Центральный район. Церковь Сретения Господня в Зимнем Дворце.

Собор Спаса Нерукотворного Образа с церковью Сретения Господня при Императорском Зимнем Дворце
По стародавнему обычаю при дворах русских Государей всегда имелся храм, украшенный благолепно и богато. Этот обычай сохранился и после переноса столицы в Петербург, поэтому, когда Б. Растрелли разрабатывал проект нового, четвертого по счету Зимнего дворца, он разместил придворную церковь в юго-восточной части второго этажа, на месте существовавшей в третьем дворце, которую 19 октября 1735 г. освятил архиепископ Феофан (Прокопович).
Закладка увенчанного куполом храма состоялась 14 октября 1753 г., но к отделке его долго не приступали. Только через шесть лет зодчий подал чертеж „лепному и живописному убранству“, выдержанному в барочном стиле. За роспись купола взялись итальянцы К. Цукки и Ф. Мартини, алтарной части – Д. Венерони, за лепку – Дж.Б. Джани. С тщательностью проектируя все детали отделки, Растрелли с особым вдохновением сочинил эскизы иконостаса, сени и кафедры, по которым работали резчики И. Дункер и Л. Роллан. Образа в трехъярусном иконостасе исполнил И.И. Бельский с братьями и И.Я. Вишняков. Евангелистов в парусах и плафон „Воскресение Христово“ в притворе написал незадолго до этого приехавший из Италии Ф. Фонтебассо.
Когда архиепископ Новгородский Димитрий 6 апреля 1762 г. освящал законченный дворец, собор не был еще готов, и потому вместо него освятили временную Воскресенскую церковь. Только через год, 12 июля 1763 г., архиепископ Гавриил освятил собор, который свое название получил во имя образа Спасителя, написанного в 1693 г. Ф.Ф. Ухтомским. Он находился в моленной при алтаре и был украшен золотой ризой с бриллиантами.
Из-за промерзания купол внутри храма заменили в 1764–1765 г. плоским потолком, который украсили иллюзорной живописью А. Перезинотти и И. Бельский с „командою“. Вскоре в собор поступили из Оружейной палаты в Москве несколько золотых крестов и сосудов, принадлежавших в XVII веке русским Царям, позолоченные кресты-мощевики (в том числе крест, которым митрополит Филарет благословил на царство боярина Михаила Романова) и серебряный крест с частью Ризы Господней, Животворящего Древа и тернового венца Спасителя. В 1831 г. плащаницу „по образу старой“ написал акад. А.Е. Егоров. 
Так как собор в основном использовался для торжественных служб, то 10 января 1768 г. архиепископ Новгородский Димитрий для частного обихода освятил в северо-западной части дворца малую придворную церковь Сретения (первая церковь с таким названием появилась еще при Екатерине I). Лепкой ее украсил вышеупомянутый мастер Джани. После опустошительного пожара 1837 г. эта церковь была восстановлена В.П. Стасовым на том же месте и освящена 1 февраля 1839 г. митрополитом Киевским и Галицким Филаретом. Во время восстановления дворца службы шли в походной церкви, установленной в Шепелевском доме. В двухъярусном иконостасе работы В. Бобкова были поставлены спасенные от огня образа, на стенах повешены новые, исполненные академиком Т.А. Неффом. Золоченый барочный орнамент в малой церкви выполнил И. Дылев, скульптуры – И. Герман, плафон по рисунку Т.А. Неффа написал Н.А. Майков. В конце XIX века в ризницу малой церкви поступил золоченый серебряный крест с мощами Трех Святителей и частицей Животворящего Древа, происходивший из афонского монастыря Пантакратор.
Большой собор после пожара восстанавливал тоже В.П. Стасов, которому было велено сделать это „с возможной точностью… в прежнем виде“, хотя нужных для этого чертежей оказалось ничтожно мало. Значительная часть убранства была на сей раз выполнена не из дерева, а из папье-маше скульпторами Д. Аджом и Ю. Штрейхенбергом, кариатиды и статуи – В.И. Демут-Малиновским и П.В. Свинцовым. Золоченый иконостас, сень и кафедру вырезал по рисункам зодчего мастер П. Кретан. Иконы были в основном взяты прежние, спасенные при пожаре, живопись в плафоне возобновил П.В. Басин, евангелистов на парусах написал Ф.А. Бруни, роспись „под лепку“ – П. Медичи. Посреди храма было повешено прежнее серебряное паникадило, дополненное и отремонтированное Дж. Банистером. 25 марта 1839 г. митрополит Московский Филарет в присутствии Императорской семьи освятил обновленный однопрестольный собор.
