На месте, где стоит этот храм, в 1712 -1714 годах по приказу Петра I в честь тезоименитства его старшей дочери цесаревны Анны Петровны возвели деревянную церковь во имя Архангела Михаила. После того, как она обветшала, царица Анна Иоанновна повелела заложить новую, каменную. Его строительство было осуществлено в необычайно короткий срок. В 1731 году архитектор М. Г. Земцов разработал чертеж храма и в том же году развернулось строительство каменного одноглавого храма с граненым куполом и фонариком на высоком деревянном барабане. К 1734 году храм, в основном, был отделан. Как и в старинных русских церквах, здесь также к центральному объему примыкает низкая трапезная, над входом в которую возвышается небольшая четырехъярусная колокольня. Правда, увенчивается она не традиционным шатром, а тонким шпилем, что было уже свойственно петровскому Петербургу.
Творческую индивидуальность создателя церкви характеризует выразительное соотношение массивного развитого барабана и изящной четырехчастной небольшой колокольни; а также эффектное использование ордерной системы, включающей ритмическое применение пространственных элементов – колонн и плоскостных – пилястр и многое другое. Первоначально фасады церкви были украшены многочисленными деревянными статуями.
27 января 1734 года церковь была торжественно освящена в присутствии императрицы Анны Иоанновны. Главный алтарь церкви был освящен во имя Святых Праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, а боковые приделы — во имя Архангела Михаила (правый) и Ефрема Сирина (левый). Позже в 1772 году, в церкви был устроен и 16 февраля освящён ещё один придел во имя Святых Евстафия и Плакиды, упраздненный в 1802 году.
Внутренние помещения церкви были покрыты живописными росписями, стены расчленены пилястрами композитного ордера, капители пилястр нижнего яруса были лепными, а верхнего — живописными, написанными золотом по пурпурному фону. Славу храма в те времена составлял беспримерный по красоте иконостас. Сочинение его приписывается Высокопреосвященному Стефану Яворскому и преосвященному Феофану Прокоповичу. Наиболее драгоценны были образ Рождества Спасителя голландской работы, находившийся в алтаре, писанный на досках в 1630 году, икона Божией Матери, именуемая «Троеручица», большое Евангелие с драгоценным окладом, печатанное в Киеве в 1707 году, большая серебряная дароносица чеканки 1730 года и большой серебряный напрестольный крест с мощами святых, выполненный в 1716 году.
Храм был объявлен придворным, и в нем до постройки предшественника современного Казанского собора происходили особо торжественные богослужения, на которые собиралось все городское духовенство. Павел I присвоил церкви орден Святой Анны, деревянный знак которого укрепили над главным входом. По правую сторону алтаря было устроено для Императора особое место, украшенное малиновым бархатом. Церковь стала орденским храмом российских кавалеров ордена Святой Анны. С 1802 года церковь перешла из придворного в епархиальное ведомство, вследствие чего место Императора и орден были сняты. Своеобразным напоминанием о былом значении храма долгое время оставалась царская корона, укрепленная вместо шара на куполе под крестом.
Церковь с трехъярусной колокольней под шпилем принадлежит к числу лучших работ даровитого Земцова, который творчески использовал традиционные приемы древнерусского зодчества. Несмотря на частичные перестройки внутренних помещений храма (наиболее существенная в 1869 – 1872 годах, по проекту Егора Винтергальтера, когда над ризницей был устроен придел во имя иконы Божией Матери «Троеручицы», освящённый 17 октября 1871 года), эта церковь принадлежит к числу хорошо сохранившихся памятников архитектуры первых десятилетий города.В январе 1938 года храм был закрыт, некоторое время ее помещения использовались под склады и были сильно повреждены. В 1951 — 1954 годах под руководством архитектора В. С. Масленникова в здании церкви были произведены реставрационные работы, и оно было передано Музею метрологии. В 1991 году здание было возвращено С.-Петербургской епархии. 1 января 1995 года церковь была вновь освящена. В 2003 г. начат реставрационный ремонт церкви.
