Дом этот находится на Фонтанке, между Симеоновским и Цепным мостами, под № 20-м. В начале настоящего столетия он был нанят главноуправляющим почтовым департаментом, в каковой должности с 1805 по 1842 гг. состоял князь Александр Николаевич Голицын, известный своею близостью к императору Александру I государственною деятельностью. После Голицына тут жил преемник его по должности, граф Владимир Федорович Адлерберг. С 1852 г., когда Адлерберг был назначен министром Императорского двора, дом, по его ходатайству, перечислен в придворное ведомство и с тех пор служит помещением министров Императорского двора.
Церковь устроена в 1812 г. и 1 октября освящена во славу пресвятой Троицы, помещается она во втором этаже левого надворного флигеля и алтарем обращена на восток. Благочестивое настроение устроителя храма проявилось в устроении храма желанием выразить духовные идеи и каждой части его дать символическое значение, чтобы храм в целом не был бездушною массой камней, а выражал то христианско-просветительное значение, которое принадлежит ему. Исполнителем этих идей Голицына в устройстве церкви был известный архитектор Воронихин, строитель Казанского собора, а в украшении принимали участие знаменитый художник Боровиковский и автор первого проекта московского храма Христа Спасителя художник Витберг.
Церковь имеет следующее внутреннее устройство: из большого зала входят во внешний, совершенно темный притвор, не имеющий окон; во всю ширину притвора лестница в 7 ступеней ведет на площадку к востоку, на которую падает малый свет из храма. Далее стеклянные двери ведут во внутренний притвор. Верх этих дверей имеет вид стрельчатой арки, а рамы украшены в готическом стиле; самый же притвор, семигранный, на подобие средневековой готической каплицы, устроен в два яруса и заканчивается стрельчатым сводом. Сравнительно с диаметром основания, он очень высок (диаметр полторы сажени, высота 8 саж.) и верх его теряется во мраке.
Нижний ярус, состоящий из семи граней, отделенных тонкими колоннами, с лепными готическими украшениями, имеет впереди входную арку в церковь, по бокам — три фальшивых окна, справа — арку с плащаницею, слева — нишу, а сзади двери во внешний притвор. Верхний ярус представляет готические стрельчатые фальшивые оконные ниши, с нарисованными на стеклах в виде статуй 14 изображениями апостолов и евангелистов. Этот притвор полутемный: днем он слабо освещается частью из церкви, через входную арку, частью — справа, из арки, где помещается плащаница; вечером же его освещает небольшая, в 6 свечей, люстра, спускающаяся со свода.
Арка с правой стороны ведет в небольшую усыпальницу тоже в готическом стиле, высокую, с окнами в два яруса: здесь помещается гробница с плащаницею. Нижнее окно усыпальницы, широкое во всю продольную стену, с рамой из разноцветных стекол, выходит в зимний сад. Плащаница, писанная на полотне, кроме слов обычного тропаря, окаймлена узкою золотою бахромой. Изображение Спасителя высокой художественной работы. Над плащаницею висит небольшая лампадка с елеем. На стенах иконы сошествия св. Духа на апостолов и Спасителя, «десницею благословляющего, а в шуйце держащего, окруженное сиянием, пламенеющее сердце!» Обе иконы в деревянных черных рамах, итальянского стиля, писаны в 1800 г. художником Иваном Пустыниным.
Из притвора восточная открытая арка ведет в самый храм, который представляет продолговатую, четырехугольную, комнату длиною до иконостаса 8 арш. и шириною у западной стены семь с четвертью арш., а у иконостаса 6.5 арш., вышиной до средней точки свода около 3 саж. Стены прямые и гладкие, отделаны белым искусственным мрамором, а на высоте полутора саж., после широкого антаблемана, начинается потолок, плафон которого сделан в виде высокого круглого свода, отделанного лепными пересекающимися тягами, с семигранными углублениями между ними, в которых помещены лепные розетки. Пол дубовый, паркетный; солея возвышается на одну ступень.
Окон в стенах не сделано, хотя положением церковного здания это дозволялось, а храм и алтарь освещаются сверху из круглого окна, устроенного в середине плафона, над иконостасом. Окно в диаметре до 2 аршин; его вместо рамы окружают лепные из алебастра облака, с херувимскими головками; стекло в нем цельное хрустальное, с изображением всевидящего ока в трехугольнике, с расходящимися во все стороны лучами. По середине церкви висит медная посеребренная люстра, нового, в русско-церковном стиле рисунка, не соответствующая характеру храма и, очевидно, поступившая в позднейшее время.
