Чугуев. Собор Покрова Пресвятой Богородицы.

Чугуев, Покрова Пресвятой Богородицы, собор, 1824—1834 гг. В 1872 г. перестроен, была разобрана значительная часть западной стены и весь объем сооружения увеличен более чем вдвое за счет пристройки прямоугольного притвора. Памятник в стиле классицизма, кирпичный, оштукатуренный, квадратный в плане, четырех-столпный, однокупольный. Перекрыт системой полуциркульных сводов на подпружных арках. Центральную часть завершал купол на высоком круглом барабане (утрачены). Под всей площадью здания теплая церковь, перекрытая системой сводов, опирающихся на шесть столбов и стены. Перекрытие притвора (пролет 19 м) плоское, для его устройства было сооружено четыре кирпичных столба. Оси их не совпадают с осями внутренних опор основного объема сооружения. Фасады притвора увенчаны карнизом, отвечающим карнизу восточной части здания.
Сооружение отличает строгая красота линий. Три фасада — восточный, южный и северный, выделены чвтырехколонными портиками дорического ордера. Классические пропорции антаблемента с триглифами на фризе, сандрики на кронштейнах над окнами, каннелюры и капители колонн, создающие игру светотени, четкая проработка деталей декора говорят о большом таланте зодчего. Недаром некоторые исследователи приписывают сооружение собора выдающемуся русскому зодчему В. П. Стасову, однако д-р архитектуры В.И. Пилявский, изучив творчество архитектора, отверг это предположение. В 1972 г. произведена первая очередь реставрации сооружения. Восстановлены северный и южный портики, декор фасадов, перекрытие притвора, своды.
www.dalizovut.narod.ru

Главной церковью поселения был Покровский собор, сооруженный в 1826–1834 гг. на месте старого деревянного Преображенского собора. Он располагался на западной стороне центральной площади.
К квадратному в плане зданию с южной, восточной и северной сторон были пристроены четырехколонные портики дорического ордера. Центральную часть венчал широкий барабан с куполом (до нашего времени не сохранился). С запада стояла сорокаметровая колокольня, соединенная с собором колоннадой из 16 дорических колонн. В 1872 г. собор достроили теплой церковью, соединившей храм с колокольней вместо колоннады. Перестройка несколько упростила архитектуру храма, но чистота стиля, строгая красота линий, четкая проработка деталей восхищают и поныне. Кто был автором проекта, точно не известно (некоторые исследователи считают, что сам В.П. Стасов). До нашего времени дошел проект пристройки колокольни, подписанный Ф.И. Рербергом. Монументальные росписи и мозаики выполнил итальянский художник П. Розетти.
В годы Великой Отечественной войны храм сильно пострадал. В 1970-е гг. был отреставрирован, а в 1984 г. переоборудован под галерею, в которой сегодня представлено более тысячи работ лауреатов премии им. И.Е. Репина в области живописи, скульптуры и прикладного искусства. В данный момент передан полностью Церкви.
http://guide.kharkov.ua/?object_id=179&from_street=1

Покровская церковь построена в 1834 г. на счет казны, а в 1872 и 1896 гг. расширена на средства прихожан; каменная, трехпрестольная. Главный престол – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, правый – св. апостола Андрея Первозванного, левый – св. благоверного князя Александра Невского.
Земли усадебной 1169 кв. саж., пахотной и сенокосной 33 дес. Прихожан муж. пола 1324 души, жен. пола 1513 душ. Неприкосновенного капитала 2460 руб., из него на 1760 руб. — проценты пользуется причт, остальными – церковь.
Причта по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Причт помещает в церковных домах. Имеются церковно-приходская школа, два городских училища и одно земское, есть приходское попечительство.
Священник Феофан Дейнеховский, на настоящем месте с 1895 г., состоит законоучителем земского училища, окружным депутатом, членом и делопроизводителем уездного отделения училищного совета. Священник Николай Красин, на настоящем месте с 1898 г., состоит законоучителем церковно-приходской школы. Диакон Александр Федоровский, на настоящем месте с 1899 г. Псаломщики Валериан Щепинский, на настоящем месте с 1897 г., и Кирилл Руднев, на месте с 1899 г., состоит учителем церковно-приходской школы. Церковный староста купец Максим Проценко с 1890 г., награжден серебряной медалью в 1898 г.
«Справочная книга Харьковской епархии», составил Секретарь Харьковской Духовной Консистории Иван Самойлович. Литография И.М. Варшавчика, Николаевская ул. дом №3, 1904 г.

