Что скрывает арка Главного штаба?
Арку главного штаба сложно назвать одной из главных достопримечательностей Питера, но при этом, она отражает дух победы над Францией, ну и главное, является неотъемлемой частью композиции облика Дворцовой площади. Без арки, возвышающейся над ней Славы и желания Росси сломать облик улиц, нынче сложно представить Санкт-Петербург. Но мало кто знает, какие секреты скрываются за обликом этой скульптуры.
Облик сегодняшней Дворцовой площади практически невозможно представить без арки Главного штаба, над которой возвышается колесница с летящей Славой во главе. Если же немного поиграть извилинами отвечающими за фантазию в вашей голове, то с легкостью можно представить, как из этого пролёта на полном ходу с небольшим дрифтом вылета царская карета, ну и направлялась внутрь Зимнего дворца. На это всё смотрел обычный люд и даже подбрасывал вверх шапки. Хотя раньше облик площади был иной, всё изменила война.
Если совсем кратко и поверхностно браться сальными пальцами за историю, то Александру I, планировавшему вступить в сражения с великой армией Наполеона, необходимо было держать поблизости главное военное ведомство. Поэтому он затеял военную реформу и предложил все военные ведомства объединить под одной крышей. Ну а дабы далеко не бегать да карету ради военных дел не запрягать, то выкупил дома в непосредственной близости от собственного дворца, вот прям напротив, чтоб из окна видеть!
Благодаря хитрости одноглазого лиса мы ту войну выиграли, следовательно, теперь под рукой нужен был дипломатический совет, а не военный. Посему император решил добавить к ведомству Генерального штаба — Главный штаб. Для этой идеи снова нужно было место. Так что порывшись в царской казне, правитель страны выкупает т другие дома на площади, потратив на безумную идею довольно весомую часть личного богатства. Скупленные под государственные нужды дома он предлагает объединить в одно, изменив и внешний фасад. Ну а за работу предлагается взять придворному архитектору Росси, который с присущей ему дотошностью начинает менять не только облик домов, но и ломает Большую Морскую улицу.
Хотя я хотел поговорить о другом, о великом и могучем казнокрадстве во времена российской империи на основе одного памятника. По задумке Росси, ту двойную арку, что появилась благодаря коленно-локтевому изгибу бриллиантовой улицы, решено было украсить композицией двух женских фигур, держащих герб страны и воинскую атрибутику. Но к тому моменту на трон уже зашёл Николай I и он захотел гораздо увековечить великую победу более масштабной конструкцией: «Дорогой мой зодчий. Ну какие нимфы со щитами, ты там совсем на своём неаполитанском винишке тронулся. Мы самому Наполеону под зад дали, Москву сожгли, одноглазый очаковский полководец роскошный план придумал, а ты предлагаешь отделаться двумя статуэтками? Вот ты в Берлине был? Арка их видел? Вот хочу такую же, но коней чтоб шесть было, а не четыре! Шесть коней, Карл!».
Нужно понимать недоумение архитектора. Там то конструкция стоит на продуманной арке из песчаника, а здесь же её предлагается водрузить над имитированным пролётом, который примыкает к перестроенным зданиям в зыбкой болотистой почве. «Если мы будем делать всё это как в Германии из 10 миллиметровых медных листов, то оно же рухнет вам на темечко! Нужно изыскивать варианты».
На выручку архитектору пришёл Матвей Кларк, управляющий Александровским чугунолитейным заводом, который, как теперь принято говорить, был аффилирован во властные структуры. Именно он предложил императору сделать скульптуры из листов так называемой выколотной меди толщиной всего 3миллиметра. Правда выяснилось, что такая медь у нас не производится и её можно купить только в Англии. Так что необходимо добавить дополнительные средства на закупку материала. Это к вопросу о вечно увеличивающихся сметах. Но как заявляет один из уважаемых реставраторов — Пётр Португальский, что когда они в 2000году приступили к комплексной реставрации колесницы, то увидели, что скульптурное изваяние реализовано совсем из другого материала. Колесница сделана из меди толщиной не 3 миллиметра, а 0,8 миллиметров! Причём на листах оказались клейма демидовских заводов. То есть по их примерным прикидкам было расхищено 80% сметы, выделенной на закупку материала.
Таким образом в очередной раз был разрушен миф о том, что наши производители не могут и якобы приходиться закупать весь материал за границей. Но в итоге оказывается, что и медь у нас есть, и дешевле она. Но для бухгалтерии и отчётов её гораздо выгоднее закупать под видом иностранной, распиливая остаток средств по карманам аффилированных лиц. Закончить же хотелось бы иными словами, ведь благодаря желанию Николая I, теперь над одной из главных арок в городе возвышается скульптура летящей Славы, которую несут шесть коней.
©
рис. 1 — Неизвестный художник, Дворцовая площадь. Конец 1800-х годов.