Великолепные виды музея-заповедника «Царское Село» (Санкт-Петербург, город Пушкин) бесконечно растиражированы на туристических проспектах и буклетах. Но парки и дворцы, храмы и памятники бывшей императорской резиденции настолько многочисленны, что их не обойти и за месяц. Для начала можно попытаться проникнуться необыкновенной атмосферой этого излюбленного царями и поэтами места. Его живописные развалины могут поведать об истории не меньше, чем великолепно отреставрированные памятники.
Не Царское, а Сарское
Музей-заповедник «Царское Село» прочно ассоциируется с царями. Однако его название первоначально не содержало ничего царственного. Оно произошло от словосочетания Saris hoff, которое переводится как «возвышенное место». Так называлась небольшая шведская усадьба, с которой началась летняя резиденция русских царей. Легенда утверждает, что хозяйничала на ней ингерманландка Сарра, у которой Петр I любил пить свежее молоко. В XVIII веке название местности звучало как Сарская мыза. Но Царское село оказалось как-то привычнее и больше соответствовало реальности.
Его история началась 24 июня 1710 года, когда Петр I подарил его своей возлюбленной Марте Скавронской, будущей Екатерине I. Царь любил проводить тут время в неофициальной непринужденной атмосфере. А Марту поначалу вполне устраивала деревенская идиллия.
Но в 1718 году уже законная царица Екатерина Алексеевна решила возвести здесь каменный дом с регулярным парком. И на этот счет существует предание: не для себя строила, а для мужа. За два года, пока он вдалеке от нее занимался великими делами, она возвела дворец для увеселений и устроила приятный сюрприз, внезапно предъявив его супругу. Сумела угодить.
В Царском Селе легенды настолько переплелись с реальностью, что невозможно отделить одно от другого. А может, и не надо.
В середине XVIII века великий зодчий Растрелли по заказу дочери Петра Елизаветы сотворил из Екатерининского дворца шедевр в стиле барокко: на его отделку снаружи и внутри потратили более шести пудов золота. В таком виде его получила практичная и рациональная Екатерина II. Она приказала закрасить потускневшую от времени позолоту или заменить бронзой.
Народный фольклор объяснил это не бережливостью императрицы, а ложными тревогами, которые вызывала золотая крыша Екатерининского дворца: она так сияла на солнце, что иногда это свечение ошибочно принимали за пожар. И трижды он действительно горел. При Первом и Втором Александрах спасти его помогли иконы и молитва. Третий раз ничто не помогло – Екатерининский дворец вместе со всем городом подвергся опустошительному разорению во время Великой Отечественной войны. Однако попытки немцев снять уцелевшее золото с крыши, опять-таки согласно легенде, безжалостно пресекалось русскими снайперами.
Именно при Екатерине II Царское Село достигло расцвета. Его называли Дворцовым городом, Петербургом в миниатюре и Русским Версалем. Она заказала еще одному архитектурному гению Джакомо Кваренги новый Александровский дворец – свадебный подарок своему любимому внуку Александру, будущему русскому императору. В течение двух веков резиденция обрастала парками с павильонами, особняками, соборами, казармами и слободой работников — ведь надо же было кому-нибудь охранять и обслуживать всю эту роскошь и ее хозяев.
Хаотическая застройка сменялась регулярной планировкой европейских городов. Екатерина II запретила всем, кроме императорской семьи, селиться в Екатерининском парке. Для казарм и обслуживающего персонала она отвела специальное поселение – Софию (одно из ее имен). В начале XIX века она влилась в Царское Село.
Сын Екатерины Павел I не любил Царское Село, как и все, связанное с матерью. Он даже приказал разобрать несколько царскосельских павильонов на стройматериалы для Михайловского замка в Санкт-Петербурге. Но при его сыновьях Александре I и Николае I строительство в Царском Селе продолжилось. В 1811 году произошло эпохальное событие – открылся Царскосельский Лицей.