Благодаря Августейшим хозяевам в соборе было собрано немало святынь и ценных художественных произведений. Это прежде всего святыни, подаренные Павлу I Мальтийским орденом: десница св. Иоанна Предтечи, древняя икона Филермской Божией Матери (написанная, по преданию, евангелистом Лукой), находящиеся ныне в Цетинье (Черногория), и золотой ковчег с частью ризы Господней, которые осенью на месяц переносили в Гатчинский собор. В 1850 г. греческий монастырь Влатес поднес Императрице Александре Феодоровне часть чаши Господней с Тайной вечери, заключенную в серебряную оправу, которую она передала в собор. Здесь же хранилась левая рука мч. Марина, присланная из Грузии, ковчежцы с мощами свт. Спиридона и вмч. Георгия, с мощами ап. Иоанна Богослова, с мощами киево-печерских угодников, а также ряд замечательных икон начала XVII века из родового имущества Романовых, редкая плащаница 1602 г. Александр I подарил храму Острожское Евангелие 1580 г. издания. В конце XIX века на крыше дворца была сооружена звонница с пятью колоколами, которые настроил известный знаток колокольного дела прот. А.А. Израилев.
С собором связаны многие события в жизни Императорской семьи: венчания, крестины и панихиды. Отсюда, после литургии, Император Николай II вышел на балкон к народу в день объявления войны Германии. Члены царской семьи обычно молились в моленной, находившейся за алтарем. Посторонние в храм, как правило, не допускались; исключением был престольный праздник, когда из часовни Спасителя приносили Его чудотворный образ. 12 октября, в праздник переноса мальтийских святынь, происходило торжественное богослужение с поминанием Павла I. Такое же богослужение в присутствии Государя и кавалеров Георгиевского ордена свершалось 26 ноября, в Юрьев день.
С 1798 г. настоятели собора, из коих обычно выбирались императорские духовники, именовались протопресвитерами и возглавляли придворное духовенство. Среди них надо отметить Иоанна Иоанновича Панфилова (служил в 1777–1794 гг.), духовника Екатерины II. Предпоследним настоятелем был Александр Петрович Васильев, расстрелянный большевиками в 1918 г., последним – Николай Григорьевич Кедринский.
Собор пострадал при штурме Зимнего большевиками, и богослужения в нем прекратились. В начале 1918 г. храм был вновь открыт, но в апреле его закрыли окончательно. 29 мая 1918 г. Президиум ЦИК Союза коммун Северной области отказал в ходатайстве Братству приходских советов и утвердил решение о ликвидации храма.
Ныне обе церкви заняты выставками Эрмитажа. Образованная еще в 1991 г. община тщетно пытается вернуть собор верующим – администрация его не отдает, ссылаясь на музейные правила.
http://www.encspb.ru/object/2805467476

10 января 1768 г. архиепископ Новгородский Димитрий освятил в северо-западной части Зимнего дворца Малую придворную церковь Сретения Господня. Свое именование храм получил от ранее существовавшего на этом месте одноименного храма при дворце императрицы Анны Иоанновны. При этом первая церковь с таким названием появилась ещё при Екатерине I.
Малый собор использовался для Малых выходов, т.е. камерных церковных служб для своих. Малый собор был удобен для этого, поскольку находился буквально в двух шагах от жилых половин императорской семьи на втором этаже северо-западного ризалита, близ Ротонды.
После того как в конце 1826 г. Николай I с семьей занял все три этажа северо-западного ризалита, значение Малого собора во имя Сретения Господня в жизни императорской семьи возросло. Именно тогда он получил статус соборной церкви. Именно в Малом соборе на протяжении всего царствования Николая I ежегодно 14 декабря проводилась служба в память о трагических событиях начала его царствования.
Как и Большой собор, Малый собор Зимнего дворца скоро обрел свои святыни. В его ризнице хранился золоченый серебряный крест с мощами Трёх Святителей и частицей Животворящего Древа, происходивший из афонского монастыря Пантакратор.