Церковь св. и пр. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы находится в Литейной части на левой стороне реки Фонтанки, на углу Моховой. Церковь, первоначально деревянная, была построена, по повелению императора Петра I, с двумя престолами: главный во имя св. и пр. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, в честь тезоименитства старшей дочери Петра Великого цесаревны Анны Петровны, а придельный во имя Архистратига Михаила.
Основание первоначальной деревянной церкви, по существующим описаниям церквей столицы и по клировым ведомостям, относится к 1712 г.; но в доношении св. Синоду местных священников Иоанна Панова и Иоанна Иванова с причтом и приходскими людьми в ноябре месяце 1727 г. о крайнем обветшании этой церкви и необходимости построения на ее месте новой, построение первоначальной церкви отнесено к 1714 году. В том же доношении сказано, что сия церковь была построена тщанием и попечением государя цесаревича Алексея Петровича. Место, где стояла первоначальная Симеоновская церковь, было к востоку в 11 саженях от алтаря ныне существующей церкви. Она, как видно из некоторых документов, не отличалась ни поместительностью, ни прочностью, как и вообще церкви, воздвигнутые при основании Петербурга.
В октябре 1731 г. была заложена новая, ныне существующая, каменная церковь, с деревянными куполом и верхом колокольни, по повелению императрицы Анны Иоанновны, которой тезоименитство праздновалось тоже 3 февраля в день св. и прав. Симеона Богоприимца Анны пророчицы, и к приделу Архистратига Михаила прибавлен другой левый придел во имя преп. Ефрема Сирина, в память дня рождения высочайшей строительницы храма. Время основания храма означено на медной доске в западной стене храма — лето 1731 октября 5 дня.
Новая церковь устроена по плану архитектора Михаила Земцова и через 2 года была постройкою окончена. Проект иконостаса для оной приписывается сочинению высокопреосвященного Феофана, а образа в иконостас были писаны в количестве 20 московскими иконописцами Василием Васильевым, подпись которого и значится на нескольких образах, и Андреем Поспеловым, которые писали св. образа и в Петропавловскую церковь в С.-Петербурге, на дубовых досках из их материала, по договору, заключенному с ними в феврале 1731 г., по указу ее императорского величества на сумму 1040 рублей.
Освящение главного престола совершено 27 января 1734 г., с величайшею торжественностью, в присутствии самой императрицы. В освящении участвовали: Синодальные члены высокопреосвященные Феофан, архиепископ Великоновгородский и Великолуцкий, Питирим, архиепископ Нижегородский и Алаторский, преосвященные Иларион, архиепископ Казанский и Свияжский, Варлаам, архиепископ Псковский и Нарвский, Гавриил, епископ Суздальский и Юрьевский, грузинские — Роман, митрополит Самптаврийский и Горский, и Иосиф, архиепископ Самбельский. Кроме архиереев были: шесть архимандритов, 4 протоиерея, 8 иеромонахов и священников, 3 протодиакона, 36 иеродиаконов, диаконов, иподиаконов и певчих Синодальных и архиерейских с подъяками 91 человек.
Придел во имя пр. Ефрема Сирина был освящен 25 января 1734 г. Троицкого Сергиева монастыря архимандритом Варлаамом с Московского Благовещенского собора протопресвитером Иоанном Симеоновым и прочим духовенством, а придел во имя Архистратига Михаила освящен 8 ноября того же года Синодальными членами: Московского Чудова монастыря архимандритом Аароном и Благовещенского Собора протопресвитером Иоанном Симеоновым с прочим духовенством.
Императрица причислила новосозданный храм к придворным, часто его посещала сама и особенно заботилась о благолепии его. В высокоторжественные и царские дни здесь собиралось для молебствий духовенство столичных церквей до времени открытия храма Казанской Богоматери в 1737 году, а в дни рождения и тезоименитства императрицы, т.е. 28 января и 3 февраля, торжественные архиерейские богослужения были отправляемы и в последующие годы до кончины государыни.