При Николае I из столицы в Царское Село провели первую в России железную дорогу. Ну а в правление Александра III оно превратилось в образцовый европейский город со всеми благами цивилизации: водопроводом, канализацией, телеграфом, телефоном, радиостанцией.
Одна из легенд гласит, что под городом находится настоящее метро. Якобы во время правления Николая II началось секретное строительство подземного железнодорожного тоннеля между Александровским дворцом и вокзалом. Пока ничего подобного не обнаружили. Хотя между Кухонным корпусом и Александровским дворцом действительно был прорыт специальный подземный тоннель, но исключительно для транспортировки пищи. Кухню Александровского дворца обслуживал огромный подвал, где сутками варили кофе, кипятили молоко, сливки и шоколад. А рядом с ним в середине XIX века соорудили гигантское подземное водохранилище.
К началу XX века императорский блеск слегка померк, но это лишь добавило городу особой поэтической прелести. Утопающие в зелени особняки, пейзажные парки с прячущимися в зарослях затейливыми павильонами, живописные речушки, каналы и водопады и даже потрепанные временем казармы оказались идеальным пристанищем муз. Они вызывали томную негу и вдохновляли на творчество.
В 1918 году по инициативе наркома просвещения Луначарского Царское Село переименовали в Детское. Он считал, что человека будущего нужно отрывать от семьи и с детства воспитывать в коммунистических идеалах. В Царском Селе для этого имелись все условия: и пустующие помещения, и природа. Город наводнили детские учреждения.
В 1937 году к 100-летию со дня рождения Пушкина его переименовали в честь поэта.
После 128 дней немецкой оккупации цветущий город превратился в дымящиеся развалины. Работы по восстановлению начались сразу после войны и продолжаются до настоящего момента, но восстановить удалось далеко не все. До сих пребывает в руинах Баболовский дворец с парком, пожалуй, самый неизвестный из достопримечательностей Государственного музея-заповедника «Царское Село».
Екатерининский – самый старый парк музея-заповедника
Екатерининский парк начал образовываться вокруг Екатерининского дворца еще при Екатерине I. От него в глубину парка протянулась Эрмитажная аллея, прямо к старому голландскому саду (в обиходе «Голландке»). Через Екатерининский парк шел Рыбный канал, обсаженный елями и пихтами, по преданию, самим Петром I. Во время войны парк сильно пострадал – многовековые деревья вырубили.
Екатерина II во всем любила порядок и это отразилось на ее любимом Екатерининском парке, с прямыми аллеями и четкой планировкой. Как-то любитель музыки барон Черкасов, приглашенный в Екатерининский дворец, приказать срубить деревья перед своим окном, которые ему чем-то помешали. Императрица жестоко отмстила за поругание ее любимого парка – проникла в комнаты барона в его отсутствие и навела там жуткий бардак, разбросав все его ноты.
Согласно еще одному местному преданию, специальный гвардейский пост стоял несколько десятилетий в Екатерининском парке лишь потому, что императрица установила его когда-то рядом с красивой розой, чтобы сберечь ее для своего внука Александра, но забыла и о цветке, и о посте. Обнаружил это только Николай I и в память бабушки просто слегка передвинул пост к Орловским воротам Екатерининского парка.
Павильоны Екатерининского парка выполнены в разных стилях, но особенную страсть просвещенный монарх Екатерина II питала к Древнему миру. Она сознавала себя великой царицей, не хуже какой-нибудь Семирамиды, и завела себе в Екатерининском парке висячий сад с розами, жасмином, тюльпанами, нарциссами, яблонями и сиренью. Императрица попадала в него прямо из Зеркального кабинета, расположенного на втором этаже Екатерининского дворца. Сад нависал над Екатерининским парком. Все продумали до мелочей: земля лежала на свинцовых листах, не пропускающих воду.