Храм, несмотря на оригинальное устройство, производит впечатление не особенно легкое и возвышенное, что зависит с одной стороны от недостатка света, который должен быть присущ храму христианскому и которого здесь мало от одного окна сверху, а с другой — от того, что устроенный в ложно классическом стиле плафон, при незначительных размерах храма, подавляет своею тяжестью, и храм походит более на погребальную пещеру, нежели на церковь.
Иконостас белый, полированный под искусственный мрамор, с позолоченными лепными и резными украшениями, имеет вид портика с выступающими вперед постаментом, колоннами и антаблеманом; по высоте он равен стенам церкви и антаблеман его сходится с антаблеманом стен, имея также архитрав, широкий фриз с золочеными херувимскими головками и акантовыми листами и золоченый карниз. На постаменте стоят 4 беломраморные колонны и около стен две пилястры, с золочеными базами и капителями ионического ордена, которые и поддерживают широкий и тяжелый антаблеман.
Иконостас устроен по рисунку Воронихина, в лжеклассическом вкусе того времени, и при незначительных размерах, с большими выступами и колоннами, кажется очень тяжелым. Царские врата, настоящие, устроены по мысли и рисунку известного Витберга уже в 1816 г. в замен первоначальных тяжелых, сделанных Воронихиным. Они замечательны по оригинальности идеи художника, которая поправилась как Голицыну, так и императору Александру I. Витберг, желая исправить недостатки работы Воронихина и придать царским вратам более легкости и прозрачности, сделале следующее: от образа св. Троицы, возвышающегося над иконостасом, он распространил резные лучи так, что боковые падают на карниз иконостаса, а вертикальные, продолжаясь почти донизу, составляют собственно царские врата.
Четыре иконы в иконостасе, кроме храмовой, писаны на полотне Боровиковским, в деревянных золоченых рамках, с двумя херувимскими головками наверху. По правую сторону царских врат икона Спасителя. На левой стороне царских врат — Богоматерь в светлых одеждах, крестообразно сложенными на груди руками и преклоненными коленами. На южной двери — архистратиг Михаил, на северной двери — архангел Гавриил. Пред местными образами прежде стояли низкие деревянные, позолоченные светильники с елеем, вместо них теперь обыкновенные подсвечники.
Алтарь небольшой, устроен в виде скинии ветхозаветной. Спереди престола, между передними столпами сени и в ширину царских врат, оставлено незакрытое пространство, чтобы свет из верхнего окна беспрепятственно освещал алтарь и чтобы возгласы служащего были слышны певчим, помещающимся наверху. Стены алтаря все, не исключая и иконостасной, обиты серебряной материей, спускающейся складками в виде покровов скиний и окаймленной, вместо карнизов, узким золотым газом с бахромой. Запрестольный образ, художественной работы, в деревянной золоченой раме (2 арш. ширины и высоты), изображает коронование Богоматери. У жертвенника, в северной стене, сделано небольшое, с полукруглым верхом окно для усиления света в алтаре.
С востока подле алтаря, находится внизу ризница, а вверху, в свободной части алтаря — комната для певчих. Она для резонанса сделана овально-круглой формы, с таковым же сводом наверху. В передней части ее, под горним местом, большое полукруглое окно; у него стоят певчие, лицом к алтарю, так что из этого окна звуки пения идут в храм, через свободную часть алтарного верха. Поющих из храма не видно, они закрыты верхнею частью иконостаса, т. е. лучами сияния, так что звуки пения раздаются сверху, как бы пение невидимых духов с неба.
С самого начала существования церкви был при ней особый причт, с квартирой и с казенным содержанием из сумм почтового департамента. Церковь и причт находятся в ближайшем ведении светского начальства, т. е. сперва почтового департамента, а потом придворной конторы. В последнее время священник получал 360 руб. жалованья и казенную квартиру, вольнонаемный псаломщик — 216 руб. и квартиру.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии» Выпуск 7, Санкт-Петербург, 1883 г. Типографии Департамента Уделов
Церковь Троицы Живоначальной при канцелярии Министерства Императорского двора
Этот небольшой храм – один из самых интересных памятников духовно-мистической культуры александровского времени. Он возник по инициативе кн. Александра Николаевича Голицына, обер-прокурора Синода, министра народного просвещения и поверенного Александра I. Автором проекта был А.Н. Воронихин при участии масонов – арх. А.Л. Витберга и живописца В.Л. Боровиковского.
