Чокан Валиханов и Фёдор Достоевский

Знакомство Чокана Валиханова и Фёдора Достоевского произошло в Омске в 1854 году в доме Ивановых, в первые же дни после освобождение писателя из каторжной тюрьмы, которую отбывал по делу «петрашевцев». Как известно, после освобождения из Омского острога Ф. М. Достоевский целый месяц, а поэт – петрашевец С. В. Дуров около двух недель жили в доме Ивановых. С этим добрым семейством был знаком и Ч. Валиханов. Во время одного из посещения дома Ивановых и произошло знакомство двух великих людей.
Чокан Валиханов, первый казахский ученый и просветителю, будущий исследователь Востока. В том 1856 году ему чуть больше двадцати, но он уже окончил Сибирский кадетский корпус в Омске и служил адъютантом генерал-губернатора Западной Сибири Г. Г. Гасфорта, исполняя одновременно должность офицера по особым поручениям Главного управления края (в который тогда входила и почти вся территория нынешнего Казахстана).
Ф. М. Достоевский в свои 33 года испытал очень много: минуты прощания с жизнью перед расстрелом и замену его каторгой, четыре года омской тюрьмы. В его мировоззрении произошла ломка, переоценка ценностей.
И, тем не менее, Ч. Валиханов и Ф.М. Достоевский сдружились. Об омских встречах новых друзей не осталось сведений, но, судя по тому, что через полтора года Валиханов специально заехал в Семипалатинск для встречи и беседы с Достоевским, между ними были самые дружеские отношения. Как известно, по окончанию срока каторжных работ, Достоевский 2 марта 1854 г. был отправлен на бессрочную солдатскую службу и переведен в Сибирский линейный батальон, расквартированный в Семипалатинске. Здесь он прожил до середины 1859 года.
Так всего за два года знакомства молодой Валиханов сумел завоевать расположение и любовь известного в то время писателя и общественного деятеля, который на 14 лет старше его. Между ними установились трогательные, теплые взаимоотношения, переросшие в искреннюю дружбу.
Вторая встреча Ф. Достоевского и Ч. Валиханова состоялась уже после возращения Валиханова из Кашгарской экспедиции. Ф. Достоевскому тогда разрешили выйти в отставку, но в Петербурге жить не позволяли, и он намеревался поселиться в Твери.
Во время этой встречи и была сделана всем известная, редкая фотография Ч.. Валиханова и Ф. Достоевского. Вот как это описано в книге И. Стрелковой «Валиханов»: «В один из майских дней Ф. Достоевский и Ч. Валиханов сфотографировались вдвоём. На карточке Ф. Достоевский в мундире, пока ещё не отданном Гейбовичу, потому что не готово штатское платье. Валиханов в том же плаще, наверное, его знобило, он не здоров. Волосы, которые он брил в бытность Алимбая, ещё не успели отрасти. И виден на карточке – да что там: выставлен на показ кинжалик из восточной коллекции Достоевского, подаренный на память, хотя есть примета, что острое дарить – к ссоре. У Чокана на фотографии погасшие глаза, набрякшие веки, замкнутое лицо, заострившиеся скулы, свисшие вниз усы. Он ещё не отошёл от пережитого, не сбросил маску Алимбая, у него что–то запеклось внутри – навсегда. В свои 23 года, недавний денди, выглядит ровесником прошедшего каторгу и солдатчину Достоевского».
В один из этих дней встречи Валиханов подарил своему другу дорожную палисандровую шкатулку для бумаг. Об этом вспоминает жена Ф. М. Достоевского Анна Григорьевна: «8 ноября 1866 г. Федор Михайлович сказал мне: «…Видите этот палисандровый ящик? Это подарок моего сибирского друга Чокана Валиханова, им я очень дорожу. В нем я храню мои рукописи, письма и вещи дорогие мне по воспоминаньям.». .
Когда по пути из Семипалатинска в Тверь Ф. М. Достоевский три дня пробыл в Омске, друзья встретились вновь. Ч. Валиханов в то время работал над своим научным отчётом, готовился к поездке в Петербург и наверняка многое рассказывал о виденном, пережитом. О кратковременном пребывании в Омске Ф. Достоевский так сообщил А. И. Гейбовичу: «В Омске я пробыл трое суток… был у старых знакомых… Валиханов объявил мне, что его требуют в Петербург и через месяц он туда едет.». . Несмотря на краткость сообщения, можно представить радушие этой встречи. В письме чувствуется также искренняя радость Достоевского по поводу того, что имя Валиханова пользуется популярностью, что его знают в Петербурге, приглашают его туда, и что «через месяц он туда едет».
Если попытаться ответить на вопрос, что могло связать Ч. Валиханова и Ф. Достоевского, совершенно разных на первый взгляд людей, то сразу находишь ответ – гуманизм, любовь к Родине, стремление к знанию и самопознанию. Смыслом жизни для них было служение народу. Как перекликаются и взаимно дополняют друг друга их мысли:
«…Для правильности роста и развития народа необходимы, прежде всего, свобода и знания.» (Ч. Валиханов),
«Поручение», которое жизнь дает каждому человеку, высшая цель, которой обязан служить каждый человек, в сущности, проста: пройти свой путь так, чтобы добыть счастье всем людям, нынешним и будущим». (Ф. Достоевский)
Малых Е. Г. Преподаватель истории.
Ф.М. Достоевский и Ч.Ч. Валиханов. 1858 или 1859. Фотография Соломона (Шлеймы) Лейбина

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?