Другим «древнем» сооружением на территории Екатерининского парка стала египетская пирамида. По размерам, они, конечно, существенно уступала оригиналу, но по форме и назначению точно его повторяла. Вскоре в Екатерининском парке рядом с ней стали слышать какой-то писк, отдаленно напоминающий собачий лай. Екатерина вспомнила, что рядом с «символом вечности» похоронены ее любимые собачки. Видимо, вечная жизнь распространилась и на них… Впоследствии этот павильон перестроил Чарльз Камерон.
Живописные руины с большой ванной
В отличие от парадных Екатерининского и Александровского, менее известный Баболовский дворец музея-заповедника «Царское Село» больше напоминал великолепную баню – он представлял из себя огромный банный павильон с десятью комнатами. Его построили в конце XVIII века в готическом стиле по проекту Ильи Васильевича Неелова для фаворита Екатерины II Григория Потемкина. Место выбрала сама императрица.
Известность Баболовскому дворцу принесла монументальная гранитная «Царь-ванна», выдолбленная в 1820-х знаменитым мастером Самсоном Сухановым. Собственно говоря, она единственная уцелела после войны благодаря каменному своду, который возвел над ней когда-то архитектор Василий Стасов.
Интересно! Баболовская ванна вмещает 8000 ведер воды и выдолблена из глыбы красного гранита с одного из финских островов. Известный инженер Бетанкур, благодаря гениальному механизму которого подняли Александровскую колонну на Дворцовой площади, заказал ее не менее известному каменотесу Самсону Суханову, работавшему над Ростральными колоннами на стрелке Васильевского острова и памятником Минину и Пожарскому в Москве. Гигантскую ванну мастер полировал 10 лет. Сначала ее установили, а затем возвели вокруг нее павильон.
Но все же это был настоящий дворец – с аванзалом, двумя спальнями, служебными комнатами и залом с той самой гигантской круглой чашей диаметром 3,5 метра. Ее производство, установка и подключение к водоводу стоило больше, чем настоящие хоромы.
Ассиметричный по форме павильон был построен из красного кирпича в английском готическом стиле — с высокими стрельчатыми окнами и восьмигранной башней. Яркое экзотическое сооружение выделялось на фоне дворцово-паркового ансамбля.
Вокруг дворца разбили Баболовский парк, самый большой, уединенный и дикий из зеленых массивов Царского Села. Парк включал аллеи для экипажей, пруды, мост-плотину, Таицкий и Виттоловский водоводы, крупнейшие инженерных сооружений такого рода в Европе, снабжавшие резиденцию водой.
Интересно! Кроме самых известных Александровского и Екатерининского парков, в Царском Селе на много километров раскинулись Отдельный, Буферный и Фермский парки. Последний служил пейзажным пастбищем для Императорской фермы, и не сохранился до наших дней.
Первый владелец дворца Григорий Потемкин бывал в нем редко. Он использовался в основном для «холодного» купания уже при Александре I (он любил моржевать) и для проведения небольших приемов.
Многие места Царского Села связаны с именем Пушкина. Не обошел вниманием он и Баболовский дворец. По некоторым сведениям, во время обучения Пушкина в Лицее, Александр I встречался во дворце со своей возлюбленной, дочерью придворного банкира Софьей Осиповной Вельо. Юный поэт посвятил ей небольшое стихотворение:
Прекрасная! пускай восторгом насладится
В объятиях твоих российский полубог.
Что с участью твоей сравнится?
Весь мир у ног его — здесь у твоих он ног.
Перед войной в Баболовском дворце разместили авиационную школу, поэтому он подвергся особенно жестоким бомбардировкам. Перед уходом немцев дворец сгорел. Уцелела лишь ванна под каменным сводом, на которую и сейчас можно полюбоваться.
С тех пор дворец с парком несколько раз собирались восстанавливать. В 2014 году его передали Государственному музею-заповеднику, но реставрация пока не началась.
