Чистополь. Кафедральный собор Николая Чудотворца.

Никольский городской собор – главное украшение и доминанта центра Чистополя. Он стоит на высоком берегу Камы прямо над рекой – подобно тому, как очень похожий на него Спасо-Преображенский собор Рыбинска – на берегу Волги. Неслучайна такая параллель между этими двумя шедеврами классической архитектуры русской провинции: их даже построили-то одновременно – в 1838 г. был освящен собор в Чистополе, и в том же году начато возведение собора в Рыбинске. С рыбинским шедевром мы уже сравнивали собор в Елабуге. Чистопольский еще более похож на него. Но если и было заимствование, то разве что обратное: и елабужский, и чистопольский соборы построены все-таки чуть раньше. «Одним из лучших церковных сооружений классицистической эпохи на территории нашего региона» назван величественный чистопольский храм в академическом справочнике РТ. Но подробно описывать его здесь нет особого смысла: достаточно вновь открыть главу про елабужский собор… Только здешний храм по пропорциям чуть более приземист, а обилие коринфских колонн на барабане центрального купола отличает его навершие. Автор проекта Никольского собора – Пятницкий: зодчий, навсегда прославивший свое имя возведением главного здания Казанского Императорского Университета. А ограду и ворота строил не менее известный в Казанской губернии архитектор Петонди, тоже уже не раз упоминавшийся в нашем путеводителе.
Вообще целое созвездие имен мастеров связано с историей сооружения и благоукрашения собора. При его обновлении в 1870-е годы, великолепный иконостас сработал мастер Тюфилин (см. о нем в главах про Петропавловский собор, церковь Ярославских Чудотворцев и др.). Сами иконы написал известный петербургский художник Пошехонцев, а стенной живописью украсил интерьер храма Померанцев. Много средств пожертвовали на собор купцы Григорий и Дмитрий Поляковы – из самой знаменитой династии местных предпринимателей: в 1880-х годах сын второго из них Иван Дмитриевич основал чистопольский чугунолитейный завод.
Кстати, Иван Дмитриевич тоже был крупным благотворителем – комплекс упомянутого Успенского Чистопольского монастыря строился в основном на его деньги (а также средства Ивана Григорьевича Стахеева из Елабуги). Одновременно с постройкой Успенского монастырского собора на рубеже XIX-XX вв., прошло и частичное обновление Никольского собора (1901-1902 гг.). Но в целом, его облик существенно не изменился. Никольский собор был закрыт в 1927 г. В 1932 г. его открыли, но передали «обновленцам». Три года он действовал как «обновленческий», но ставка власти на эту марионеточную раскольническую организацию, как известно, не оправдалась – паства в основном игнорировала «красных попов» и обходила стороной их храмы, – поэтому в 1935 г. собор был повторно закрыт и обращен в склад.
Во время войны эвакуированные в Чистополь Борис Пастернак и Арсений Тарковский если чем и имели возможность любоваться в тоскливом уездном городе, переполненном беженцами – так это силуэтом поруганного, но уцелевшего собора. Подобно тому, как в соседней Елабуге последнее, что видела в своей земной жизни Марина Цветаева – тоже закрытый и оскверненный собор… В 1990 г., одним из первых в епархии, Никольский храм Чистополя был возвращен Церкви.
Из книги А. Рощектаева «Путеводитель по святыням Казанской епархии»

В начале XVIII века на берегу Камы, на казенных землях было основано село Чистое Поле, известное также как Архангельская слобода. Уже к середине XVIII века это было крупное село, в котором значительная часть населения занималась торговлей. В 1781 году село получило статус уездного города Казанского наместничества (с 1796 года — Казанской губернии). С этих пор город стал носить название Чистополь. В XIX — начале XX вв. Чистополь был самым большим и богатым из уездных городов Казанской губернии, его население в начале XX в. превышало 25 тысяч человек. В Чистополе были десятки состоятельных купеческих семей. Правда, в отличие от Елабуги, большинство чистопольских купцов были старообрядцами, поэтому православные храмы в сравнении со старообрядческими не отличались таким великолепием. В городе располагались: собор, две приходских церкви — Спасская (1804) и Казанско-Богородицкая (1900-1909). В 1864 году был открыт Успенский женский монастырь, с двухпрестольным храмом (постройки 1859-1869 гг.). К сожалению, обе приходские и монастырская церкви не сохранились. Советские времена пережили только кладбищенская Преображенская церковь (действует с 1943 года) и Никольский собор.
