В каждую из эпох истории Киево-Печерской Лавры – колыбели древнерусского монашества и известнейшей православной святыни Украины – здесь, в укрепление веры молящихся, совершались чудеса благодати Божией. И цель очерка — пройти по многовековой цепи, вспомнив наиболее яркие эпизоды
Первые из них, по времени явления, описаны в «Киево-Печерском Патерике» – составленном в XIV-XV вв. сборнике произведений XI-XIII вв. о лаврских подвижниках. Многие чудеса конца XVI – первой половины XVII вв. отмечены в записках Киевского митрополита свт. Петра Могилы (†1647) и печатной книге лаврского иеромонаха Афанасия Кальнофойского «Тератургиме» (1638). Свидетельства о чудесах в Лавре имеются и в литературе XIX в. Подобные же свидетельства публикуются и сегодня.
Главное чудо
На страницах «Патерика», как чудо Божьего Промысла, описано поэтапное устроение Лавры; также не раз упоминается особое попечительство свыше о насущных нуждах обители, защите ее от недоброжелателей; сообщается о многочисленных проявлениях со стороны подвижников даров прозорливости и исцелений, о явлениях почивших святых живущим – с извещениями о помощи в трудные минуты.
Важно, однако, не забывать, что главным чудом, неоднократно описываемым в «Патерике Печерском», является преображение сердца человека, который вступил на путь подвига, и преображение мира вокруг подвижника.
Показательно, например, что в числе первых учеников прп. Антония – основателя Лавры – были выходцы из аристократических семей: они предпочли сырую пещеру благоустроенным городским монастырям, созданным князьями и заселенным византийскими иноками при равноапостольном Владимире и благоверном Ярославе Мудром; столь сильным оказалось впечатление, произведенное прп. Антонием на современников!..
Если одолевали бесы…
Прп. Феодосий, ученик и виднейший соратник прп. Антония в созидании монастыря, радел о том, чтобы в Лавре не оскудевала живая святость (по выражению историка Георгия Федотова), нестяжание и братолюбие не «уходили в историю», был готов отдать нуждающемуся последнее из монастырских припасов, – и по молитвам игумена Господь избавлял братию от бесовских наваждений, восполнял истощенные блага, а сильные мира сего прекращали притеснение тех, за кого подвижник вступался.
Прп. Исаакий, потерпев поражение от бесов в пещерном затворе, смирил свою гордыню юродством, и когда монастырские повара в шутку попросили его принести ворона, – птица послушно села на руки аскета. Прп. Тит, дерзая служить в алтаре после непримиримой ссоры с другом-диаконом, при наступлении смертельной болезни первый попросил прощения и был исцелен. Прп. Арефа, после ограбления его кельи, где он тайно скопил немалое богатство, впал в уныние, но, вразумленный видением, раскаялся и впоследствии взошел на высоты святости. Прикованный с детства к постели, прп. Пимен Многоболезненный молился о продлении своего недуга, чтобы остаться в монастыре, куда родные принесли больного в надежде на исцеление, – и удостоился пострига от самих ангелов.
Что бывало за глумление над мощами?
В истории Лавры часто вспоминается чудо на Пасху 1463 года, когда прп. Дионисий Щепа спустился в пещеру для каждения над могилами братии и на свой возглас «Христос Воскресе!» услышал со стороны усыпальниц соборный голос: «Воистину Воскресе!»
В «Тератургиме», изданной в качестве продолжения «Патерика» (его первого печатного издания, выпущенного на польском языке в 1635 году), описаны многочисленные исцеления от телесных болезней и бесовской одержимости, ряд случаев внезапного появления недуга за глумление над мощами святых в пещерах, две истории освобождения из турецкого плена (побег и выкуп), спасение заваленного землей землекопа, обращение в Православие католика и кальвиниста, паломничества в Лавру киевского католического епископа, усиленное мироточение от главы мощей в присутствии врача-скептика, горячий дождь над Печерским местечком во время угрозы пожара из-за боев 1630 г. между казаками и поляками (в 2013 г. в Киеве издан русский перевод «Тератургимы»).
Чудеса на Пасху…
Чудеса в Лавре совершались и в последующие века. Так, случай исцеления на Пасху 1823 года в Успенском соборе глухонемого Максима Филиппова засвидетельствован послушником просфорни, – при которой трудился исцеленный, – Петром Краснопевцевым, будущим прп. Парфением Киевским. На Пасху 1853 года, в лаврской домовой церкви митрополита Киевского, по молитвам свт. Филарета (Амфитеатрова), исцелился немой отрок Владимир Шепелев – будущий прп. Алексий Голосеевский.
В «Русской старине» за июнь 1876 года опубликован рассказ академика-живописца Федора Солнцева о том, как его знакомый доктор Савенко, не веря в мироточение от мощей, провел, с разрешения монастырского начальства опыт: насухо вытер одну из глав и оставил на ночь в опечатанной комнате; наутро в сосуде с главой было обнаружено миро, что убедило доктора в подлинности чуда…
О радиации и микробах в пещерах
В 1982-1990 гг. научные исследования мощей в лаврских пещерах показали, что вблизи этих святынь снижаются уровень радиации и число микробов, а миро из глав, с одной стороны, не содержит продуктов распада органических веществ, с другой – содержит белок в количестве, характерном для живого организма (результаты исследований опубликованы в книге «Дива печер лаврських», 1997, 2011).