Центральный район. Часовня Иверской иконы Божией Матери при соборе Воскресения Христова.

Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери — часть комплекса храма Воскресения Христова (Спас на Крови) в Санкт-Петербурге. Памятник русской церковной архитектуры начала XX века. Расположена по адресу набережная канала Грибоедова, дом 2А. Похожие по исполнению на будущую часовню объекты можно видеть в проекте Спаса на Крови архимандрита Игнатия, созданном в 1883 году. По этому замыслу часовен должно было быть две и они являют собой угловые башенки на ограде храма. Данный проект был значительно изменён архитектором Альфредом Парландом, после чего утверждён в 1887 году. В конечном проекте часовня одна и является отдельно стоящей постройкой.
В год окончания работ по постройке храма Воскресения Христова, Альфред Александрович Парланд построил часовню-ризницу. 27 апреля 1908 г. она была освящена митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием II во имя Иверской иконы Божией Матери. В часовню поместили пожертвования, поступавшие со всех концов России во время постройки храма. Здесь хранились и экспонировались иконы, церковная утварь и другие пожертвования (среди прочих «Распятие», авторство которого приписывалось Боровиковскому), поднесённые в память о кончине Александра II. Также находились представленные на конкурс проекты храма Воскресения Христова, эскизы мозаик, образцы материалов, использованных в отделке.
В годы Советской власти часовня не функционировала по прямому назначению и использовалась под различные хозяйственные нужды. Были утрачены некоторые элементы убранства: в частности, мозаичная Иверская икона, находившаяся на восточной стене; а также хризма, венчавшая здание вместо креста.
В 1996 году часовня была впервые отреставрирована. На северной стене часовни установили мозаичные образа св. вмч. Пантелеймона и св. Прокопия, а на южной образ свв. мчч. блг. князей Бориса и Глеба. Иконы находились в храме Воскресения, после реставрации было принято решение установить их в ризнице. Вернулась на историческое место над входом мозаичная икона Спаса Нерукотворного, ее установили реставраторы ЗАО «Пикалов и сын». На восточной стене ранее находилась Иверская икона Божией Матери место нахождения которой сейчас неизвестно.
По фотографиям в архиве ЦГА КФФД в ноябре 2005 г. была воссоздана христограмма, установленная на куполе ризницы в 1907 г. Парландом, а впоследствии замененная шпилем. Этот знак представляет собой один из самых древних, а с константиновских времен и самый распространенный символ Спасителя – монограмму имени Христова, состоящую из двух греческих букв «хи» и «ро». Они дополнены греческими буквами «альфа» и «омега» и объединены в круг. По преданию, императору Константину перед битвой с Максенцием (312 г.) во сне явился Христос и, указав на небесное знамение, произнес: «Сим победиши». Ныне часовня-ризница используется в выставочных целях. Как часть комплекса Спаса на Крови, признана памятником истории и культуры федерального значения.
Инф. из статьи А. В. Квятковского «Часовня-ризница храма Воскресения Христова» в сборнике Кафедра Исаакиевского собора № 3 2007,  с сайта http://www.citywalls.ru/house1444.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?