Чурьяково. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

«Церковь села Чурьякова. Воздвигнута 1782 года, съ двумя престолами: Казанскiя Божiя Матери и Священномученика Власiя. Приходъ составляютъ следущiя 18 селенiй: «Церковь одноэтажная, без подклета, классической трехчастной продольно-осевой композиции.
После закрытия храма в нем были оборудованы мастерские и склады колхоза «Родина». Снесена алтарная часть, разрушены главы, барабаны и свод основного объема, над трапезной достроен второй этаж, здание обезображено пристройками и искажено до неузнаваемости. Полностью разрушена колокольня. О том, что это когда-то была церковь, можно догадаться только по наличникам окон и некоторым деталям фасадов. Проезд. Чурьяково является предместьем Углича и граничит с ним, стоит на Ярославском шоссе при выезде из города. Храм находится посреди села, на склоне, обращенном в сторону реки Улеймы, протекающей в непосредственной близости от Чурьякова.

«Церковь каменная, одноэтажная, приходская, прочная, в ней теплый придел. Престолов два: в летней <части> в честь Казанской иконы Божией Матери, в зимнем приделе во имя сщмч. Власия. Построен храм в 1782 г. прихожанами. Земли церковной 37 дес. 880 кв. сажен. Церковных домов два: деревянный одноэтажный, устроен в 1891 году для помещения церковно-приходской школы и таковой же для жительства священника. Неподвижного (в билетах) церковного капитала 3557 руб. Прихожан 554 мужчины и 636 женщин, всего 1190 душ. <Далее идет список селений, входящих в приход, с указанием числа проживающих мужчин и женщин.> Село Чурьяково расположено на большой дороге из Углича в Ярославль, в 3-х верстах от г. Углича при р Улейма. Причт по штату состоит из священника и псаломщика. Капитал причта в бумагах 4512 руб.».
Источник: Рыбин, Константин Григорьевич: Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. — Ярославль: тип. Губ. земск. управы , 1908 — [2], XX, 547 с.