Небольшой храм находился на втором этаже левого дворового флигеля голицынского особняка и состоял из нескольких частей. Из темного внешнего притвора, символа духовной тьмы падшего человека, верующий по семи ступеням-добродетелям поднимался в отделанный в готическом стиле внутренний притвор, украшенный витражами с изображениями апостолов и евангелистов. Здесь в нише стояла гробница с плащаницей, у которой следовало покаяться, прежде чем вступить в царство духовного света. Плащаница принадлежала кисти А.Е. Егорова, автором икон, висевших над нею, был И.А. Пустынин.
Сам храм был невелик и отделан лепкой и белым стюком. У двери в золоченых рамках висел написанный на эмали по-русски и по-французски договор Священного союза. Свет в помещение проникал только сверху, через круглое окно с изображением Всевидящего ока, что означало – на землю свет подает Отец светов. По рисунку Воронихина был вырезан ампирный, белый с золотом иконостас, образа в котором написал Боровиковский. Ему же приписывалась икона „Храм Премудрости Божией“ (1812 г.) – сложная символическая композиция в духе тогдашних мистических учений. По эскизу Витберга были изготовлены царские врата, закрывавшиеся белой завесой с красным крестом.
В ампирном стиле был выдержан ковчег из бронзы с крестом наверху (но вместо изображения Распятого было написано „совершишася“), малиновые облачения из бархата и церковные сосуды. Все убранство было тщательно продумано по символике и содержанию. „Спаситель во гробе“ был исполнен К.П. Брюлловым в более позднее время.
Храм освятил 1 октября 1812 г. архимандрит Филарет (Дроздов), будущий московский митрополит, а тогда – ректор Духовной Академии. Он в 1812–1814 гг. часто служил и проповедовал в храме, участвуя также в заседаниях Библейского общества, до своего закрытия помещавшегося в этом доме. Любил в нем молиться Александр I и члены голицынского кружка.
В 1852 г. церковь перешла в ведение Министерства Императорского двора и впоследствии почти не подвергалась переделкам. Закрыта в 1918 г., но сохранялась в неизменном виде до конца 1927 г., когда была ликвидирована, и в 1930 г. передана под книгохранилище. Сейчас в полупустующем здании находится частная фирма.
http://www.encspb.ru/object/2804676250?lc=ru
В доме князя Голицына на Фонтанке, 20, находилась известная всему Петербургу церковь, в которой втайне от князя происходили хлыстовские радения под руководством некоего старца Фёдора. Когда же Голицын обнаружил, что святой старец является орудием какого-то тайного политического общества, то старца завлекли в вырытую ночью перед входом в дом глубокую яму, где и засыпали живого землёй. Князь А. Н. Голицын был обер-прокурором Синода, министром народного просвещения и личным другом Александра I, который часто приезжал в эту церковь Живоначальной Троицы, к обедне. Дом на Фонтанке, построенный ещё в 1780-х годах, был приобретён Голицыным в 1812 году. Новый хозяин заново отделал внутренние помещения.
Особый интерес представляла архитектура домовой церкви, исполненная А. Н. Воронихиным. Живопись иконостаса принадлежала кисти В.Л. Боровиковского, а архитектор А.А. Витберг придал внутреннему убранству таинственный, мистический характер: отсутствие дневного света, тёмные ступени притвора, подобие гробов, расставленные в молельнях, лампады красного стекла в виде кровоточащих сердец. Церковь Живоначальной Троицы представляла значительный художественный интерес. Она была воспета Г.Р. Державиным и изображена на картине А.В. Тыранова. Храм располагался в доме Голицына, представлявющий не только памятник архитектуры, но и памятник отечественной истории и культуры. В верхних этажах этого дома жили братья Тургеневы — Александр и Николай. На квартире Тургеневых собирались участники литературного кружка «Арзамас», членом которого был Пушкин. Здесь, по свидетельству современников, Пушкин сочинил свой блестящий экспромт, раз и навсегда определивший Михайловскому замку место в истории: «… пустынный памятник тирана, забвенью брошенный дворец».
Из книги: Синдаловский Н. А. Легенды и мифы Санкт-Петербурга. — Санкт-Петербург: Издательство ЗАО «Норинт», 2011