Город поэтов
Но все же настоящую славу старинному городу с его особой художественной атмосферой принесли поэты. Сложно найти другое место, столь же излюбленное литераторами. Выросшая здесь Анна Ахматова писала про «истомную скуку Царского Села», но при этом называла его «пленительным городом загадок». «Ветшающее», но такое обаятельное Царское Село частенько упоминал Игорь Северянин, навещавший там поэтическую чету. «Поедем в Царское Село!», — призывал в своих стихах Осип Мандельштам. Здесь творили Алексей Толстой, Вячеслав Шишков, Лев Анненский и Сергей Есенин. Во время Первой Мировой войны крестьянский поэт служил санитаром в Царскосельском военно-санитарном поезде Ее императорского величества Александры Федоровны и даже читал перед ней стихи.
Началось все, конечно, с Пушкина. Для него Царское Село навсегда осталось «волшебными местами, где я живу душой».
Первоначально Царскосельский Лицей задумывался для обучения младших братьев Александра I великих князей Николая и Михаила: из-за обострения международной обстановки накануне войны с Наполеоном их нельзя было отправить учиться за границу, как было принято. Так Николай I чуть было не оказался за одной партой с Пушкиным, но не сложилось…
Лицей готовил государственную элиту из отпрысков дворянских семейств. На эту роль Александр Пушкин явно не подходил. В общем табеле об успеваемости он занимал 4-е место с конца, преуспев лишь в российской и французской словесности, а также фехтовании. Классный журнал с посредственными оценками будущего великого поэта, выставленный в Лицее, пользуется большим успехом у посетителей музея.
Любопытно! Название заведению дала знаменитая древнегреческая философская школа, располагавшаяся на окраине Афин. С тех пор это слово прочно вошло в русский язык для обозначения элитных учебных заведений.
Еще одно место, непосредственно связанное с Пушкиным – его дача. Одноэтажное деревянное здание почти не подверглось изменениям. Сейчас в нем находится музей поэта. Пушкин прожил здесь 8 месяцев после женитьбы на Наталье Гончаровой и успел написать «Сказку о царе Салтане», «Письмо Онегина к Татьяне» и многие другие произведения. Ведь, как он говорил, «царскосельский воздух был создан, чтобы песни повторять».
Интерьеры дачи воссозданы по воспоминаниям современников. Пушкина здесь часто навещали Карамзин и Жуковский.
В Царском Селе 16 лет прожила Анна Ахматова. В доме недалеко от старого вокзала прошли ее детство и юность. Во время обучения в Царскосельской женской гимназии она написала свои первые стихи.
Анна Ахматова покинула Царское Село в 1905 году, а через 5 лет вернулась туда с мужем Николаем Гумилевым. Заросшие парки, ипподром, старый вокзал, зеленые аллеи с мраморной скульптурой вдохновили ее на «Царскосельскую оду».
Дом ее детства не сохранился – на его месте сейчас находится Привокзальная площадь. В бывшей Царскосельской женской гимназии открыт музей Анны Ахматовой, созданный по инициативе Сергея Дмитриевича Умникова. Он 30 лет собирал все, что относилось к ее творчеству — тогда, когда ее стихи еще негласно находились под запретом.
Первая российская железная дорога
Неотразимое обаяние Царского Села начиналось сразу со старого вокзала. Первое здание станции, построенное в 1837 году в стиле английской готики, не сохранилось. Новый павильон, построенный в начале XX века и стилизованный под западноевропейскую средневековую архитектуру, также не уцелел – было разрушен в войну.
Зато сохранился Императорский павильон, правда в развалинах. Его можно увидеть в нескольких километрах от современной станции, у бывшего Фермского парка. Некогда шикарное здание принимало поезда, следующие по Собственной Императорской ветке от Витебского (тогда Царскосельского) железнодорожного вокзала.