Со времени же рождения великой княжны Анны Павловны, впоследствии королевы Нидерландской, и последовавшего затем присвоения Симеоновской церкви ордена св. Анны в царствование императора Павла I, архиерейские торжественные богослужения опять стали совершаться в ней 3 февраля в честь тезоименитства царственной особы, а также в честь кавалерского и храмового праздников.
В 1737 г., по указу ее величества, были перевезены из Петропавловской крепости для постановления на колокольне Симеоновской церкви часы с курантами, снятые с церкви Воскресения Христова, что на Васильевском острове, и для игры курантов было вылито мастером Петром Леклером 25 колоколов по данным моделям от колокольного мастера Ферстера. Часы эти в последствии времени, неизвестно когда именно, сняты и памятником их можно считать один разбитый колокол около 10 пудов весом с английскими надписями 1685 г., который тоже в последнюю перестройку храма за негодностью к употреблению снят с колокольни.
По кончине императрицы Анны Иоанновны, в Симеоновскую церковь был перенесен и поставлен над главным престолом балдахин, шитый по малиновому бархату золотом с бахромою и кистями золотыми, служивший при погребении тела государыни.
В 1772 г. устроен был в середине Симеоновской церкви и 16 февраля освящен третий придел во имя св. великомученика Евстафия Плакиды, в память рождения наследника престола цесаревича и великого князя Павла Петровича, которое случилось 20 сентября на день сего святого. Со времени устроения третьего придела церковь была разделена на холодную и теплую: в холодной было три престола, устроенные в начале все в ряд под одним иконостасом, а в теплой — один новопоставленный престол. Кроме того, при входе в церковь по обеим сторонам были сделаны женские места, отделявшиеся перегородками с возвышением пола.
В 1797 г. император Павел I присвоил Симеоновскую церковь ордену св. Анны и велел поставить над главным входом в нее с западной стороны деревянный знак сего ордена, прилично украшенный; а внутри храма у правой колонны, ближайшей к алтарю, устроить императорское место из малинового бархата с золотым позументом. В то же, вероятно, время была сделана на левой стороне, против Царского места, проповедническая кафедра.
В 1802 г. Симеоновская церковь была перечислена из придворного ведомства в епархиальное. С сего времени по 1808 г. произведены в ней значительные исправления и произошли некоторые изменения во внутренности ее при церковном старосте с.-петербургском купце Иване Васильевиче Тарасове. Так внутри церкви сделаны во всех окнах новые летние и зимние рамы, в двух боковых входах — большие железные двери, св. образа поновлены, все стены выкрашены, пересланы полы и в теплой церкви уничтожены возвышения для женских мест и перегородки, кроме тех стеклянных, которые отделяли холодную церковь от теплой, наконец, для большего распространения храма 3-й придел во имя вмч. Евстафия упразднен, и церковь сделана вся теплою.
Снаружи, к северной стене алтаря, подле придела пр. Ефрема Сирина, сделана каменная пристройка для ризницы, казнохранилища и разжигания угля; на углу ограды по Симеоновской и Моховой улицам построена, под один стиль с церковью, часовня для поставления снаружи образов, а внутри с тремя маленькими покоями, назначенными первоначально для жительства церковнослужителям и сторожам и для кладовой, ныне в среднем покое поставлена часовенка, иконы и выручка для продажи свеч, а в двух боковых помещаются сторожа; сама ограда церкви возвышена и починена.
При настоятеле церкви протоиерее Петре Вигилянском и при церковных старостах Павле Сутугине и Сильвестре Шишкине, отличавшемся особенною распорядительностью и ревностью к благолепию храма, церковь в течение нескольких лет, начиная с 1834 по 1839 гг., опять возобновлена снизу до верху и приведена в тот вид, в каком она существовала до ныне.
В эти годы, именно в 1834 г. была разобрана вся деревянная верхняя часть колокольни, где ветхое заменено новым, шпиль покрыт новым железом и крест вновь позолочен; на церкви повредившееся железо заменено новым и весь фасад церкви и колокольни, равно как и церковная ограда с часовнею, исправлены и выкрашены. Не видно однако ж, чтобы и деревянный купол на церкви был перестроен, на что дано было разрешение епархиальным начальством еще в 1825 году, если, сказано в указе, этот купол окажется ветхим и к починке негодным, не отступая, точно от прежнего фасада.