Трехпрестольный каменный Никольский собор во имя святителя Николая Чудотворца был построен в 1838 году на средства купцов Григория Андреевича и Дмитрия Андреевича Поляковых по проекту архитектора Петра Григорьевича Пятницкого. Приделы освящены в честь святых покровителей братьев Поляковых — правый во имя Святителя Григория Нисского, левый — Великомученика Димитрия Солунского. В 1840-е гг. по проекту архитектора Фомы Ивановича Петонди были построены церковная ограда и ворота. В 1901-1902 гг. интерьеры храма возобновлялись на средства купца Ивана Леонтьевича Мешкичева. Внутренний вид храма обновлялся по проекту архитектора П.В. Тихомирова, соборный иконостас был изготовлен в мастерской казанского купца Михаила Тюфилина, а иконы для иконостаса были написаны петербургским иконописцем Василием Пошехоновым. Расположенный на высоком берегу Камы пятиглавый, крестообразный в плане собор представляет собой яркий образец позднего классицизма, выстроенный известным и талантливым архитектором и является одним из самых ценных памятников архитектуры в Казанском крае.Собор был закрыт в 1927 году и передан обновленцам. Однако в 1932 году службы возобновились, но в 1936 году собор вновь был закрыт и передан под складские помещения. Только в 1990 году собор был возвращен верующим. В настоящее время после значительных реставрационных работ собор приобрел первозданный вид.
Собственно храм имеет центричную композицию с пятиглавым завершением, покрыт скатной крышей. По оси северного и южного фасадов размещены сильно выступающие вперед четырехколонные портики ионического ордера. За колоннами на стене расположены пилястры с ионическими капителями. На невысоком архитраве мощный фриз завершен карнизом с кронштейнами. Аналогично решен карниз фронтона портика. По углам основного объема размещены четыре полусферических главки на высоких цилиндрических барабанах с арочными проемами, в центре — возвышается большой световой барабан с полусферическим куполом и небольшим барабаном, увенчанным пологим куполом и крестом на шаре в верхней части. Основной барабан расчленен пилястрами коринфского ордера и освещен высокими арочными окнами с архивольтами на импостах и рельефным парапетом из полубалясин в подоконной части. Апсида на восточной стороне собора решена в виде прямоугольного объема под двускатной крышей. Углы апсиды и восточный фасад расчленены пилястрами. Нижний сохранившийся ярус колокольни представляет собой вытянутый прямоугольник.
С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП

В 1927 году храм был закрыт и подвергся варварскому разрушению. Иконостасы уничтожены, колокольня разрушена, живопись сохранилась только на колоннах в очень плохом состоянии. 15 марта 1990 года решением Чистопольского Совета народных депутатов Никольский собор был «возращен исполнительному органу при кладбищенской православной церкви». Первым делом начали восстанавливать колокольню, но, к сожалению, из-за отсутствия необходимой строительной техники, строительство было надолго заморожено. Только с 2000 года при деятельном участии директора часового завода «Восток» В.В.Цивилина был проделан огромный объем работ по восстановлению храма: за одно лето была полностью достроена колокольня , по его заказам пермские мастера изготовили купол и красивую корону с крестом, покрытую нитротитаном и установили ее, а на Московском заводе отлили 9 колоколов, которые вскоре порадовали чистопольцев свои чудесным перезвоном. В 1991 году для восстановления собора Министерство национальностей России, Президент Татарстана М.Шаймиев, глава администрации Чистопольского района и г. Чистополя В. М. Козлов в общей сложности выделили более 100 млн. рублей. Роспись всего собора сделали казанские и местные художники за три года. Самым трудным оказалось сделать три резных иконостаса, из-за отсутствия проекта прежних. Помог художник Пугачев, который вызвал из Петрограда архитектора, и вместе с ним по историческим книгам спроектировали три иконостаса, а резчики из Казани отлично претворили проекты в четырехъярусный иконостас. Росписью икон иконостасов и их позолотой в течение 5 лет занимались художники и мастера из Москвы. В 2002 году после завершения реставрации Никольский храм был освящен Архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием.
