Центральный район. Церковь Димитрия Солунского.

Вплоть до 1861 г. греческое население Петербурга в качестве храма для богослужения использовало один из приделов Казанского собора. В 1861 г. в связи с ростом числа прихожан греческое посольство получило участок на Песках, между 4-й и 5-й Рождественскими улицами. Закладка храма по проекту Р.И. Кузьмина состоялась 25 мая 1861 г. Великолепный храм, вмещавший до 1000 прихожан, был построен на средства богатого грека Д.Е. Бенардаки, который был впоследствии погребен в церковной крипте. При закладке в стену южной пристройки к алтарю была вделана доска с надписью: «Православный храм сей во имя святого Димитрия Солунского заложен во славу Божию 25 мая 1861 г. усердием и иждивением отставного поручика Дмитрия Егоровича Бенардаки в бытность полномочным министром греческого короля в Санкт-Петербурге князя И.М. Суццо при сотрудничестве греческого генерального консула И.Е. Кондоянаки по проекту, составленному строителем сего храма профессором архитектуры Р.И. Кузьминым».
Храм был освящен 31 октября 1865 г. митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским Исидором в присутствии греческого посла. В основу его архитектурного решения был заложен образ главного храма православного мира — собора святой Софии Константинопольской. Однако талантливый зодчий привнес новые декоративные элементы и достижения современной ему строительной техники. Строгое стилистическое решение отличало храм. Плоский главный купол, лежавший на легких аркадах-окнах, плавно дополняли боковые полукупола, покоившиеся на таких же окнах-аркадах. Над входом возвышалась небольшая звонница, решенная в форме арки. Со стороны восточного фасада были возведены пристройки для диаконника и ризницы. В подвальном этаже были устроены отопительные пневматические печи. Купол поддерживался не столпами, а четырьмя гигантскими арками, позволявшими сохранить полностью открытым пространство храма.
Здание имело хорошую акустику; равномерный свет сквозь окна с матовыми стеклами освещал настенные изображения. Резной двухъярусный иконостас из орехового дерева и утварь были привезены из Греции. По примеру греческих церквей под куполом вместо паникадила был укреплен обруч (хорос) для свечей, изготовленный из оксидированного серебра. В зените сияющей выси, в световом ореоле купола парил пронизывающий душу образ Христа Пантократора (Вседержителя). Интерьер был отделан красным мрамором, пол — белым. Роспись и орнаментику церкви исполнили соответственно художники П.М. Шамшин и Бремсон. Живописные изображения были расположены ярусами, все надписи выполнены на греческом языке. Росписи южной апсиды и купола были посвящены Христу, северной — Богоматери. Алтарную апсиду украшала «Тайная вечеря». Царские врата иконостаса украшала сцена Благовещения, северные двери — изображение архангела Гавриила, южные — святого Стефана первомученика. Церковь вызывала всеобщее восхищение изяществом линий, соразмерностью своих внешних и внутренних форм. Из святынь храма наибольшим почитанием петербуржцев отличались чудотворные иконы святой Параскевы и Благовещения Пресвятой Богородицы, писанные на кипарисовом дереве.
Богослужения в храме совершались на греческом языке по богослужебной традиции, сохранявшейся в древних храмах Греции. Настоятель церкви архимандрит Неофит был известной личностью в России и в Греции: он занимался переводами русской литературы на греческий язык. Церковным хором руководил знаток греческого распева композитор Брагин. Церковь была закрыта в январе 1939 г. и снесена в 1961 г. при постройке БКЗ «Октябрьский».
В 1996 г. архитекторы, искусствоведы и учёные, принимавшие участие в разработке проектов церквей Георгия Победоносца на Средней Рогатке (1994 г.) и Рождества Христова в Веселом Поселке (1995 г.), объединились в православную общину церкви великомученика Димитрия Солунского (Греческой). Община ставит целью строительство часовни в память Димитрия Солунского на углу Лиговского проспекта и 5-й Советской улицы, рядом с местом снесенной церкви. Проект часовни разработан архитекторами В.В. Зайцевым и В.Н. Питаниным.
http://al-spbphoto.narod.ru/Hram/nohram2-2.html

После Крымской войны греческая община количественно выросла. В результате, в конце 1850-х годов греки попросили предоставить место у Лиговского канала для строительства трёхпрестольного храма. Для строительства храма городской администрацией по воле императора Александра II была предоставлена бывшая Летняя Конная площадь. Сразу после этого греческая община стала собирать средства на постройку храма. В связи с тем, что собранных денег было достаточно лишь на возведение часовни, грек-предприниматель Д. Е. Бенардаки предложил передать эти средства на возрождение русской посольской Троицкой церкви в Афинах, а строительство храма в Санкт-Петербурге взял на свой счёт.
Закладка храма во имя святого Димитрия Солунского состоялась 25 мая 1861 года. Церковь строилась по проекту архитектора Р. И. Кузьмина, долгое время прожившего в Греции. Одновременно с возведением храма предполагалось построить странноприимный дом. 31 октября 1865 года митрополит Исидор (Никольский) освятил храм. На торжестве присутствовали министр иностранных дел князь А. М. Горчаков и греческий посол; члены общины были одеты в национальные костюмы. Ранее, 25 октября, был освящён нижний придел.
Богослужения в храме прекратились в 1938 году, окончательно он был закрыт 11 января 1939 года. Во время Великой Отечественной войны в храм попала немецкая авиабомба, которая, пробив главный купол, осталась лежать на мраморном полу, не взорвавшись. Полуразрушенный храм простоял до 1962 года, когда был снесён как «малохудожественный». Снос здания описал Иосиф Бродский в стихотворении «Остановка в пустыне». 16 ноября 1962 года на месте снесённого храма началась подготовка строительства концертного зала «Октябрьский».

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?