В 1838 г. была возобновлена и исправлена вся внутренность церкви: иконостас и все киоты для икон вызолочены лучшим червонным золотом и выкрашены, живопись в иконостасе и на стенах вычищена и исправлена, а в царских вратах придела Михаила Архангела 6 образов написаны вновь академиком Антонелли; иконостас местами починен и обшит досками с алтарной стороны, полы черные чистые насланы вновь с положением под ними новых балок, серебряные ризы на местных образах и лампады отбелены, все стены храма и купол окрашены голубою клеевою краскою, печи и окна исправлены, даже срачицы на престолах и жертвенниках сделаны новые; наружный фасад церкви с церковною оградою вновь окрашены, с исправлением штукатурки; орденский знак над входными западными дверьми вновь выбронзирован.
А чтобы во время производства работ богослужение в храме не прекращалось, для совершения оного были устроены посреди церкви временные алтари, отделявшиеся от главного иконостаса дощатою обшивкою. При этом общем возобновлении церкви царское место, балдахин над престолом и проповедническая кафедра за ветхостью упразднены. В 1839 г. переделано помещение для ризницы, с перенесением входа в алтарь с северной на восточную сторону. Стоимость всех исчисленных работ по колокольне, церкви и церковной ограде, как видно из приходо-расходных книг за показанные годы, простиралось до 14 600 руб. асс.
Надо заметить, что исправления и переделки в церкви были разрешаемы и производимы не иначе, как с сохранением прежнего стиля и без отступления от наружного фасада, а потому Симеоновская церковь сохранила доселе свой первоначальный вид. Небольшое отступление от прежнего фасада допущено только пристройкою к северной части алтаря, обращенной внутрь церковного двора, для удобнейшего помещения ризницы, казнохранилища, архива и библиотеки.
С 1839 г., в течение 30 лет, в Симеоновской церкви не было значительных исправлений, кроме необходимых ремонтировок, вследствие чего церковь пришла в крайнее обветшание и требовала не только полного реставрирования, но и капитальной перестройки в некоторых частях. К этому делу было приступлено в 1868 г.
Самое живое участие принимал в нем прихожанин, действительный статский советник, с.-петербургский 1-ой гильдии купец Василий Федулович Громов, который… пожертвовал на перестройку храма 30 000 руб. билетами государственного банка. По его поручению составлен был академиком архитектором Фомой Ивановичем Винтергальтером первый план перестройки, с значительными отступлениями от старого плана. Но план, составленный Винтергальтером, хотя соответствовал современным требованиям вкуса и искусства, а также желанию жертвователя, не был одобрен и утвержден с.-петербургским строительным отделением, в виду точного смысла ст. 207 том XII уст. строит., ограждающей все древние церковные постройки от произвольной переделки их в модном вкусе, а Симеоновская церковь есть самая старейшая из церковных построек прошлого столетия, единственная остающаяся до ныне без видоизменения; причем строительное отделение признало возможным реставрировать этот храм в первоначальном стиле.
Согласно этому журнальному постановлению строительного отделения, академиком Винтергальтером составлен был новый план на реставрирование Симеоновской церкви и при ней каменной часовни в первоначальном стиле, с возведением каменных пристроек, и устроением новой церковной ограды, с заменою прежней деревянной решетки железною. План этот был утвержден 11 апреля 1869 года и препровожден для исполнения с тем, чтобы: подвалы и передняя часть церкви были покрыты кирпичными сводами, оставляя каменные столбы внутри храма в существующем виде; чтобы ветхий деревянный портик у южного бокового входа был заменен каменным, с сохранением характера его архитектуры; чтобы при перестройке храм был снабжен хорошей системой отопления и вентиляции.