По материалам статьи настоятеля Свято-Никольского собора г. Чистополя архимандрита Сильвестра «Никольский собор г. Чистополя», из Семинарского Вестника КДС № 3(12) 2004 г.

В 1781 году село Чистое Поле получило статус уездного города Казанского наместничества (с 1796 года — Казанской губернии). А для уездных городов полагался главный городской собор. 57 лет — именно столько понадобилось, чтобы окончательно подтвердить статус Чистополя как уездного российского города постройкой величественного белокаменного собора на высоком берегу широкой и полноводной Камы. Трёхпрестольный кирпичный собор во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского был спроектирован в традициях русского классицизма. Собор был построен и освящён в 1838 году. В работе над проектом участвовали такие известные отечественные зодчие, как П.Г. Пятницкий, В.Е. Морган, Ф.И. Петонди, П.В. Тихомиров. Основной проект Никольского собора в Чистополе создал знаменитый архитектор Пётр Григорьевич Пятницкий, прославившийся своей величайшей работой — возведением главного здания Императорского Казанского университета. Со временем проект Никольского собора был отчасти изменён архитектором Василием Егоровичем Морганом, который с одинаковым успехом создавал собственные проекты и доводил до совершенства работы коллег. Он возвёл немало зданий, в том числе и в классических традициях, дополняя их стилевыми находками в области архитектурной эклектики. Следующим зодчим, приложившим руку к возведению Чистопольского собора, был зодчий итальянского происхождения Фома Иванович Петонди. Он снабдил Никольский собор надёжной оградой из камня — на высоком цоколе, с воротами в виде арки, с круглыми колоннами. Для строительства большого собора требовались немалые средства. Деньги дали известные своей благотворительностью чистопольские купцы и предприниматели, братья Поляковы, Григорий и Дмитрий Андреевичи. Впоследствии меценаты были похоронены на территории храма; каменные надгробия братьев Поляковых сохранились и по сей день. В знак глубокой признательности города и Церкви Григорий и Дмитрий были удостоены особой чести: приделы построенного на их средства Никольского собора были освящены в честь их святых небесных покровителей: правый придел — во имя Григория Нисского, левый — во имя святого великомученика Димитрия Солунского.
В течение 1870-х годов происходило обновление интерьеров внутренней части собора. Работы велись по проекту архитектора Петра Валериановича Тихомирова. В 1901-1902 годах началось новое кардинальное обновление внутреннего убранства Никольского собора, прежде всего, благодаря известному купцу 1-й гильдии и предпринимателю Ивану Леонтьевичу Мешковичеву. Он лично заказал на свои деньги изготовление богатого соборного иконостаса известному мастеру позолотных дел, казанскому купцу и владельцу мастерской Тюфилину. Михаил Александрович был ярким представителем семьи резчиков иконостасов Тюфилиных: этим занимались его отец Александр Петрович и сын Александр Михайлович. К 1902 году на средства Ивана Леонтевича была построена в пределах Никольского храма часовня, спроектированная в псевдорусском стиле. Она исполняла также и хозяйственную функцию: в ней был вырыт глубокий колодец, который использовался для слива воды. Подобно многим другим православным соборам России Никольский храм с самого начала своей истории играл роль архитектурной доминанты всего города. От собора вдоль всего города была проложена главная, согласно регулярного плана застройки Чистополя, высочайше утверждённого Николаем I ещё в 1829 году, Екатерининская (нынешняя Карла Маркса) улица, включавшая в себя главные городские объекты, такие как почта, телеграф, отделение полиции, учреждения местного земства, здания казначейства, банков, учебных заведений. Начиналась она как раз от Никольского собора, а завершалась у Казанско-Богородицкой церкви, именуемой горожанами кладбищенской.
