по дому исправлялись священниками соседних церквей, а погребение младенцев совершалось причтом Волковского православного кладбища. В 1786 г. заложен был первый храм воспитательного дома и 1 октября 1788 г. освящен в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Этот храм устроен был по плану архитектора Фельтена на отдаленном от жилых покоев месте, и был довольно обширен и благолепен. Как на некоторую особенность его, можно указать на то, что престол и жертвенник в этом храме покрыты были не обыкновенными одеждами, а особыми образами, писанными на холсте. Со времени построения церкви воспитательный дом стал иметь и свой особый причт. Прошло после того около десяти лет.
Местоположение воспитательного дома опятъ признано неудобным, и для помещения его, еще ближе к центру города, куплены были в 1798 г. два смежных дома, принадлежавших графам Разумовскому и Бобринскому и выходившие лицевой стороной на набережную Мойки между Полицейским и Красным мостами. Прежние здания воспитательного дома, а с ними вместе церковь, велено было передать в военное ведомство; и потому церковь сдана была по описям протоиерею преображенского полка Лукиану Протопопову. Это было в половине 1798 г. Таким образом, церковь Рождества Предтечи существовала при воспитательном доме около 10 лет.
Между тем, в новом здании воспитательного дома в том же 1798 г. устроена была и новая церковь. Она помещалась в первом этаже флигеля, примыкающего к северной стене нынешней церкви, и по воле императрицы Марии Федоровны освящена была во имя апостола Павла. Эта церковь далеко уступала прежней в благолепии и богатстве, и, кроме того, оказалась столь тесною, что уже в 1801 г. императрица Мария Федоровна повелела устроить вместо нее новую церковь.
Теперь избрано было для помещения церкви большое верхнее зало воспитательного дома. Оно было в два света, на двух сторонах — северной и южной — протянуты были хоры, утверждавшиеся на 18 колоннах. Для приспособления этого зала к новому назначению потребовалось до 5660 руб. асс. Большую часть этих денег, именно 4710 руб., дала государыня императрица Мария Федоровна. Она повелела уплатить из собственных ее сумм; остальные же 950 руб., употребленные на устройство иконостаса, принял на свой счет архитектор В. Ф. Бренна, заведывавший работами.
Новая церковь, также во имя апостола Павла, была и обширнее, и красивее, и богаче прежней, имела относительно своей внешности разве только тот недостаток, что все же это было зало, только приспособленное для особой цели — богослужения. Но и эта церковь, уже третья в воспитательном доме, существовала не долго. Заняв лучшее и самое обширное зало, она более или менее стеснила собою воспитательный дом и сама, с течением времени, не представляла такого простора, какой был нужен. Это замечено было императором Николаем Павловичем при посещении воспитательного дома, посему определено было построить для помещения церкви особое здание. Церковь апостола Павла упразднена в апреле 1834 г., следовательно, существовала всего около 33 лет. Утварь этой церкви отдана была в Одесский институт благородных девиц, а местные иконы и сам иконостас, с благословения митрополита Серафима и с согласия местного начальства, переданы были тогдашним протоиереем воспитательного дома в церковь великомученика Георгия, что в селе Ложголове Гдовского уезда.
План нового храма составлен был архитектором Д. Квадри. По этому плану в четыре года, с конца 1829 до начала 1834 г., воздвигнуто особое, в связи с главным корпусом воспитательного дома, каменное трехэтажное здание, в котором нижний этаж назначен для столовой, 2 верхних — для помещения церкви. До 1834 г. в воспитательном доме обучалась дети обоих полов, и число их постепенно увеличивалось. В церкви воспитанники стояли внизу, а воспитанницы — на хорах, куда имели особый ход прямо со своей половины. Впоследствии столовая перенесена в другое место, а здесь устроены спальни институток.
По внутреннему и по внешнему виду этот храм представляет одно из самых изящных произведений, и едва ли не превосходит все другие, находящиеся в С.- Петербурге казенные церкви. Внутренняя площадь храма простирается на 122 кв. саж., кроме того, с трех сторон приделаны обширные хоры, занимающее 68 кв. саж. Эти хоры поддерживаются колоннами и пилястрами искуственного мрамора с капителями коринфского ордена.
Живопись в иконостасе и в некоторых частях храма исполнена академиком Васильевым при содействии художников Воинова, братьев Доуоновых, Андреева и Лукьянова. Резная работа принадлежит мастеру Захарову. Все здание венчается куполом, который придает ему особенное великолепие, отличая и возвышая его над окружающими огромными домами. Нельзя не вспомнить при этом, что последним преимуществом церковь обязана архитектору Плавову, за смертью Квадри продолжавшему и завершившему ее строение. По первоначальному плану купол не предполагался; но, по убеждению Плавова, он устроен был подрядчиками, производившими работы, на собственный их счет. На постройку этого храма опекунским советом ассигновано было 345 830 руб. 70 коп. асс.
По окончании работ все означенные лица удостоены высочайших наград, а именно: архитектор Плавов получил орден св. Станислава 2 степени ; академик Васильев и братья Доуоновы — бриллиантовые перстни, Андреев — золотые часы, Воинову, Лукьянову и Захарову дано по 500 руб.
Новый храм освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в память того дня, в который открыт С.-петербургский воспитательный дом. Освящение совершено 24 февраля 1834 г. преосвященным Венедиктом, епископом ревельским, тогдашним викарием здешней епархии.