Главный храм Чугуева в древнее время посвящён был славе Преображения Господня. В нём были два придела: один во имя Св. Пророка Илии, другой – во имя Преподобного Михаила Малеина – Ангела Царя Михаила Феодоровича. Первый деревянный Соборный храм, построенный, вероятно, в 1639 г., сгорел в марте месяце 1644 г. Царь Михаил, при грамоте 21 июня 1644 г., прислал на построение нового храма 20 рублей денег и указывал построить его по прежнему с приделом Преподобного Михаила Малеина. Церковь, по Писцовой книге 1647 г. срублена из дубовых брёвен, «а в Церкве Божие милосердие, образы и книги и ризы и колокола, строенье Государево». В церковной описи 1806 года сказано: «Церковь деревянная, сооружена с давняго времени из дубового дерева, а верхний купол перестроен вновь в 1801 г. из соснового дерева, об одной главе, на коей крест железный и вызлощенный четвероконечный, во имя Преображения Господня, покрыта гонтою». По этому описанию видно, что стены древняго дубоваго храма в 1801 г. остались целыми, и только надстроен сосновый купол. Таким образом дубовый храм из цельных вековых дерев, до 1824 г., существовал целые два века.
В 1824 г., в следствие Высочайше утверждённого проекта, древний Преображенский храм упразднён; сосуды и ризница поступили, в штабную тогда, Рождественскую церковь, а иконостас – в Сороковскую Успенскую церковь; Метрики, с 1794 – 1824 г.г. хранятся в Чугуевской Николаевской церкви.
Вместо обветшалой и упразднённой в 1826 г. основана каменная трёхпрестольная Соборная церковь в честь Покрова Святой Богородицы, Андрея Первозванного и Александра Невского. Храм сей вместе с колокольнею окончен зданием в 1834 г., а по снабжении утварью и ризницею, освящён 30 ноября.
В грамоте от 9 февраля 1641 г. Царь писал: «по нашему указу послано на Чугуево в Соборную церковь Преображения Господня, да в придел Ангела нашего Михаила Малеина книг печатных: Устав, два Октоиха, Евангелие толковое, четыре книги Трефлои, Потребник, Служебник, Псалтырь рядовая». К сожалению эти книги не дошли до нашего времени. Имеется только одна древняя Триодь постная, Московской печати 1696 г. В грамоте, от 28 января 1644 г. Царь писал к Воеводе Ушакову, что с боярским сыном Быкиным послан в Чугуев вестовой колокол в 22 пуда.
В нынешнем храме хранятся: а) 20-ть знамён жалованных в 1793 г. двум Чугуевским казачьим регулярным полкам; б) знамя Уфимского казачьего полка, поступившее в 1845 г. по расформировании сего полка.
В древнее время Чугуевский собор отличался одним священным обрядом. По вниманию к особенному значению Чугуевской крепости в деле безопасности отечества, в праздник Преполовения, всё Духовенство градских церквей, с крестами и иконами, приходило в Соборную церковь. Отселе, по окончании Литургии, шли крёстным ходом не на реку, для освящения воды, но обходили вокруг крепостного вала три раза. Все жители Чугуева участвовали в этом ходе, вознося тёплые молитвы о благодатном охранении града. Этот обычай существовал с первых времён Чугуева и окончился в 1817 г. с началом новых военных поселений, для которых крепость Чугуевская не имеет никакого значения.
Писцовая книга 1647 г. показывает при Соборной Преображенской церкви два причта и просфирницу. Тот же состав причта видим в переписях 1710 и 1712 г.г. Замечательны эти переписи относительно детей духовных и некоторых других особенностей. Например, дьякон Матфей, Фёдоров сын, Протопопов 23-х лет: «у него ж свойственник Иван, Степанов сын, Ефимов 33; у него жена Катерина, Ефимова дочь, 24; сын Сидор 4; дочь Марина полугоду; сироты: Черкашенин Герасим Петров сын 13, девка Черкаска Фёкла Прокофьева дочь 19». При дьячке Иване Фёдорове, кроме его жены и детей, написаны два родных брата, мать вдова и зять её с детьми. Далее: «бывшего Соборного попа Афанасия внук Василий, Иевлев сын, Фаворов 20 лет, у него живёт вдова Авдотья 70 лет, привезена в булавинщину из городка Ардара, у неё сын Никифор 8 лет».
Царская грамота: «От Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси на Чугуево воеводе нашем Фёдору Володимировичу Пушкину. – Бил нам челом Чугуевский дьякон Павел, а сказал: в нынешнем 160 (1652 г.) поставлен Павел в дьякона в Соборную церковь Преображения Спаса брата его на Одреяново место, а тот брат его, Одреян, поставлен в попы и нам бы его пожаловать велеть брата его двором и всяким угодьем владеть. И как к тебе ся наша грамота придет и Павел во дьякона поставлен в Соборную церковь на брата его место: и ты б брата его Одреяновим двором и землёю и сенными покосы и всякими угодьи велел владеть. Писано на Москве лета 7160 (1632) августа 9». Ясно, что для соборного причта не только отведена была от казны земля, но и выстроены были дома.
