Древние гербы городов России: история гербов Ярославля, Ростова, Данилова…
«Первым русским гербовником de facto считается «Большая государева книга или Корень российских государей» (по-другому — «Царский титулярник»). Рукопись была составлена в 1672 году дипломатическим ведомством при царе Алексее Михайловиче и оформлена в стиле московского барокко. Основными авторами являлись дипломат Николай Гаврилович Милеску-Спафарий и подьячий Посольского приказа Петр Долгово, однако, в работе над книгой участвовало и большое число художников-иллюстраторов, благодаря которым страницы рукописи богато украшены акварельными изображениями.
И пусть многие гербы не являются таковыми в полном смысле этого слова — если придерживаться современных правил геральдики, однако, именно эти символы-иллюстрации стали прообразами будущих официальных гербов соответствующих русских городов и земель. При создании официальных гербов и печатей уже в петровские времена они использовались в качестве основы и в большинстве своем с теми или иными изменениями существуют до настоящего времени.
Рассмотрим детально некоторые приведенные в «Книге» гербы русских земель и попробуем разобраться почему тому или иному региону был присвоен именно такой «визуальный образ», а не какой-то другой. Очевидно, что эти древнейшие из дошедших до нас ассоциативных образов отражают некие особо важные исконные особенности эти регионов, а, возможно, и хранят в себе ключи к разного рода историческим загадкам.
Герб Ярославля
Примечательно, что на гербе Ярославля в титулярнике мы обнаруживаем практически полную копию левой половины герба Великого Новгорода — это совершенно идентичный медведь с ровно тем же самым посохом, который принято трактовать как «крест», хотя здесь он больше напоминает пику или «французскую лилию».
Налицо определенное «побратимство» или тесная взаимосвязь двух городов. Но какая именно? И почему в геральдике она так подчеркнута? Опять же — какое из изображений стоит считать первичным и базовым — является ли половина ярославского медведя изначальной, а из нее впоследствии вывели новгородский символ, или же напротив — более сложный и древний образ новгородский, а лишив его половины (могущества, силы, глубины) создали ярославский, как бы уступающий ему в два раза?
Со временем крест-пика в лапах ярославского медведя превратилась в секиру, а сам он уже в 1778 году развернулся в другую сторону — мордой к западу. Последнее также крайне интересно — разворот периодически происходит с животными на разных гербах (например, на Владимирском) и очевидно несет какой-то смысл, иначе почему бы было не взять исконное изображение без отзеркаливания? Более того, впоследствии медведь также «крутит» головой еще не раз — так в 1993 его снова развернули на восток, а современный герб опять смотрит в сторону запада.
Интересно парадоксальное объяснение того откуда на гербе Ярославля вообще взялся медведь. Его появление связано с преданием о Ярославе Мудром, который проезжая по местным непроходимым лесам одолел в борьбе огромного свирепого медведя. Причем, согласно сохранившимся историческим документам, на месте Ярославля когда-то располагалось поселение Медвежий Угол с важным древним святилищем (очевидно — бога Велеса, с которым связан медведь). Таким образом, победу Ярослава над медведем можно трактовать как символическую победу христианства над дохристианскими культами. Но почему же на гербе мы видим НЕ секиру или побежденного медведя, а мощного медведя, который сам несет секиру и который, будучи согласно преданию персонажем как бы враждебным — в итоге то и стал символом как города, так и области?
Герб Ростова Великого
На самых ранних дошедших до нас монетах и эмблемах ростовских земель отражено множество сюжетов — распространены человеческая голова, голова в шапке с каким-либо оружием, либо духовым инструментом, два обращенных друг к другу человека, четвероногий зверь, человек с секирой перед деревом, птица перед деревом.
На большой печати Ивана Грозного Ростову соответствует именно изображение птицы.
В титулярнике 1672 года и до сих пор используется другой символ — олень, который полностью сохранил свое изначальное направление и силуэт, но приобрел подробности, касающиеся цветов.
Так, в описании от 1778 года значится:
«В червленном поле серебрянный олень, рога, грива и копыта золотыя».
Его появление на эмблеме краеведы связывают с культом оленя, характерным для данных мест. Так, олень действительно, занимает почетное место в местном фольклоре, неподалеку от Ростова есть и деревня Оленино, которая согласно преданию из «Хлебниковского летописца» получила такое название в связи с тем, что князь Владимир Святославич убил здесь оленя, после чего поручил отразить его на печати, данной ростовским купцам для свободной торговли по всем русских городам.
Как видим, сюжет в целом повторяет сюжет с ярославским медведем и вызывает тот же вопрос — почему на герб попадает «побежденное существо», а не воин-победитель? И как языческий символ, будучи повержен в предании, по факту на гербе же и прославляется?»
Герб города Данилов основан на не подтвержденном документально предании связанном с «дарением даниловцами царю Петру 1 серебряных шахмат», хотя изображение шахматных фигур на гербе отсутствует. Все известные дореволюционные и советские справочные издания отмечают единственное исторически и документально обоснованное событие 1607-1609 гг.- битва многотысячного народного ополчения нескольких северных городов в остроге села Даниловского(ныне г.Данилов) с интервентами.