Остается объяснить, каким образом церковь Покрова Пресвятой Богородицы, устроенная для воспитательного дома, стала церковью сиротских заведений. В 1837 г. при воспитательном доме образовался сиротский институт, названный впоследствии Николаевским, для воспитания сиротствующих дочерей обер-офицеров и частью штаб-офицеров. В 1843 г. в здания того же дома переведен еще Александринский сиротский дом для воспитания дочерей разночинцев. По неудобству совмещения в одной церкви и служащих в воспитательном доме, и воспитанниц института и Александринского дома (число коих простиралось до 1200 и более), местным начальством предположено и 25 декабря 1854 г. высочайше утверждено — для воспитательного дома устроить особую церковь во имя Иоанна Крестителя. С этого времени Покровская церковь «стала усвояться уже исключительно сиротским заведением» и только до тех пор, пока означенное предположение еще не было исполнено, (а оно исполнено в 1872 г.), совершалась в ней служба для живущих в воспитательном доме.
В церкви Покрова Пресвятой Богородицы никаких древних вещей нет. Со стороны искусства могут быть указаны, как замечательные произведения, местные иконы Спасителя и Божией Матери. Спаситель изображен благословляющим детей, что вполне соответствует назначению храма, св. Дева Мария изображена с предвечным Младенцем на руках и с Иоанном Крестителем, по подобию картин, носящих название «Святое семейство»; образ сошествия Духа Святого на апостолов и храмовой — Покрова Пресвятой Богородицы; по сторонам храма изображения во весь рост св. Марии Магдалины, великомученицы Екатерины, царицы Александры, святителя Николая и Александра Невского — в память высоких лиц, покровительствовавших церкви или находящимся при ней заведениям. Все эти изображения сделаны живописью на холсте и помещены в больших деревянных рамах с резьбою и позолотою.
В церкви имеются также очень хорошие священные сосуды и достаточное количество ризницы. В память императрицы Марии Федоровны, благодетельствовавшей церкви и воспитательному дому, сохраняется ее парадное платье из голубой шелковой материи, богато вышитое золотом.
Библиотека церковная состоит исключительно из книг богослужебных. При церкви хранятся исповедные росписи и копии с метрических книг с 1791 г. Впрочем, в церковных метриках записывались только те случаи рождений, браков и смерти, которые относились к лицам, служащим в доме или сторонним. Что же касается до детей, приносимых в воспитательный дом, то записи об их крещении и смерти велись, как и теперь ведутся, не причтом, а начальством дома.
Причт состоял первоначально из одного священника и одного причетника, потом из одного священника или протоиерея, диакона и причетника. Занятия причта не ограничивались одним только исправлением треб по воспитательному дому: священник был и законоучителем в доме, а диакону и причетнику, под смотрением священника, поручалось обучение детей чтению, письму и цифири.
Впоследствии и особенно с того времени, как при воспитательном доме образовался институт, священнические и законоучительские занятия увеличились в такой мере, что означенный состав причта оказался недостаточным. Посему, в 1841 г. определены к церкви воспитательного дома другой штатный священник и причетник.
В 1855 г. для воспитательного дома и предположенной при нем церкви, по представлению местного начальства, открыт особый причт из одного священника и одного причетника, а состоявшие по прежнему положению два священника с диаконом и двумя причетниками оставлены исключительно при Николаевском сиротском институте и Александринском доме.
Первоначально в церковь воспитательного дома могли приходить все желающие, а потому причт, кроме содержания от казны, пользовался и некоторыми доходами от лиц сторонних, не принадлежавших к составу воспитательного дома. Но со времени образования при доме сиротского института и перемещения сюда же Александринского сиротского дома вход в церковь всем посторонним лицам воспрещен, и с того времени причт должен довольствоваться содержанием, какое дает ему казна.
По штатам, действовавшим до 1869 г., протоиерей получал 300 руб. жалованья и 300 руб. столовых, священник 250 руб. жалованья и 150 руб. столовых, диакон 200 руб. жалованья и 120 руб. столовых, двое причетников — по 120 руб. жалованья и по 60 руб. столовых. Кроме того, все пользовались казенными квартирами. С 1869 г. введены в действие новые штаты. По этим штатам положено: старшему священнику 300 руб. жалованья и 300 руб. содержания, младшему священнику 250 руб. жалованья и 250 руб. содержания, диакону 200 руб. жалованья и 120 руб. содержания; причетник оставлен один и ему назначено 150 руб. жалованья и 75 руб. содержания. Казенных квартир по этим штатам никому из причта не положено. Только настоящим членам причта (за исключением диакона), как поступившим на службу при институте раньше введения новых штатов, особым распоряжением начальства предоставлено пользоваться квартирою в доме института. Кроме означенного штатного жалованья, назначаемого собственно за церковную службу, оба священника и диакон получают плату за преподавание закона Божия в Николаевском институте и Александринском сиротском доме. Эта плата выдается соразмерно числу уроков.
В хозяйственном отношении церковь управляется старшим священником и старостою, под ближайшим наблюдением директора хозяйственной части сиротских заведений. Староста избирается из лиц сторонних и утверждается в этом звании преосвященным митрополитом. Приходо-расходные книги в церковь не выдаются и вся отчетность по церковному хозяйству ведется правлением сиротских заведений.
Прихожанами сей церкви могут считаться только воспитанницы Николаевского сиротского института и Александринского сиротского дома и те из служащих обоего пола православного исповедания, которые в этих же заведениях имеют свои квартиры. Штатное число воспитанниц института 450, Александринского дома 350, прочих лиц с прислугою можно считать до 300 человек.
«Историко – статистические сведения о С.-Петербургской епархии» Выпуск 6, Санкт-Петербург, 1878 г. Напечатано в синодальной типографии.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?