Чучер-Сандево. Монастырь Никиты мученика.

История монастыря святого Никиты связана с двумя грамотами, авторство одной из которых принадлежит византийскому царю Михаилу IX (1277-1320), сыну и соправителю Андроника II Палеолога. В ней сказано, что она дана в ответ на просьбу Cербского короля Милутина Неманича как подтверждение Византийским императором Андроником II Палеологом (1259-1332) и его сыном Михаилом IX дарственной грамоты Сербского короля Стефана Уроша II Милутина Неманича (1253-1321). Впоследствии король Стефан Милутин Неманич издал вторую грамоту, в которой упоминался монастырь святого Никиты, однако этот документ не сохранился. Церковь была выстроена в течении 1307-1308 гг. Большую ценность представляет фресковая роспись церкви, датирующаяся периодом приблизительно от 1308 до 1320 гг. Авторами росписи стали известные изографы Михаил и Евтихий, которым принадлежат фрески и в других храмах Македонии. Их подписи сохранились на щите изображения Св. Феодора Тирона. Особое место на фресках принадлежит великомученику Никите, святому покровителю монастыря.
С приходом турок для обители настали тяжёлые времена, ознаменованные осквернением и большими разрушениями. Пострадавшие фрески впоследствии были реставрированы, о чём свидетельствует надпись у южного входа в храм, которая гласит: «Обнови ся сей Божественный храм святаго велика мученика Христова Никиты в лето 1484». В конце ХVI — начале ХVII вв к южной стороне церкви был пристроен придел, посвящённый святому Иоанну Предтече. В ХIХ веке была обновлена фреска в барабане купола. В ХIХ столетии комплекс монастыря пополнился жилыми строениями и хозяйственными постройками в соответствии с нуждами монастырской братии. Часть этих построек сохранилась и недавно отремонтированы.
Сама церковь построена в т. н. «Вардарском» стиле, где как правило основание храма выполнено в форме креста, а венчает это сооружение один купол. Здание крестово-купольное (длина 11.05 м), купол опирается на четыре свободных столба. Фасады выложены попеременно камнем и плинфой и расчленены вертикальными неглубокими нишами. На алтарной апсиде находится орнаментика в виде шахматных полей и меандрового пояса.
Из книги: Трифунович Лазар «Югославия. Памятники искусства от древности до наших дней». — Белград, издательство «Югославская книга», 1989

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?