Инженерный замок расположен на правом берегу реки Фонтанки и обращен с восточной стороны к Фонтанке, с южной — к Инженерной площади, с западной — к Большой Садовой улице и Михайловскому саду, с северной — к Мойке и Летнему саду. Он построен по повелению императора Павла I архитектором Бренна и был любимым дворцом государя.
Торжественная закладка замка происходила 26 февраля 1797 г. в 4 часа пополудни, в присутствии государя и всей царской фамилии, при служении псковского архиепископа Иннокентия. День закладки замка можно считать днем закладки и его церкви, которая заняла весь западный овальный выступ здания замка. Церковь заложена была во имя святого архистратига Михаила, отчего и самый замок был назван Михайловским.
Освящение церкви совершено было одновременно с освящением всего замка 8 ноября 1800 г. с большою торжественностью. Государь и великие князья — верхом, а прочие лица императорской фамилии в каретах церемониально ехали от Зимнего дворца к замку между выстроенными полками, при колокольном звоне по всему городу. Церковь освящал митрополит Амвросий со всеми членами св. Синода, и сразу после освящения удостоился получить от государя награду — бриллиантовый иерусалимский крест. Этот крест, как орден, учрежден был императором незадолго перед этим, по случаю вступления его в общество рыцарей Мальтийского ордена; в 1798 г. кавалерами Мальтийского ордена пожалованы были все придворные пресвитеры.
Церковь первоначально занимала весь западный выступ замка в длину, ширину и высоту. Наружная высота церкви остается без изменения до настоящего времени: от земли до линии соединения карниза с крышею 11 саж., от этой линии до колокольни 6 саж., колокольня 3 саж., шпиц с крестом 10 саж., вся высота 30 саж. В церковь вели два входа: западный — со стороны Большой Садовой улицы, и южный — против южных алтарных дверей, со стороны внутреннего коридора, из которого есть выход во двор замка и лестница во все этажи замка. При западном входе устроено большое крыльцо из серого гранита. На двух углах крыльца поставлены были вазы, по бокам входа — четыре мраморные половинчатые колонны, в нишах первого этажа — лепные украшения, а второго — статуи, изображающия веру и надежду; над окнами второго этажа — барельефы 4 евангелистов из белого мрамора; на аттике, по бокам, изображения св. апостоловъ Петра и Павла, а по середине — вызолоченный крест; на карнизе — лепные ангельские головки. Купол, 4 канделябра над колокольнею и шпиц были вызолочены. Колоколов было 7; из них самый большой весит 34 пуд. 18 фунт. На первоначальном плане церкви притвор не означен, может быть, его сначала и не было.
Средняя часть храма имела 8 окон, по 4 — в первом и втором этажах, каждое в 4 арш. и 14 верш. высотою и в 4 арш. шириною, с подоконником из серого мрамора и шелковыми занавесями. 14 ионических колонн из цельного красного нидерландского гранита, с бронзовыми золочеными капителями и базами, поддерживали хоры, на которых были перила из белого мрамора на бронзовых вызолоченных балясинах.
Над алтарем возвышается купол с 8 круглыми окнами; плафон купола, изображающий Святую Троицу, окруженную головами ангелов, писан художником Карлом Скотти. Иконостас устроен в виде четырехугольного выступа, облицован мрамором и украшен разными ценными камнями. Мраморная обшивка большею частью серого цвета с черными пятнами; карнизы, тяги и дверные притолки из белого итальянского мрамора; украшения и инкрустации из ляписа лазури; по обеим сторонам царских дверей по две колонки из сибирской яшмы с бронзовыми золочеными цоколями и капителями, а пилястры позади их из итальянского цветного мрамора. На иконостасе поставлены два больших гипсовых изображения молящихся ангелов, четыре вызолоченных канделябра — светильника, а на самом верху иконостаса не крест, как это обыкновенно бывает в православных храмах, а чаша с окруженным сиянием кружком наверху ее, напоминающим католический гостий.
В иконостасе, по обычаю, трое дверей. Царские двери из массивного серебра прорезной работы с 6 круглыми образами, писанными на меди профессором Джиовенко; теперь они заменены, неизвестно когда, деревянными посеребренными дверями. Судя по устройству иконостаса, в нем, кроме царских дверей, было только пять икон: Спасителя, Божией Матери, архангелов Михаила и Гавриила (в боковых дверях алтаря) и Тайной вечери, над царскими дверями. Лампады перед местными иконами были серебряные, а перед Тайною вечерею, писанною профессором академии Акимовым, золотая, усыпанная бриллиантами.