Для исполнения работ епархиальным начальством учреждена временная строительная комиссия в составе местного настоятеля, протоиерея Н.П. Содальского с прочими священнослужителями, церковного старосты, купца Ф.В. Романова и прихожан. По составлении и утверждении надлежащих смет, к работам было приступлено в мае 1870 г., а для производства отправления богослужения была выстроена в том же месяце мае временная деревянная церковь внутри церковной ограды с двумя престолами.
Все работы вполне были окончены через два года к октябрю 1872 г. Они заключались в следующем:
— По колокольне: два верхних деревянных яруса заменены новыми каменными, а для укрепления двух нижних ярусов выведены внутри колокольни стенки по цементу под двумя арками; шпиль деревянный устроен вновь, крест над шпилем с шаром вызолочены под огонь; под колокольнею сторожка и кладовая перестроены. Но только лишь колокольня была отстроена и леса сняты, как ударом молнии во время сильной грозы, разразившейся над местностью церкви, 26 июля 1871 г., произведены были значительные наружные повреждения в двух верхних ярусах колокольни, каковые вновь исправлены с надлежащею прочностью.
— По церкви: вновь устроены под всею церковью кирпичные своды, полы настланы новые — в церкви из соснового паркета, а в алтарях и на предалтарной солеи — из дубового; верхние своды над переднею частью церкви в замен прежних потолков, и в алтаре устроены новые деревянные, под штукатуркою, с возвышением передней части; в главном куполе повредившиеся части заменены новыми; рамы как в куполе, так и во всей церкви поставлены новые, с железными решетками по новому рисунку; печи с вентиляциею сложены новые по системе пиротехника Давыдова; вся церковь покрыта новым железом, а по низу обложена новым цоколем; стены как наружные, так и внутренние снова оштукатурены и выкрашены; корона над главным куполом и шар с крестом вновь вызолочены. К северной стороне алтаря сделана новая пристройка для ризницы и входа. Над ризницею, по особому разрешению св. Синода,устроен новый 4-й придел в честь местно чтимого образа Божией Матери, именуемой Троеручицею, для отправления заказных служб. Внутреннее устройство этого придела и снабжение изящною и благолепною утварью произведено членом строительной комиссии, статским советником Климовым. В главной церкви иконостас устроен новый, по рисунку академика Винтергальтера, с удержанием стиля прежнего иконостаса. Живопись в иконостасе и стенных образах возобновлена художником Емельяновым; рамы и киоты вызолочены вновь; утварь и серебряные ризы выбелены с новою позолотою, где следует с исправлением их и добавкою серебра. С западной, северной и южной сторон храма устроены новые крыльца со входами; над первым поставлен железный зонтик, над южным — портик, вместо деревянного, устроен каменный по прежнему рисунку, а над северным крыльцом сделан каменный тамбур со входом в главную церковь и лестницею для входа в новый малый придел. Одним словом, церковь вся перестроена заново, с сохранением только каменного ее остова и верхних частей главного деревянного купола и с удержанием прежнего архитектурного характера.
— По церковной ограде: она вся сложена вновь из цоколя и обнесена железною бронзированною решеткою с тремя воротами, железными же; часовня на углу ограды перестроена, вновь покрыта листовым железом и крест над нею вызолочен, иконостас внутри возобновлен с позолотою по местам; в церковной ограде проложены подземные трубы для стока воды и устроен сад; кругом церкви для крестных ходов настланы широкие плитные тротуары, таковые же тротуары положены и по наружной стороне ограды.
Стоимость всех этих работ: капитальных, художественных и земляных — простирается до 70 000 руб. сер., не считая внутренней отделки нового придела и пожертвований вещами на украшение храма. Капитал приобретен от усердствующих к храму Божию прихожан и частью от обычных церковных доходов.
В настоящее время храм имеет четыре престола в главной церкви и в пристройке над ризницею четвертый престол, вновь устроенный в честь Божией Матери, именуемой Троеручицею. Иконостас храма весь резной, вызолоченный; некоторые образа в иконостасе, а в нижнем ярусе почти все украшены серебряными ризами.