В Чугуевской переписке сохранилась грамота П. Иосифа, от 16-го октября 1647 г., которою предписывается Чугуевскому Воеводе, в следствие доноса дьякона Соборной Чугуевской церкви, Семёна Иванова, в великом духовном деле на Соборного священника Парфения Аникеева, выслать в Москву, в Судный Патриарший Приказ, как дьякона, так и священника, за поруками. К сожалению, не известно, в чём состояло это духовное дело. По бумагам видно только то, что священник Парфений служил и после того при Чугуевском Соборе.
Из Чугуевских протоиереев старых времён Яков Григорьев много потерпел скорбей, по отзыву доброго Полковника Захаржевского «от неправильных доносителей и по слову Божию: хотящие благочестно житии гонимы будут»; Игнатий Полницкий, бывший Протоиереем 1743 – 1758 г.г., окончил дни свои, с именем Иеромонаха Иоанна, в Аркадиевой пустыне.
Соборный причт нового штата, относительно числа членов, не превышает древнего.
1857 год. Из «Историко-статистического описания Харьковской епархии». http://otkudarodom.ua/ru/1857-god-iz-istoriko-statisticheskogo-opisaniya-harkovskoy-eparhii

Этот город-крепость появился возле удобной переправы через реку Северский Донец благодаря первым поселенцам, бежавшим от католической тирании Речи Посполитой с Правобережной Украины, когда гетман Яцко Острянин вместе с сотниками и рядовыми казаками-черкасами в 1638 году били челом московскому царю Михаилу Фёдоровичу (1596-1645) о выделении им земель древнего Чугуевского городища для службы и вечного поселения. Причём казаки своими силами и без поддержки казны обязывались поставить град и острог на пустовавшем долгие годы том самом городище, что на берегу реки. Не уважить такую просьбу московский правитель не мог, тем более что сам тринадцатью годами ранее обещал казакам защищать их и их веру от польского-литовских гонений, да и государственному бюджету это ничего не стоило, кроме земель Дикого Поля. К тому же лояльные Московии укреплённые пункты помогли бы хоть отчасти закрепить притязания на эти практически ничейные земли в глазах своих оппонентов из числа крымских татар и федерации Люблинской унии.
Официальным годом строительства первого соборного храма в честь Преображения Господня, впрочем как и Чугуева, считается 1638-й год. Деревянный Преображенский храм первые поселенцы строили всем миром в одно время с крепостными стенами и башнями острога. Храм символизировал для них божественную защиту и надежду на то, что новая земля станет для них родным домом. В 1639-м году постройка церкви была завершена, а в 1640-м — её освятили. Построенный из дерева храм, простоял всего 4 года и сгорел в марте 1644-го.
На строительство нового храма в Чугуевском остроге в июне того же года царь Михаил Фёдорович присылает вместе с грамотой двадцать рублей с указанием обязательного возведения у нового храма придела во имя Михаила Малеина, его небесного покровителя (у прежнего храма также имелся придел с таким посвящением). В писцовой книге составленной тремя годами позже по распоряжению воеводы, князя Якова Волконского, видно, что церковь срубленная их дубовых брёвен, укомплектована святыми иконами, книгами, ризами и колоколами дарованными царём. Стоит сказать, что в 1647-1648 гг. казаками в Чугуеве было построено сразу 4 церкви: соборная Преображенская, две Никольских и Рождества Богородицы (Георгиевская), а по описи 1712 года, к ним добавились ещё Рождества Христова и Успения Богородицы. Но соборная почиталась как главная, защитница Чугуевского острога, подтверждением чему был ежегодный обряд крестного хода с иконами после литургии всех без исключения городских жителей и духовенства вокруг крепостных валов в праздник Преполовения.
Простояв в первозданном виде более полутора столетий, в 1801 году соборный храм Чугуева претерпел реконструкцию верхней части, когда при сохранении древних бревенчатых дубовых стен его единственный купол был возведён заново из сосновых досок крытых гонтом, на который вновь был воодружён железный позолоченный крест. На деревянной колокольне в 1811 году находилось 4 колокола: 1-й — весом в 31 пуд 15 фунтов (более 500 кг), 2-й — весом 1 пуд 25 фунтов, 3-й — 4 пуда 20 фунтов, 4-й — 1 пуд 20 фунтов. Располагался Преображенский храм в северо-восточной части крепости, где находились дома казаков-переселенцев, которые, очевидно, и составляли его приход. Введение в Чугуеве военных поселений и проведение в связи с этим крупных государственных градостроительных мероприятий предрешило судьбу старинного храма. В 1824 году, вследствие «высочайше» утверждённого проекта, казацкий Преображенский храм был упразднён, сосуды и ризница его были отданы в штабную Рождественскую церковь, иконостас — в Успенскую церковь села Сороковка, а метрические книги оставлены на сохранение в городской, Никольской.