Из икон, бывших в алтаре, известны только те, которые сохранились до нашего времени. Их четыре: запрестольная икона Спасителя, молящегося о чаше, икона св. архангела Михаила, поражающего демонов, круглая икона Рождества Христова и Крещения Господня. Все иконы писаны на холсте и отличаются художественностью живописной работы.
Мрамор, которым в изобилии украшены были замок и церковь замковская, взят был отчасти из запасов Исаакиевского собора, строившегося тогда же по повелению императора Павла I тем же архитектором Бренна, который строил и замок. В 1822 г. замок, называвшийся до того времени Михайловским, передан в инженерное ведомство и переименован в инженерный замок.
В этом и следующем годах он во многом переделан; переделки коснулись и церкви. На большом западном крыльце поставлена чугунная решетка. Высота церкви сокращена на две трети тем, что пространство выше хоров, соответствующее второму и третьему этажам, между западным входом и куполом, отделено от церкви потолком и стеною (со стороны купола) для помещения чертежной инженерного ведомства, над которою в 1841 г. устроена квартира, с пробитием для нее окон в 3 этаже. Мрамор, гранит, цветные камни и вся утварь церковная поновлены; вместо занавес сделаны шторы. Всего сделано в церкви на 11 234 рубля.
27 августа 1840 г. в 9 часов утра загорелся шпиц церковный от молнии. Так как шпиц и купол устроены на деревянных столбах, то в виду опасности проникновения огня внутрь церкви, по приказанию присутствовавшего на пожаре великого князя Михаила Павловича, вынесены были из церкви престол, царские двери, образа и все прочее. К счастью, пожар ограничился одним шпицем.
К возобновлению церкви приступлено было немедленно, но работы затянулись, так что богослужение открылось только в конце октября 1841 г. В это время, кроме шпица, произведено было полное поновление церкви, образов и всей церковной утвари, с приобретением вновь очень многих вещей для украшения храма. В 1844—1845 гг., по приказанию великого князя Михаила Павловича, на солее у ступеней поставлены перила из белого мрамора на бронзовых вызолоченных балясинах.
В 1867 г. вся церковь снаружи и внутри была поновлена и украшена на счет купца Николая Федоровича Аристова, производившего ремонтные работы по замку. Особенно замечательны по ценности и благолепию следующие работы: окраска внутренних стен церкви дорогою мастичною краскою, позолота карнизов, баз у колонн, рам у образов и друг. вещей, отделка и открытие для публики прежде закрытых трех малых хор, что над солеей, постановка новой стены в притворе и устройство в ней трех дверей (вместо прежних двух): двух боковых — красного дерева, с большими стеклами, и одной, средней, красного и розового дерева с бронзовыми золочеными приборами. Переделки и украшения были так значительны и хороши, что удостоились обозрения государем императором Александром Николаевичем (11 марта 1868 г.).
В 1871 г. церковь получила новое значительное украшение: на ступенях солей поставлена бронзовая вызолоченная решетка, вылитая из балясин прежних хор, на заводе Никольс и Плинке (26 с половиной пудов, за 1500 руб.), на суммы главного инженерного управления. В 1876 г. случайно открыты в складе старых ненужных вещей замка барельефы 4 евангелистов из белого мрамора, превосходной работы, бывшие первоначально на наружной стене церкви, над окнами второго этажа. Теперь они вычищены и поставлены внутри церкви, на восточной и западной стенах средней части храма. Кроме вышеописанного, из принадлежащих церкви предметов нужно указать на Казанскую икону Божией Матери и знамя саперного батальона. Знамя саперного батальона, с Георгиевским крестом, находится в церкви с 1829 г.
Храм сей однопрестольный. Антиминс священнодействован высокопреосвященным Григорием, митрополитом новгородским и с.-петербургским, 11 апреля 1857 г. Михаило-архангельская церковь инженерного замка сначала была в придворном ведомстве, а в 1822 г. перешла в епархиальное. О причте, бывшем при церкви до 1822 г., по неимению документов за это время, ничего определенного нет. Можно только предполагать, что после кончины императора Павла I эта церковь не имела своего самостоятельного причта, и службы в ней отправлял причта Зимнего дворца, по крайней мере, в исповедных записях, сохранившихся в церковном архиве, исповедывавшими подписывались те же лица, которые состояли в тоже время при соборах Зимнего дворца.