Стиль церкви римский, она расположена крестообразно, своды храма лежат на четырех каменных столбах, соединяющихся между собою и со стенами храма сверху арками. Пол в церкви паркетный, сосновый, а в алтарях дубовый. Наружные стены украшены пилястрами дорического ордера; вызолоченная глава над куполом имеет вид короны, поставленной на золотой подушке с 4-мя золочеными кистями; над короною утвержден позолоченный крест.
Окон по низу 18 и в куполе 7, в новом приделе Троеручицы и в ризнице под ним по 4 окна, а во входах с северной и восточной сторон по одному окну. Над папертью устроена каменная колокольня в виде четвероугольной башни в 4 яруса со шпилем значительной высоты; шпиль деревянный, крытый железом и выкрашенный зеленою масляною краскою; на нем вызолоченный крест утвержден в вызолоченный шар. Вышина колокольни от земли со шпилем 22 сажени. Колоколов на ней 7. Большой колокол в 3-м ярусе весит 267 пуд. 17 фунт., на нем вылита надпись: «В Симеоновскую церковь, лит в Валдае 1821 года старанием священнослужителей оной церкви и старосты, 1-ой гильдии купца Сутугина с благословения митрополита Михаила». Прочие колокола повешены во 2-м ярусе. Под колокольнею, при входе в церковь, по правую сторону паперти, устроена сторожка, а по левую — кладовая и лестница на колокольню.
Церковь обнесена оградою, фундамент которой устроен из плитного цоколя, а решетка железная, выкрашенная зеленою масляною краскою с бронзировкою. На углу ограды по Симеоновской и Моховой улицам находится каменная часовня, в римском стиле коринфского ордена, крытая железом и выкрашенная по кровле зеленою масляною краскою; земли под церковью и оградою состоит 8893 с тремя четвертями кв. саж.
При церкви имеется библиотека для употребления причта. В церковном архиве хранятся следующие церковные документы: метрические книги с 1777 года; исповедные росписи с 1808 года; обыскные книги с 1776 года; приходо-расходные книги с 1840 года и брачные документы с 1776 года. Причт первоначально состоял: из одного священника, диакона и дьячка. Ныне существующий причт составляют: протоиерей, три священника, два диакона штатных, один на причетнической вакансии и три дьячка. Причт Симеоновской церкви никогда не получал ни жалованья, ни руги, но содержался доходами от церковных служб и требоисправлений. К числу этих доходов следует отнести и плату, какая получалась от исправления церковных служб в домовых церквах, в особенности у графа Дмитрия Николаевича Шереметева; но со смертью его в 1871 г. службы в его церкви прекратились, и в последние годы этот источник доходов почти совсем иссяк, в следствие изменившихся обстоятельств.
Причт пользуется также незначительными процентами с государственного доходного билета на капитал 1280 руб., составившийся из взносов разных лиц на вечное поминовение, каковых процентов получается всего 51 руб. 20 коп. в год. Земля, принадлежащая церкви, заключается в пределах ее ограды, где находятся и три каменных церковных дома для жительства причта и сиротствующих духовного звания. Мерою земли под церковною оградою и домами считается 963 кв. саж. В церковных домах помещаются, сверх штатных членов причта и просфирни, две священнические и три причетнические вдовы с сиротами, а три квартиры отдаются в арендное содержание под магазины, от которых получается в пользу церкви до 2650 руб. в год.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии» Выпуск 3, Санкт-Петербург, 1873 г. Печатня В.И. Головина, Владимирская, д. № 15, кв. № 3.
