Центральные («Китайские») бани, 1891-1892 гг.

Вплоть до середины 1990х гг. комплекс Китайских (Хлудовских) бань во дворе одного из кварталов по трассе Театрального проезда использовался по своему первоначальному назначению – в качестве городского комплекса бань. С конца 1990х гг. комплекс получил многофункциональное арендное использование.

Комплекс городских бань в Театральном проезде был построен в 1893 г. на средства одного из самых известных московских купцов конца XIX в. Г.Хлудова. По расположению бань напротив комплекса Китай-города они получили название Китайских. Руководителем строительства комплекса Хлудовских бань стал один из ведущих архитекторов Москвы 1880х гг. С.Эйбушиц (автор зданий Хоральной Синагоги в Спасо-Гленищевском пер. и Международного Торгового банка на углу улиц Кузнецкий мост и Рождественка, сейчас – ВТБ – Банк Москвы).

Комплекс Китайских бань состоит из 2х корпусов: правый, вытянутый вдоль границы двора – для женского отделения, расположенный напротив левый – в форме перевернутой буквы «Г» с расположением верхней перекладины в сторону проезда – для мужского отделения. В этой части мужского отделения бань в сторону проезда на уровне 2го этажа были устроены парадные помещения, составляющие сегодня главную достопримечательность этого комплекса. Вход в мужское отделение Китайских бань начинался с двухуровневого вестибюля с парадной лестницей, за которой уже на втором этаже следовал зал общей раздевалки. За залом общей раздевалки начиналась зона «приватных» помещений, в составе которой были выполнены еще два «дворцовых» зала.

В начале 1890х гг. С.Эйбущиц вел в Москве еще несколько объектов, и в качестве ассистента – автора оформления интерьеров он взял молодого архитектора Л.Кекушева, приехавшего в Москву после окончания Петербургского института гражданских инженеров. В институте Л.Кекушев был одним из учеников ведущего русского архитектора конца XIX в. Н.Султанова, у которого прошел серьезную собственно архитектурную школу, в том числе – в отношении изучения «исторических архитектурных стилей».

Вестибюль комплекса Китайских бань с парадной лестницей оформлен в стиле европейского рококо XVIII в. Главные украшение этого интерьера – вертикальные панели (филенки) между окнами 2го этажа (со свисающими лепными гирляндами из цветов и фруктов), орнаментальный фриз по падуге перехода от стен к потолку и пышная лепная рама овального живописного плафона потолка с имитацией открытого неба. Парадная лестница на 2й этаж с разделением в середине на 2 «потока» считается фантазией на тему парадной лестницы здания Гранд-Опера в Париже архитектора Ш.Гарнье. Нижний пролет лестницы имеет литые перила, включающие великолепные фигуры крылатых грифонов. В оформлении зала общей раздевалки (сейчас общий зал ресторана) использованы элементы оформления европейских дворцов XVI – XVII вв. – это балочный плафон потолка с ячейками – кессонами и камин, топка которого также имеет раму с фигурами грифонов.

Далее после прохода по небольшому коридору расположены «Мавританский зал» — Парадная курительная (сейчас – зал караоке) и Нимфей – зал с бассейном. Мавританский зал в многочисленных деталях прекрасно воспроизводит стилистику интерьеров замков Арабской Испании. Нимфей – зал с бассейном – замечательный пример архитектурной фантазии на тему павильонов Древнего Рима. Зал выполнен в виде ротонды — круглого помещения с куполом (в этом помещении – двухуровневый купол; верхний купол имеет стеклянное перекрытие, снаружи закрытое световой пирамидой). В углах зала устроены ниши с грандиозными статуями морских божеств Древнего Рима.

В здании проведен комплекс ремонтно-реставрационных работ.

Автор статьи: Сергей Сергеев

Материал с портала «Узнай Москву»

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?