С 1822 г. причт состоит из одного священника и одного псаломщика. Причт и старосты постоянно заботились о том, чтобы в церкви был хор певчих. Доколе в церковь ходили воспитанники инженерного училища, и хор певчих большею частью состоял из них же, но в 1851 г. уже начали приглашать посторонних певчих из егерского полка. В 1852 и 1853 гг. певчие вызывались через объявления в полицейской газете. Хор певчих в сей церкви в разное время состоял из нестроевых чинов морского ведомства, писарей, артиллеристов, саперов и проч. Иногда жалованье хору доходило до 1000 руб. в год.
По штату, высочайше утвержденному 20 сентября 1822 г., жалованья положено было священнику 490 руб. асс., двум церковникам по 58 руб. 80 коп. асс., а с введением же счета на серебро, священнику — 142 руб. 95 коп., псаломщику 57 руб. 15 коп.; жалованье выдавалось по третям. С 1 января 1860 г. священнику положено жалованья 294 руб. сер. и столовых 99 руб. сер., всего 393 руб. сер.; псаломщику с 1 января 1863 г. положено 115 руб. сер. По штату 1869 г. положено священнику жалованья 600 руб. сер. и псаломщику 120 руб. сер. Квартиры для священника и псаломщика казенные, в самом замке.
В первое время по переходе церкви из придворного ведомства в епархиальное церковь содержалась на суммы инженерного департамента. Смотритель замка, обыкновенно, доносил департаменту о том, что нужно для церкви, и департамент отпускал ему необходимые на это суммы. 17 ноября 1822 г. смотрителю замка предписано было департаментом мелкие расходы по церкви, как то: на вино, просфоры, свечи и т. п. до времени производить из сумм замка на мелочные расходы, по представлению священника. Но впоследствии, когда из церковных доходов образовались при церкви собственныя суммы, инженерное ведомство оставило за собою только обыкновенный ремонт здания церкви, а расходы на утварь церковную, богослужение, украшение церкви и проч. отнесло на церковный счет. Церковь содержится на свои суммы, ничего не получая от казны. Суммы церковные находятся в главном заведывании хозяйственного комитета здания инженерного замка. Церковь открыта для всех, без различия, лиц.
Границы прихода Михаило-архангельской церкви Инженерного замка следующие: Мойка, Большая Садовая улица, Большая Итальянская улица и площадь Михайловскаго манежа, Караванная улица, Инженерный сквер и Фонтанка. Все, находящееся в этих границах, место принадлежит Инженерному замку с самого его основания.
После кончины императора Павла I (11 марта 1801 г.) замок и принадлежащие ему здания занимаемы были в разное время различными учреждениями: лейб-гвардии жандармским полуэскадроном, институтом слепых, комитетом по благотворительной части, канцеляриею министра духовных дел и просвещения. Так было до 1822 г, с этого же года прихожанами церкви Инженернаго замка стали чины инженерного департамента, гвардейская берейторская школа, главное инженерное училище, 7-й военно-рабочей роты, 4 роты учебного саперного батальона. Впоследствии к ним присоединились гальваническая учебная рота и (с 1873 г.) 1 и 2 военно-телеграфные парки. Недавно в черте прихода построены дома: военного министра, 3 военной гимназии и главного склада общества Красного креста.
Теперь всего в приходе церкви состоит 10 домов с 800 жителеми обоего пола православного исповедания. Так как эти прихожане почти все военного звания, то особая дисциплина установлена была дли них и в церкви. В приказе директора инженерного департамента от 6 ноября 1822 г. объявлено, что великий князь Николай Павлович приказал в храмовый праздник, 8 ноября, не делать заседания в департаменте и учения в училище, всем быть в церкви в мундирах, на своих местах, его высочеством собственноручно означенных на плане церкви. На этом плане назначено было на середине церкви быть кондукторской роте и гвардейским подпрапорщикам, а позади их учебному саперному батальону, на правой стороне — генералитету и начальству училища и департамента, позади их нижним чинам замка, на левой стороне — обучающимся в училище офицерам, остальным прихожанам предоставлялось очень небольшое место в самом заду храма, у притвора. Отступления от плана допускались только с высочайшаго соизволения.