Село Чурьяково в наше время может быть отнесено к числу пригородов, ближайших окрестностей Углича. Окраинные кварталы микрорайона Мирный и Екатериновки отстоят от села менее чем на километр. В этом отношении оно напоминает село Золоторучье и деревни Камышево, Хуторы, практически слившиеся с городом. Вместе с тем, эту местность следует рассматривать отнюдь не как рядовой населённый пункт, а наряду с Золоторучьем, Кобыльей (Дивной) горой, Игоревым ручьем как территорию, овеянную исторической памятью глубокой древности.
Высказывались предположения, что до принятия христианства здесь мог существовать культ божества Чура – мифического хранителя родового очага, культа предков, границ родовых земель. Таким может быть происхождение названия. Также предполагалось, что в районе соседней деревни Дерябино могли находиться переправа через Улейму и небольшой торг. Данные утверждения имеют глубокие корни. Так, в Угличском летописце (тексте XVIII века) в надписях на полях сообщается: «Зри, что Чюрьяково прозвано потому, что на том месте, когда было поганство, в древнейшая времена, и там был кумир поставлен, Чюрыяк зовомый, и капище, где ныне поставлена церковь».
В местной традиции сохранялась память, что прилегавшие к городу слободы и посадские выгонные земли до Смутного времени начала XVII века простирались почти до села: «И вверх Шутихина ручья, и до села Чюрьяковскаго, едва не до самаго, посады ж были, и к селу – площадь. А вдоль Ярославской дороги много было кузниц, а от Чюрьякова вправо выгон был, даже и до Кобыльи торговой слободы». Возможно, часть межи городовых земель проходила по руслу ручья Улепыш, но впоследствии посадские владения с восточной стороны оказались в наибольшей степени подрезаны и вошли в состав уезда. Село исконно являлось помещичьим, но тесно соседствовало с владениями Алексеевского и Архангельского монастырей.
В Писцовых книгах Угличского уезда 1629-1631 годов при обзоре Городского стана приводится следующее описание: «Село Чюряково, на речке на Улеме, а в нём церковь Священномученика Власия древян, клецки, а в церкве образы, и книги, и ризы, и клепало, и всякое церковное строение тутошных помещиков и вотчинников. К тому ж селу попова деревня Попиралцово, на речке на Улеме…»
Крупное пригородное село фактически всегда делилось на части, принадлежавшие разным помещикам. В Писцовых книгах сообщается, что одним из владельцев с 1614 года был Пётр Семёнов сын Баранчеев. Другая часть – иноземца Ивана Романова сына Воделя, закреплённая за ним после отца в 1618 году. Ещё одна часть – за Гурьем Ивановым сыном Волынцовым, закреплённая в 1618 году из прежнего владения Потопчиных. Также части села входили в состав вотчин подключника Хлебенного дворца Ивана Ежова и греческого переводчика Ивана Дмитриева сына Селунского (по государевой жалованной грамоте 1626 года). В XIX веке перед отменой крепостного права село с прилегавшими землями делилось на четыре части, принадлежавшие К.И. Владыкиной, Опочининым, А.Г. Караулову, Л.А. Желябужской.
Церковь сгорела в 1740-х годах. Взамен прихожане приобрели прежний деревянный тёплый храм Вознесенского прихода города Углича и перенесли в Чурьяково. Деревянная церковь Священномученика Власия просуществовала ещё около сорока лет. В 1770-х годах прихожане приступают к строительству каменного здания.
В 1780 году был освящён тёплый придельный храм Священномученика Власия, размещённый в трапезной, а в 1782 году летний храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Таковым стало новое посвящение главного престола. В 1850-х годах была составлена опись церковного имущества, содержащая ценные сведения об особенностях облика и убранства. В документе сообщается:
«По внешнему зданию вся церковь каменная, одноэтажная с куполом, построена в 1782-м годе. Покрыта листовым железом, окрашена зелёною краскою, о пяти главах, покрытых лужёным железом. На них рукава, яблоки и кресты опоясаны белою жестью и укреплены железными цепями. При ней с южной и западной сторон имеются два выхода каменные полуциркульные, покрыты листовым железом и окрашены зелёною краскою. На них кресты и яблоки обиты жестью белою. Алтарь настоящей церкви полуциркульной, на нём крыша и глава покрыты листовым железом и окрашены зелёною краскою. Окон в ней в алтаре три, в самой же настоящей церкви внизу четыре, в куполе пять… В придельной церкви, отделившейся от настоящей аркою, в алтаре окон одно, в трапезе с южной и северной стран четыре… Во всей церкви рамы с простыми стёклами, пол каменной… Над трапезою колокольня каменная о двух слухах. На ней глава железная покрыта лужёным железом, крест железной, опоясан белою жестью. Нижний слух покрыт железом и окрашен зеленою краскою. На втором ярусе изображены на железных листах Святая Троица, преподобный Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский и святые апостолы Пётр и Павел. Решётки на ней деревянные, на ней имеется семь колокол».
Далее обозначен вес: 1) 153 пуда 27 фунтов, 2) 66 пудов 10 фунтов, 3) 15 пудов, 4) 2 пуда, 5) 1 пуд, 6) 30 фунтов, 7) 15 фунтов. Имелась и ограда, которой дано следующее описание: «Вокруг церкви и погоста сделана каменная ограда. По углам четыре башни с деревянными решётками и Красныя врата в оную с двумя входами по сторонам железны-решётчатые с изображением над ними по штукатурке разных святых. Покрыты как оныя, так и башни у ограды железом листовым и окрашены зелёною краскою, а самая ограда тёсом и окрашена красною краскою. В ней находятся с трёх сторон входы, которые так же покрыты железом листовым и окрашены зелёною краскою. У них двери деревянные выкрашены красною краскою».
Приводятся подробные сведения о внутреннем убранстве. Так, в храмовой части размещался «Иконостас о трёх ярусах с резьбою и колоннами, позлащёнными на полимент. Царские врата резные вызолоченные… Над оными сияние вызолоченное, в средине коего вырезан Дух Святый в виде голубя… Над царскими вратами Тайная Вечеря, а по сторонам оной образа двенадцати праздников в шести иконах без украшения. Над Тайною Вечерию образ Воскресения Христова в клейме, а по сторонам оного резные два ангела с рипидами». Иконостас состоял из традиционных местного, праздничного, деисусного и пророческого рядов. В завершении размещался страстной ряд из четырёх золочёных клейм. «Вверху оного иконостаса водружён крест, на коем изображён Спаситель, а по сторонам предстоящие Божия Матерь и Иоанн Богослов резной работы».
Для освещения храмовой части использовались три паникадила. Первое, висевшее посреди церкви на железной цепи, было хрустальное о двадцати четырёх шандалах. Два других «средней величины о шести шандалах».
В трапезной находился иконостас «о двух ярусах столярной работы, вызолоченный на гульфарбу, выкрашен местами голубою краскою». Там же было «Паникадило медное о трёх ярусах, в нём весу пуд двадцать фунтов». При входе в храмовую часть висело второе хрустальное паникадило о двух ярусах. Помимо описанных основных иконостасов убранство включало многочисленные киоты по боковым стенам, лампады и подсвечники, серебряную утварь, оклады икон.
Таким был небольшой сельский храм в стиле провинциального барокко, осенённый пятиглавием, с возвышавшейся над папертью двухъярусной четырёхгранной колокольней, очевидно, построенной в начале XIX века. Фигурные ворота сложных форм живописно выделялись со стороны Ярославской дороги.
Он оставался действующим в 1930-х годах, хотя уже тогда была разрушена ограда. Алексей Золотарёв на страницах повести «В тысячелетнем Угличе» описывает венчание, проведённое здесь в июле 1937 года. Молодым супругам из среды московской интеллигенции довелось венчаться тайно, украдкой поздним вечером: «Милая простенькая церковь сияла позолотою иконостаса в зареве закатных лучей. На окладах старых икон виднелись цветы улейминских лотосов и синие васильки. Через открытые окна с погоста врывался липовый запах, смешиваясь с ароматами ладана… Но мы так дорожили там каждою минуточкой, так боялись, что кто-нибудь помешает нашему великому и светлому делу!»
Очевидно, совершённое с глубочайшим воодушевлением священное таинство, стало одним из последних. Храм был закрыт, подвергнут разорению и разрушения. Стёрто с лица земли старинное сельское кладбище. Разрушительная переделка в колхозное производственное здание произошла в 1958 году. Глядя на бесформенный объём без алтаря и колокольни, с нарочито грубыми пристройками из силикатного кирпича, всё же испытываешь надежду, что древняя святыня рано или поздно возродится.
https://uglmus.ru/about/publics/cerkov_sela_churyakova/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?