С 1918 года его использовали под общежитие железнодорожных работников, пока к 1970-м он почти совсем не развалился. Интерьеры павильона были изуродованы, а уникальная мебель, светильники, предметы декоративно-прикладного искусства безвозвратно утрачены. И несмотря на то, что сохранившаяся в нем полихромная орнаментальная живопись представляет большую художественную ценность, его судьба пока не решена. В законсервированном виде он ждет инвестора, готового вдохнуть жизнь в исторический памятник.
Любопытно! До 2013 года станция называлась Детским Селом, как и город после революции
Единственный в России музей Первой Мировой
Николай II родился в Царском Селе и очень любил Александровский дворец. Именно сюда 9 (22) марта 1917 году после отречения от престола его посадили под домашний арест вместе с семьей. Через несколько месяцев их отправили из Александровского дворца в Тобольск, а потом в последнее путешествие в Екатеринбург.
Именно благодаря Николаю II Царское Село обогатилось еще одним памятником — Государевой Ратной палатой, прекрасным сооружением в неорусском стиле. Сейчас в ней находится единственный в стране музей Первой мировой войны, столь трагично закончившейся для России.
Основой экспозиции Ратной палаты стало собрание материалов по истории русских войн и военных трофеев, подаренных Николаю II вдовой Сергея Михайловича Третьякова, родного брата основателя Третьяковской галереи.
Особую часть коллекции составили вещи, собранные на полях брани сразу после окончания сражений: карты, фотографии, документы, книги, предметы германской и австрийской амуниции и снаряжения, оружие и даже сбитый русскими войсками цеппелин.
Государь высоко оценил дар и захотел создать под него музей. 16 мая 1913 года у северной оконечности Александровского парка недалеко от так называемого Феодоровского городка, в присутствии императора заложили здание под Ратную палату.
Доп. информация: К началу XX века в архитектурную моду вошла стилизация под традиционное русское зодчество. Именно в неорусском стиле архитектор Покровский возвел в Александровском парке Феодоровский городок. Его жемчужиной являлся Феодоровский Государев Собор, домашняя церковь императорской семьи. Ратная палата органично вписалась в этот ансамбль. Она должна была стать пантеоном воинской славы Отечества.
С началом Первой мировой войны в Ратной палате разместили трофеи, привезенные с фронта, и галерею портретов георгиевских кавалеров. Рядом с музеем установили сбитый немецкий самолет «Альбатрос». В феврале 1917 Народный музей войны открылся, но просуществовал недолго. После Октябрьского переворота его экспонаты вывезли в разные хранилища.
Какое-то время здесь размещался клуб «Ратная палата», которым заведовал бывший фельдфебель Сводного пехотного полка Иван Степанович Шпехт. Он устраивал литературные вечера, на которых выступали Сергей Есенин, Всеволод Рождественский, Фёдор Сологуб, Ольга Форш и Вячеслав Шишков. Но уже в 1932 году из здания сделали общежитие для рабочих.
В 2008 году здание Ратной Палаты передали музею-заповеднику «Царское Село» и здесь открылся музей Первой мировой войны. Музей постоянно пополняет коллекцию за счет подарков и пожертвований. Его сотрудников интересует все: от спичечных коробков, пачек бинтов, значков и жетонов до радиостанций и полевых телефонов.
Жениться по любви не могут короли…
Старинные особняки Царского Села скрывают много тайн и настоящих трагедий многочисленного семейства Романовых, которые к началу XX века все чаще отказывались от традиции династических браков.
Один из дворцов принадлежал Ольге Палей, супруге дяди Николая II великого князя Павла Александровича. Она была его давней запретной любовью и, еще будучи замужем за другим, родила от него трех детей. После ее развода с мужем пара не скрывала своих отношений, но вынуждены была уехать за границу, скрываясь от гнева венценосной семьи. Николай II лишил дядю всех званий и должностей, а также запретил влюбленным возвращаться в Россию.