Как и Большой собор, Малая церковь погибла в огне пожара 1837 г. и также была восстановлена по проекту архитектора В.П. Стасова. Её освятил 1 февраля 1839 г. митрополит Киевский и Галицкий Филарет. Отметим, что освящение Малой церкви состоялось на полтора месяца раньше, чем Большой церкви. В двухъярусный иконостас работы В. Бобкова вставили спасенные от огня образа, на стенах укрепили новые, выполненные академиком Т.А. Неффом. Золоченый барочный орнамент в Малой церкви выполнил И. Дылев, скульптуры – И. Герман, плафон по рисунку Т.А. Неффа написал Н.А. Майков.
Поскольку Малая церковь располагалась на втором этаже, а на третьем этаже прямо над церковью находилась Бриллиантовая комната, то купольных сводов у церкви не было. Потолок Малой церкви украшал роскошный дворцовый плафон. Именно над Малой церковью была устроена и дворцовая звонница, завершенная барочным луковичным куполом.
В дневниках императора Николая II времен его жизни в Зимнем дворце регулярно встречаются упоминания о ежевоскресных посещениях обедни в Малой церкви. Если посмотре ть дневник царя за 1904 г. – последний год его жизни в Зимнем дворце, – то ритм церковной жизни монарха выстраивался следующим образом: 18 января – «Пошли к обедне в 10 часов…»; 25 января – «В 11 часов пошли с детьми к обедне»; 1 февраля – «Ходили к обедне». Судя по этим и другим записям, время обедни подстраивалось под царя, но он, как привыкший к порядку офицер, старался этим не злоупотреблять, укладываясь в диапазон между 10 и 11 часами.
2 февраля 1904 г. «по случаю храмового праздника нашей Малой церкви была обедня с семейством и завтраком», – записал Николай II в дневнике. Храмовый праздник семейной Малой церкви был событием, на которое собиралось все семейство. Дело в том, что в 1613 г. на второй день праздника Сретения Господня последовало избрание на престол родоначальника династии – Михаила Федоровича Романова.
Начало Великого поста также было связано с посещением Малой церкви. 9 февраля 1904 г. царь записал в дневнике: «В 11 1/2 ходили к часам в Малую церковь». Это крайне редкое упоминание повседневного именования церкви. За весь 1904 г. царь только два раза упомянул название церкви, все остальные записи носят обезличенный характер.
С 1904 г. начались семейные посещения церкви. Анастасии тогда шел третий год, императрица была беременна Алексеем и плохо себя чувствовала, поэтому семейный выход в Малую церковь был, конечно, событием. 22 февраля царь записал в дневнике: «В 11 час. пошли к обедне со всеми детёнышами».
До середины апреля 1904 г. Николай II только дважды посетил Большую церковь Зимнего дворца. Первый раз на Пасху (28 марта 1904 г.): «В церкви пришлось похристосоваться с 280 (чел.). Обедню отслужили скоро. В Малахитовой мы были в 2 1/2 ч. Разгавливались с удовольствием. Лег спать около 4 час. Встали в 9 1/2». Второй раз – когда 31 марта в Большой церкви царь посетил «панихиду по графине А.А. Толстой, которая скончалась сегодня утром».
В дни больших общенациональных политических событий Малая церковь не оставалась без внимания. К примеру, в феврале 1913 г. семья Николая II на несколько дней переехала в Зимний дворец для участия в официальных мероприятиях по случаю 300-летия Дома Романовых, и в воскресенье 24 февраля состоялась традиционная семейная обедня: «В 11 часов, на пути в церковь, все наши люди конюшенной части и загородных дворцовых управлений поднесли нам иконы и хлеб-соль».
29 мая 1918 г. Президиум ЦИК Союза коммун Северной области отказал в ходатайстве Братству приходских советов и утвердил решение о ликвидации храма.
По материалам книги: И.В. Зимин «Зимний дворец. Люди и стены. История императорской резиденции. 1762-1917», http://iknigi.net/avtor-igor-zimin/55155-zimniy-dvorec-lyudi-i-steny-istoriya-imperatorskoy-rezidencii-1762-1917-igor-zimin/read/page-12.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?