Чухели. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Здание начало строиться в 1939 г. как торговый объект (сельский магазин), но недостроенно в связи с началом войны в 1941 г. Во время войны население самостоятельно достроило это здание и открыло церковь. В 1944 г. церковь опять была закрыта и только в 1989 г. после реконструкции была открыта вновь.

Православная церковная жизнь села Чухели берет свое начало с Литовско-Польских времен. Большое значение имело наличие церкви в селе. Церковь была центром образования, местом сохранения православных святынь; здесь хранились и постоянно пополнялись записи метрических сведений и сведений о движении жителей; местом, где хранились архивные документы и старые записи. В храмах происходили исцеления, благотворительные мероприятия, как для простого люда так и привилегированного населения, одинаково по мере возможностей давали средства на их строительство и содержание. Церковь была местом единства жителей, культурного возрождения приобретенных традиций, церковно-религиозной жизни, формирования украинской православнои и национальной идеологии, общественного мнения через распространение письменности, летописания, и др.
В период до 1618 г. в селе была хорошая деревянная церковь, на каменном фундаменте. Построена она была во времена Литовского княжества. В ней совершалось богослужение по православному обряду. После Люблинской унии 1569 г., когда началось заселение поляками села (первая волна) состоялся принудительный переход богослужения на греко-католический (униатский) обряд. В 1618 г. эта церковь вместе с селом и его жителями была сожжена Крымскими татарами. В селе с давних -давен существует легенда религиозного содержания, что церковь эта во время вражеского татаро — монгольского нападения вошла в землю, и в ней якобы продолжается богослужения, а потому из земли до сих пор слышны звуки колоколов и плач людей, если приложить ухо к земле там, где стояла церковь. После сожжения деревни церкви у нас не было. Поэтому село в этот период уже не называлась селом, а везде в исторических документах оно называлось как деревушка, «деревня» (по российским обычаями) и поэтому как приселок м. Базалия оно стало принадлежать к приходу церкви Преображения Господня этого же городка. Не было также и кладбища и покойников как православных, так и католиков возили хоронить в Базалию. Свое кладбище в селе было основано лишь в 20-х годах 20 в. Древнейшее захоронение на этом кладбище датировано 1924 годом. Церковь для прихожан села была построена в Базалии в 1765 г. Первоначально церковь существовала как униатская, относилась к Луцкой епархии. В этот период (1715 -1795р.р.) все православные храмы были униатскими. Однако, как отмечает Я. Гижицкий, после третьего раздела Речи Посполитой большинство верующих вернулись к православию, но церковь Преображения Господня вплоть до 1839 г. придерживались униатства. Часть населения ходили к униатской (тепе ее называют греко-католической) церкви, которой была тогда Преображенская церковь, а поляки — в римско-католический костел св. Троицы (в Базалии). Когда после 1839 началась эпоха восстановления московского православия, церковь св. Преображения перевели в разряд православной. В связи с этим все прихожане — униаты села, не признали московского православия, начали ходить на богослужение в костел св. Троицы, где тогда получила убежище униатская церковь. Происходили отдельно католическое и униатский богослужения. Но это продолжалось недолго. Православие московское со временем задавило униатскую церковь и поэтому все прихожане от униатства постепенно перешли в католицизм. Этим и объясняется то явление, что со временем в нашем селе католиков стало больше, чем православных. А потом всех католиков начали зачислять к польскому населению.
Священниками униатской церкви были: Степан Якубович (1802), Семен Якубович (1807). При церкви Преображения Господня был церковно — приходское Братство, народное училище и три церковно-приходские школы грамоты (одна из них — в с. Чухели) К приходу церкви были приписаны только два села — Чухели и Новая Гребля. Священниками при Преображенской церкви были: Николай Семенович Доленга-Ковалевский (с 1795 по 1835 г.г.), Яков Николаевич Доленга-Ковалевский (с 1835 по 1886 г.г.), Александр Васильевич Червинский (с 1886 по 1903 г.г. ) он же был и благочинным. В Житомирском областном архиве хранятся метрические книги по регистрации браков, рождений и смерти Базалийский церкви Преображения Господня по приходу сел Новая Гребля и Чухели. В 1906 году по инициативе и под непосредственным руководством тогдашнего старосты села Марущака Петра Акимовича была построена своя церковь. Церковь вошла в приход Преображенской церкви местечка Базалии. К церкви было приобретено весь церковный инвентарь и иконы. Очень ценную икону Божьей матери было приобретено в Почаевской Лавре, которую паломники пешком несли с святого места к селу. При церкви была библиотека, которая в основном состояла из книг на религиозную тему, метрических и исповедальных книг. Старожилы вспоминают, что церковь была деревянной, очень хорошей, высокой. Особенно она просматривалась при въезде в село со стороны с.Лонкы.
Пытаясь лишить украинский народ его родной веры и собственной церкви, большевистский тоталитарный режим стремился уничтожить в нем чувство национального сознания и гуманизма, заменив слепой верой в мифическое «светлое будущее». Поэтому по поводу прихода к власти безбожного режима церковь наша просуществовала до 1936 г. Церковь разрушили, а иконы, церковный инвентарь люди успели разобрать по домам. В годы немецкой оккупации активизировалось религиозную жизнь. Немецкая власть стремилась продемонстрировать отличие ее политики от антирелигиозных кампаний советских времен. Немецкие власти несколько толерантнее, чем советская относилась к верованиям украинском. Поэтому во время Второй мировой войны в 1941г. немецкое оккупационное правительство разрешило верующим восстановить церковь в селе. Недостроенный перед войной сельский магазин население толокой достроило его и в этом помещении разместили сельский храм, снеся иконы и церковный инвентарь, который успели спасти при разрушении церкви в 1936 г. С вступлением советских войск в село 8 марта 1944 церковь вновь была ликвидирована.
В Советские довоенные времена священниками в селе были: Голюк Максим Архипович, Кравчук Степан Дмитриевич. После войны, в 1946 г. священником в селе стал протоиерей Гелета Василий, прибывший к нам из Тернопольской обл. (пгт. Вишневец). Перейдя с греко-католической в православную веру, прослужил он Богу и людям до конца своих дней (умер в 1982 г.). Похоронен на кладбище нашего села. В период Перестройки, когда М.С.Горбачев дал волю религии в СССР, по инициативе прихожанки Марущак Надежды Ивановны в селе была создана церковная община, которая начала требовать возврата сельской общине бывшего помещения церкви, в котором за послевоенный период вновь разместили сельский магазин. И добились своего. Помещение было возвращено. После этого люди активно взялись перестраивать это помещение, чтобы оно выглядело как церковь. Надстроили купол, сделали притвор. Перестройкой помещения магазина в церковь занимался сельский умелец Василий Платонович Максимюк и его бригада. Большие средства для реконструкции храма внес наш земляк, теперь житель Эстонии, Фурса Борис Алексеевич. Теперь святыня принадлежит Украинской православной церкви Московского патриархата. Носит название Свято-Рождество-Богородичный храм.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?