С 1917 года жизнь в Чистополе кардинально изменилась. Прихожане сумели уберечь лишь два храма из шести: кладбищенскую Преображенскую церковь и величественный собор Свт. Николая Чудотворца. Остальные были уничтожены. Однако и Никольский собор в советские времена закрывался, причём неоднократно. В первый раз прихожане оказались перед закрытыми дверьми собственного храма в 1927 году. Колокола собора тогда были пущены на переплавку, а высокая колокольня взорвана; внутри было разграблено убранство и полностью уничтожены три богатых иконостаса ручной работы. Спустя пять лет, в 1932-м году, Никольский собор снова открыли, но лишь для того, чтобы передать его представителям так называемой обновленческой церкви. Три года власти пытались привлечь сюда прихожан, дабы идеологически перековывать людей с помощью послушных им «обновленцев», называемых в народе не иначе как «красными попами». Однако авторитет этой по сути марионеточной организации, стремившейся посеять раскол в православном мире, был невелик: собор всё больше пустовал, и под сводами храма поселилось долгое эхо, потому что прихожане обходили это место стороной. Власти видели, что храм посещает с каждым днём всё меньше людей; их недовольство «обновленцами» росло, и они решили прекратить неудавшийся идеологический эксперимент.
В 1935 году собор снова был закрыт. Сначала здесь устроили различные складские помещения, а затем здание перешло под ведомство своего нового и грозного хозяина — Народного комиссариата внутренних дел. В 1937-1938 гг., по некоторым сведениям, в подвале храма проходили массовые расстрелы безвинных людей, в том числе и прихожан собора. Позже помещение храма использовалось в качестве тюрьмы. В течение всей Великой Отечественной войны здесь размещалось пересыльное тюремное отделение для тех советских солдат и офицеров, которые считались изменниками Родины и малодушными преступниками-дезертирами. Но даже сам вид собора, торжественный и величавый, вдохновлял людей на трудовые подвиги, а таких знаменитых литераторов, как, Арсений Тарковский, Леонид Леонов, Борис Пастернак, приехавшие в эвакуацию в этот камский городок, — на создание новых произведений, строки которых были навеяны видом куполов Никольского храма или его стройных каменных колонн, напоминавших об античности, о времени и вечности. По окончании войны Никольский собор использовали для сугубо хозяйственных нужд. Так продолжалось долгие годы, и всё это время прихожане упорно боролись за возвращение любимого храма в лоно Церкви. Лишь в 1990 году Никольский собор наконец-то вернули верующим — одним из первых в епархии — полуразрушенным, разорённым, без колокольни… Событие, которого столько ждали сотни и тысячи людей, совершилось, пора безвременья миновала, настало время для реставрации и обустройства святыни.
Сегодня Никольский собор выглядит весьма торжественно, величаво и даже монументально, как и подобает главному собору города. Его фасады — характерный пример позднего классицизма, пятиглавие же и крестообразная форма в плане — традиционные элементы псевдорусского стиля. Четверик основного объёма завершается пятиглавием: центральная глава в виде ротонды и её миниатюрные копии по углам. Барабаны глав прорезаны высокими окнами в форме арок. В подоконной области большого барабана устроены рельефные парапеты из небольших столбиков-полубалясин. Центральный вход в храм, а также северные и южные фасады украшают и существенно дополняют портики с четырьмя колоннами. Выступающие впереди фасадов портики ионического ордера из-за лёгкости пропорций и прихотливого декора, имеют по четыре колонны, за которыми располагаются изящные пилястры также с ионическими капителями. Колонны храма весьма напоминают те, что обрамляют главный вход в Казанский университет, ведь оба здания спроектировал архитектор П.Г. Пятницкий. Над притвором возвышается четырёхъярусная колокольня, выполненная в виде поставленных друг на друга четвериков, последний ярус цилиндрический. Колокольня собора была разрушена в 1927 году. 73 года сохранялся лишь её нижний ярус. Только в 2000 году, благодаря финансированию со стороны чистопольского часового завода «Восток», колокольня была восстановлена и увенчана короной и крестом, колокола для неё были отлиты в Москве. Подобно некоторым основным деталям главного здания храма, колокольня также декорирована пилястрами коринфского ордера. Во второй половине ХIХ века внутреннее помещение собора было расписано специально приглашёнными живописцами из Палеха, из мастерской авторитетного иконописца Ивана Багирова. Кроме того, настенные фрески выполнил известный художник Владимир Померанцев. Современная же роспись Никольского собора создавалась художниками из Казани и Чистополя, профессионалами высокого класса, а нынешний соборный иконостас расписывали художники-профессионалы из Москвы. В 2002 году реставрация собора завершилась, ему был возвращён первоначальный вид. Храм освятил тогдашний архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий. А в 2012 году собору вернули статус кафедрального.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №260, 2017 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?