Чита. Собор Александра Невского.

Ко времени начала строительства кафедрального собора, в квартале, примыкающем к Соборной площади Читы уже стояла архиерейская церковь во имя апостола Андрея Первозванного. Она заменявшая читинцам собор и в ней свершались все торжественные службы. В 1888 году на площади было освящено место, а 12 августа 1899 года был заложен первый камень в фундамент собора, освящённого во имя святого благоверного князя Александра Невского.
В 1903 году в соборе под полом была смонтирована система «лучисто-воздушного» отопления, под руководством самого изобретателя отопления, но система производила значительное задымление помещения. И сам проект вызывал недовольство среди некоторых. 1 августа 1903 года в газете «Забайкалье» писали: «Новый собор тяжелый, давящий, неуклюжий. Купол и кресты принижены и их не видно из-за массы кирпича».
Ещё в декабре 1908 года на достройку собора недоставало 40 тысяч рублей, кроме того, не хватало одной тысячи рублей на окончание иконостаса. Но наконец в 1909 году здесь прошли первые службы, с 1912 года построенный собор начал работу. В 1913 году по случаю 300-летия Дома Романовых прихожане собрали 3000 рублей на юбилейный колокол. Колокол весом в 300 пудов был куплен и поднят на колокольню.
Проведение больших торжеств уже тогда потребовало ремонта помещения. Поменяли пол, изрядно к этому времени сгнивший и долго заделывали новые трещины в стенах.
Советская власть установилась в Забайкалье в конце февраля 1918 года. Собор оставался открытым и летом 1918 года соборная площадь собрала верующих на всенародный крестный ход. 4/17 июня 1918 года местная большевистская власть, намереваясь исполнить совнаркомовские указания, решила забрать архив Духовной консистории, чему воспрепятствовали её работники, и среди них – протоиерей Сергий Старков, будущий епископ Селенгинский Софроний. Все они были арестованы. Возмущенные православные читинцы в тот же день начали собираться на Новособорной площади, желая узнать, почему арестованы уважаемые и любимые ими пастыри, и намереваясь потребовать их освобождения. Однако ни в этот, ни в последующие дни договориться с новыми хозяевами города не удалось. Отчаявшись добиться чего-либо от властей, люди ударили в набат. Они направились в Александро-Невский собор, откуда, взявши иконы и хоругви, крестным ходом двинулись к тюрьме. Недалеко от Михаило-Архангельского храма была выставлена милицейская цепь, которая и открыла огонь по молитвенному шествию. Одна из участниц крестного хода была убита, среди раненых, которых оказалось немало, была и супруга отца Сергия Старкова.
После разгрома большевиков армией белого атамана Г. М. Семёнова церковная жизнь приобрела если не нормальное, то более или менее стабильное течение. В кафедральном соборе проходили чередой панихиды по казакам. Наиболее известна панихида 21 декабря 1918 года по казакам, зверски расстрелянным Красной Армией, сотнике Андрее Кузьмиче, штабс-капитане Аоронкове, прапорщике Николаеве, капитане Сидикове, подполковнике Ивановском. Рядом с собором в 1920 году был похоронен выдающийся белый военачальник Владимир Оскарович Каппель, но при приближении большевистских войск его останки во избежание надругательства над ними красных были вывезены в Китай и перезахоронены в Харбине.
10 февраля 1920 года архиепископ Мелетий отслужил в соборе молебен перед третьим нашествием большевиков.
В период существования Дальневосточной республики (1920-1922 годы) кафедра правящего архиерея также оставалась в Александро-Невском соборе. Но в конце 1922 года Дальневосточная республика, формально демократическое государство, прекратила своё существование, став частью РСФСР, и с этого времени бедствия, постигавшие Русскую Православную Церковь, захватили и Забайкалье.
Новые власти, деятельно поддерживавшие, обновленчество, сразу передали кафедральный собор «архиепископу»-живоцерковнику Михаилу Орлову, прибывшему в Читу весной 1923 года. Какое-то время собор оставался под ведением обновленцев, но в конце 1920-х годов, когда поднялась новая волна антицерковных репрессий, Александро-Невский собор был конфискован властями уже у них. Его обратили в клуб и кинотеатр «Безбожник», а в 1931 году даже изыскали средства на косметический ремонт, после чего кинотеатр был переименован в «Совет».
Но уже в 1936 году собор был взорван. Православным жителям Читы удалось сохранить часть утвари и некоторые иконы. Руины лежали около года, поскольку кирпич плохо поддавался разборке, и в сентябре 1937 года на разборке был применен первый в Чите бульдозер. Как тогда писали, разборка производилась «ввиду недостатка производства кирпича для строительства школ». Из кирпича собора была построена школа № 4. И сейчас в подвале школы можно увидеть стены фундамента, состоящие из гранитных блоков с надписями — это фрагменты псалмов, помещенных когда-то с трех сторон собора. Большая же часть бутового фундаментного камня и кирпича пошла на строительство здания штаба Забайкальского (ныне Сибирского) военного округа.
Источник: http://drevo-info.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?