4 июля 1826 года было освящено место и закладка нового каменного храма Покрова Пресвятой Богородицы, строительство которого предполагалось по проекту великого русского архитектора Василия Петровича Стасова (1769-1848). По всей видимости, основные работы по возведению здания были закончены к концу июля 1832 года. Отделка собора и изготовление внутреннего убранства продолжалось ещё около двух лет. 38 икон для иконостаса маслом выполнил Иван Куликов, учитель рисования Харьковской губернской гимназии, а роспись стен внутри собора по штукатурке произвёл живописец Пётр Розетти. Богослужебная утварь (252 предмета) была закуплена военным министерством в Санкт-Петербурге. 22 ноября 1834 года был освящён придельный престол Андрея Первозванного, 23-го — Александра Невского, а 30 ноября самим епископом освящался основной престол Покрова Пресвятой Богородицы. Была выстроена и соборная колокольня, которая так же, как и собор соответствовали городскому статусу, центра военных поселений. Изначально храм с колокольней соединяла величественная колоннада дорического ордера, которую во время перестройки 1872 года с целью увеличения внутреннего объёма заменила тёплая церковь. Кроме того собор официально служил сокровищницей истории местного казачества — здесь хранились двадцать знамён жалованных в 1793 году чугуевским регулярным полкам и знамя приписанного к оным в 1845-м Уфимского казачьего полка.
Начало 20-х гг. ХХ столетия было ознаменовано возникновением большого количества религиозных общин и групп. На почве недовольства верующих и части духовенства политикой патриарха Тихона образовалось так называемое, обновленческое движение. Начало движения относится к маю 1922 года. Практически все храмы Чугуева были отданы в аренду группе «Живая церковь». Так договором №4 от 28.07.1924 г. группе «Живая церковь» был передан в аренду и Покровский собор, а в конце 20-х гг. этот храм был окончательно закрыт. Большевики, захватившие власть в Украине на волне переворота, буквально через несколько лет до неузнаваемости обезобразили главный храм Чугуева — Покровский собор. Здание храма (основного объёма) и колокольня лишились своих завершений, позже была произведена внутренняя перепланировка, уничтожившая уникальные росписи и мозаичные панно Петра Розетти. За годы советского правления здание собора побывало и складом и в 1945-1947-х гг. общежитием для военнопленных, строивших мост через реку Северский Донец, и в 1983-2010-х гг. картинной галереей «Лауреаты премий им. И. Е. Репина». Собор, пострадавший во время Великой Отечественной войны, был частично отреставрирован в 1972-м.
В 2003-м году распоряжением главы Харьковской областной государственной администрации Евгением Кушнарёвым Покровской религиозной общине Чугуева был передан нижний храм Покровского собора. Полностью же храм вернулся к своей православной общине в довольно плачевном состоянии лишь после передачи его Украинской Православной Церкви Московского Патриархата 16 марта 2010 года.
Первоначально Покровский собор Чугуева представлял собой кубический кирпичный оштукатуренный объём в классическом стиле, украшенный с трёх сторон колонными портиками и соединённый с четвёртой стороны шестнадцатиколонной крытой галереей с трёхъярусной колокольней. Однако после реконструкции 1872 года, когда галерею заменила тёплая церковь и объём храма за счёт этого увеличился практически вдвое, силуэт изменился и стал крестовокупольным в плане с колокольней над притвором. В советский период колокольня была разобрана и основной объём стал прямоугольным. Совсем недавно центральный купол был восстановлен на высоком круглом в плане световом барабане с арочными окнами под полусферичным завершением. Ещё в 1972 году была частично восстановлена справедливость, после реставрации были воссозданы северный и южный монументальные четырёхколонные портики дорического ордера, триглифы широкого фриза, треугольные фронтоны в обрамлении профилированного карниза, сандрики прямоугольных оконных проёмов и декоративные кронштейны лобового карниза, которые придали зданию уникальный, строгий вид. Недалёк тот день, когда будет восстановлена и колокольня над притвором.
С сайта: «https://Zabytki.in.ua/1922/pokrovskii-sobor-cnugueva и из книги: «Харьковщина». Четыре удивительные маршрута: Путеводитель. — Харьков: «Золотые страницы», 2007

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?