Им помог баварский король Леопольд – он пожаловал невесте титул графини Гогенфельзен, что сделало ее благородной титулованной особой, ровней жениху. Но венценосная семья не торопилась признавать их брак.
В 1911 году супруги вернулись в Россию и построили в Царском Селе фамильный дворец во французском стиле. После начала Первой мировой Павел и его сын отправились на фронт, а Ольга разместила во дворце военный госпиталь. За добрые дела во славу отчества семья Романовых ее простила и пожаловала титул княгини Палей, передающийся по наследству. Дворец назвали ее именем.
История не пощадила его хозяев. После революции великого князя Павла расстреляли, а его сына Владимира сбросили живым в Алапаевскую шахту на Урале. Ольга Палей с дочерями бежала в Финляндию.
Другая любовная драма разыградась на английской даче великого князя Бориса Владимировича, внука Александра II. Его изящный коттедж в английском стиле приехал прямиком из Англии – ее подарила внуку на 20-летие бабушка английская королева Виктория, состоявшая с Романовыми в близком родстве. Дом доставили в разобранном виде и собрали уже в России.
Любопытно! Этот английский особняк знаменит тем, что в нем снимали отечественный сериал «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
Борис Владимирович перешел все возможные границы – влюбился в дочь простого военного Зинаиду Рашевскую. А чтобы скрыть последствия греха, беременная от него Зинаида фиктивно вышла замуж за Петра Елисеева, сына известного купца – в обмен за оплату его карточных долгов.
После революции Борису удалось избежать расстрела. Существует легенда о его чудесном спасении. Красный комиссар, которому приказали расстрелять Бориса Владимировича с братом, оказался художником. Он опознал в великом князе благодетеля, который купил когда-то на вернисаже в Париже его работы, и не смог выстрелить в ценителя своего таланта – вывез великих князей на автомобиле ближе к белым.
Оказавшись во Франции, Борис Владимирович все-таки женился на Зинаиде, но даже в эмиграции члены императорского дома осуждали этот неравный брак.
Любопытно, что и его брат Кирилл тоже навлек на себя гнев семейства из-за женитьбы — на своей двоюродной сестре Виктории-Милите, разведенной принцессе Эдинбургской. Дело в том, что принцесса посмела развестись с братом императрицы Александры Федоровны, несмотря на просьбы императрицы сохранить брак – он оказался нетрадиционной сексуальной ориентации. И Кирилл лишился всех привилегий дома Романовых.
Но после того, как принцесса приняла православие, Романовы смягчились и признали этот союз. Супруги успели спастись от большевиков в Финляндии.
Любопытно! При этом Кирилл не одобрял брата Бориса, женившегося на незнатной особе, и не хотел видеть ее у себя в доме. Братья прекратили общение.
Отцу Бориса и Кирилла великому князю Владимиру Александровичу, третьему сыну Александра II, принадлежал Владимирский дворец в Царском Селе (его называют также Запасным Царскосельским дворцом), построенный когда-то для князя Василия Кочубея. После революции большевики его национализировали и разграбили — искали секретный сейф с сокровищами Кочубеев. В 1990-х годах он вошел в музей-заповедник, а к 300-летию города в нем открыли Дворец бракосочетаний. Нашлись ли спрятанные бриллианты и были ли они вообще, неизвестно.
Хвостатый Шерлок Холмс
Стоит упомянуть также Магазин Гвардейского экономического общества, построенный в 1911-1914 годах. Он также прославился благодаря своему обитателю – полицейской собаке по кличке Лира. Она даже попала на страницы местных газет, где ее сравнивали с Шерлоком Холмсом. С помощью ее безошибочного нюха не раз удавалось обнаруживать похищенные ценности и раскрывать сложные кражи в Царском Селе и его окрестностях.
Можно бесконечно бродить по заросшим паркам, тихим улочкам и затаенным уголкам Царского Села (нынешнего Пушкина), открывая для себя парадную резиденцию с новой стороны.