На шумном и оживленном Ленинградском проспекте, чуть в стороне от дороги, находится небольшое, изящной архитектуры, здание, украшенное изразцами – бывший Царский павильон Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки, которая в 1882 году открылась в Москве на территории Ходынского поля. Этот павильон – единственная постройка грандиозного выставочного ансамбля, сохранившаяся до наших дней.
Сначала выставку планировали провести в 1881 году, но из-за убийства императора Александра II отложили на год; открытие выставки в 1882 году оказалось приуроченным к торжествам коронации императора Александра III.
Организация выставки отличалась невиданным размахом – ее комплекс занимал территорию в 30 гектаров и насчитывал 80 различных павильонов и сооружений. На отведенной под выставку территории возник живописный городок, в создании которого принимали участие крупнейшие петербургские и московские зодчие (окончательный проект был выработан московскими архитекторами Александром Степановичем Каминским и Августом Вебером). В бесчисленных павильонах экспонировались важнейшие достижения тех лет, выставка охватывала различные области промышленности, сельского хозяйства, науки и техники, здравоохранения, военного и морского дела, а также кустарных промыслов. В отдельных частных павильонах представляли свою продукцию ведущие предприятия России. Впервые на выставке был устроен художественный отдел — в специальном павильоне экспонировались более 900 работ известных русских художников и скульпторов, среди которых Василий Верещагин, Николай Ге, Иван Крамской, Илья Репин, Василий Поленов и другие.
Центром выставки был, созданный по проекту Каминского и Вебера, колоссальный Главный павильон, построенный из металла и стекла – расположенный у главного входа, он открывал выставку и служил ее своеобразной визитной карточкой. Он состоял из восьми трёхнефных павильонов, расположенных звездообразно и соединенных между собой двумя концентрическими галереями, и в плане был похож на колесо со спицами. Справа и слева к нему примыкали длинные павильоны, где размещались машинный, художественный и учебный отделы. Большинство павильонов выставки представляли собой временные сборно-разборные сооружения, которые после закрытия разобрали и перевезли в новые места — Центральный павильон, например, был использован для следующей Всероссийской выставки, которая прошла в Нижнем Новгороде в 1896 году.
Особой постройкой являлся Царский или Императорский павильон, предназначенный для «отдохновения высочайших особ» и закрытый для других посетителей. Он был спроектирован в популярном тогда «русском стиле», мастером которого был Александр Степанович Каминский.
Здание павильона отличает сложная объемно-пространственная композиция (что было характерно для древнерусского гражданского строительства), оно как будто составлено из нескольких самостоятельных объемов, каждое из которых имеет оригинальное завершение. Вход в здание выполнен в виде стилизованного крыльца с высокой шатровой кровлей. Фасады павильона оформлены с использованием элементов и приемов древнерусской архитектуры (оконные наличники, полуколонки, ниши-ширинки) и богато декорированы полихромными изразцами, выполненными по оригинальным авторским рисункам, что придает всему зданию нарядный и праздничный вид.
Оформление интерьеров павильона также отличается богатством и изяществом. Все помещения – покои императора и императрицы, кабинет, столовая, гостиная – украшены изысканной лепниной и резьбой по дереву с использованием декоративных элементов восточной, европейской и древнерусской архитектуры.
Царский павильон дошел до нас в неизменном виде, полностью сохранилось и богатое убранство внутренних помещений.
Сейчас в здании бывшего павильона располагается ресторан «Паризьен».
Автор статьи: Мария Подъяпольская
Материал с портала «Узнай Москву»