Среди первых храмов города была деревянная церковь во имя Святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, построенная в 1712 году по повелению Петра I в честь тезоименитства его старшей дочери, цесаревны Анны Петровны. Церковь простояла недолго. Вместо неё в 1731-1734 годах архитектор М.Г. Земцов построил каменный одноглавый храм с ребристым куполом и фонариком на высоком восьмигранном деревянном барабане. Как и в старинных русских усадьбах, здесь также к двусветному центральному объёму примыкает низкая трапезная, над входом в которую возвышается небольшая четырёхъярусная колокольня. Правда, увенчивается она не традиционным шатром, а тонким шпилем, что было уже свойственно петровскому Петербургу. Стены церкви и первого этажа колокольни декорированы пилястрами римско-дорического ордера. Выше, на ярусах колокольни и на барабане купола, применены более лёгкие ионический и коринфский ордеры. Боковые входы обозначали балконы, покоящиеся на парных колоннах. Внутренний объём трапезной делился пилонами на три нефа.
В 1730-х годах храм был причислен к придворным, и в высокоторжественные дни здесь собиралось всё городское духовенство. Павел I присвоил церкви орден Святой Анны, деревянный знак которого укрепили над главным входом. По правую сторону алтаря было устроено для императора особое место, украшенное малиновым бархатом. С 1802 года церковь перешла из придворного в епархиальное ведомство, вследствие чего место императора и орден были сняты. Своеобразным напоминанием о былом значении храма долгое время оставалась царская корона, укреплённая вместо шара на куполе под крестом. В 1802-1808 годах к северной стене церкви была сделана каменная пристройка для ризницы. На углу Моховой и Симеоновской улицы (ныне ул. Белинского) возведена каменная часовня, позднее, как и помещение для ризницы, перестроенная архитектором Г. И. Винтергальтером. Она дополнила церковный ансамбль. К святыням храма принадлежали образ Рождества Спасителя голландского письма, исполненный в 1630 году, и икона Божией Матери, именуемая «Троеручица». Запрестольный образ «Моление о чаше» написал А.Е. Егоров. В церкви часто бывал поэт Я.П. Полонский, живший поблизости, на набережной Фонтанки.
С 1991 года в храме, возвращённом верующим, возобновились богослужения.
Из книги: Крюковских А.П. Петербургские храмы. — Санкт-Петербург. Издательство: «Паритет», 2008
Симеоновская церковь каменная, с таковою же колокольнею. Первоначально построена была в 1712 г. деревянная по повелению императора Петра I тщанием сына его цесаревича Алексея Петровича в честь тезоименитства старшей дочери императора цесаревны Анны Петровны.
Ныне существующая на месте прежней деревянной заложена в 1771 г. императрицей Анною Иоанновною и освящена 27 января 1734 г. Престолов в ней четыре, из коих главный – во имя св. и прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.
Причт состоит из 4 священников, диакона и 4 псаломщиков. Священно-церковно-служители жалования не получают, а довольствуются доходами, получаемыми от исправления церковных треб, и процентами с капитала в 11 730 руб., разными лицами пожертвованного в пользу причта на вечное поминовение усопших. Помещения причт имеет в церковных домах. При сей церкви существует с 1868 г. приходское Благотворительное Общество. При нем имеется дневной детский приют со школою на 40 детей обоего пола.
Протоиерей Александр Симеонович Преображенский… в 1857 г. определен священником к церкви св. апост. Павла, что при Мариинской больнице, в 1870 г. возведен в сан протоиерея, в 1879 г. перемещен к сей церкви… Протоиерей Евфимий Петрович Голинский… в 1858 г. рукоположен во священника к Воскресенскому всех учебных заведений собору, в 1882 г. возведен в сан протоиерея, в 1886 г. назначен настоятелем Кавалерийского Князь-Владимирского собора, что на Петербургской стороне, в 1887 г. перемещен к сей церкви… Священник Иоанн Михайлович Камнев… в 1885 г. рукоположен во священника к церкви Лисинского духовного училища, в 1894 г. перемещен к Сретенской церкви на Выборгской стороне, в 1895 г. перемещен к сей церкви… Священник Александр Косухин, священствует с 1895 г…
Церковный староста Спб. булочно-кондитерского цеха мастер Тимофей Афанасьевич Загребин, с 1888 г. Сиротствующих 10.
«Краткие сведения о церквях и священно-церковнослужителях Санкт-Петербурга» — СПб.: типо-лит. Я. Кровицкого, 1895 г.