В библиотеке церковной есть полный круг богослужебных книг и до 180 томов духовных книг и журналов. В архиве хранятся копии с метрических книг, исповедные и клировые ведомости с 1823 г. Ни в библиотеке, ни в архиве ничего замечательного нет.
Священник Феодор Быстров
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии.» Выпуск 6, Санкт-Петербург, 1878 г. Напечатано в синодальной типографии.
Церковь Михаила Архангела при Главном военно-техническом управлении
Этот богато убранный двусветный храм, увенчанный золоченым шпилем высотой в 10 саж., находился в западном выступе Михайловского замка. Входом в него служило высокое крыльцо из серого гранита со стоящими по краям вазами. В нишах второго этажа красовались статуи Веры и Надежды, над окнами – барельефы из белого мрамора с изображением евангелистов, аттик украшали фигуры апп. Петра и Павла.
Церковь была заложена вместе с замком 26 февраля 1797 г. архиепископом Псковским Иннокентием в присутствии Павла I и его семьи. Название храма предание связывает с видением Архангела Михаила часовому, охранявшему деревянный Летний дворец на Фонтанке. О видении доложили Императору, который приказал именовать Михайловским заложенный на этом месте замок. Замок и церковь освятил 8 ноября 1800 г., в Михайлов день, митрополит Амвросий соборне со всеми членами Синода, в присутствии Императора и знати.
Хоры внутри храма поддерживались 14 ионическими колоннами из красного сердобольского гранита с золочеными капителями. Между икон и на хорах стояли большие бронзовые канделябры работы мастера И. Рамсгрема. Иконостас, увенчанный фигурами молящихся ангелов, был сделан из ценных пород камня: мрамора, ляпис-лазури, яшмы; царские врата отлили из серебра. „Тайную вечерю“ для иконостаса написал И.А. Акимов. Перед этим образом висела золотая лампада, украшенная бриллиантами и жемчугом. Купол над алтарем украшал плафон „Пресвятая Троица“ кисти Карло Скотти. Надалтарную картину с изображением Архангела Михаила исполнил Ф. Смуглевич. На воскресных богослужениях в храме пела придворная Певческая капелла под управлением Д.С. Бортнянского.
Прожив в замке всего полтора месяца, Павел был убит заговорщиками в своей спальне, после чего замок перестал быть резиденцией, и богослужения в храме прекратились. Постепенно из церкви были увезены царские врата (их переплавили на сервиз), исчезли канделябры, золотые лампады и даже позолота на куполе. В связи с переходом замка к Главному инженерному управлению высоту церкви в 1822 г. понизили на две трети, сделав новое перекрытие, а также возвели притвор. С ноября того же года службы возобновились для воспитанников Инженерного училища, среди которых были будущий свт. Игнатий (Брянчанинов), Ф М. Достоевский, физиолог И.М. Сеченов, писатель Д.В. Григорович, художник К.А. Трутовский, композитор Ц.А. Кюи.
27 августа 1840 г. от удара молнии сгорел церковный шпиль. Его восстановление и ремонт интерьера затянулись до октября 1844 г. Следующий ремонт был проведен в 1867 г. и включал в себя небольшие внутренние переделки. В 1876 г. в храм перенесли исполненные П.П. Соколовым мраморные барельефы евангелистов, ранее украшавшие фасад.
Наибольшим почитанием в церкви пользовалась икона Казанской Божией Матери, которую в 1799 г. поднесли Павлу I жители Казани. В храме любил уединенно молиться Александр II (в 1883 г. в память об этом в притворе повесили мраморный рельеф работы М.П. Попова). В кабинете Николая I на втором этаже чиновники Управления в 1896 г. соорудили образ свт. Николая.
В апреле 1835 г. в церкви был обвенчан М.И. Глинка. В эти годы (1822–1836 гг.) настоятелем был известный проповедник Алексий Иоаннович Малов, духовник декабристов. Предпоследнего настоятеля (1865–1913 гг.), прот. Феодора Николаевича Быстрова, сменил о. Иосиф Антонович Чепик. Доступ в церковь был открыт всем, и при ней имелся даже небольшой приход.
Закрыта в 1918 г.; долгие годы помещение использовалось под учреждение. С 1992 г. в отреставрированной церкви время от времени проходят богослужения. Замок охраняется государством как памятник архитектуры и является филиалом Русского музея.
http://www.encspb.ru/object/2855722278?lc=ru