«Возвращаясь к моей гимназической жизни, упомяну как курьёз в жизни Москвы о следующем эпизоде.
Покушение Каракозова на Императора Александра II было произведено 6 апреля (1866 г. — Т.В.). Москва узнала об этом 7-го. Это был год польского восстания, и властитель дум москвичей М.Н.Катков в передовице 9-го возвестил, что это покушение было делом польского ржонда. Это создало в Москве очень обострённое отношение к полякам.
9-го был назначен парадный спектакль — шла опера «Жизнь за Царя». Нашей гимназии также была прислана ложа где-то на верхотурье, в которую, кроме директора, инспектора и трёх учителей, были взяты первые ученики трёх старших классов. Так как я был в числе их, то повествую как очевидец.
Когда поднялся занавес перед вторым актом (бал поляков), раздались столь шумные протесты, что занавес пришлось опустить, и опера шла без второго акта. Но когда в 4-м акте поляки приступили к убийству Сусанина, в зале поднялась целая буря. Сусанина пел бас Радонежский, громадного роста и силы человек. Вторя настроению зала, он стал своей дубиной укладывать поляков под несмолкаемые крики «Ура!» Когда все поляке были повергнуты в прах, ему вынесли из-за кулис трёхцветное знамя, держа которое, он пропел три раза гимн…
В последней картине, когда толпа идёт за трубачами в «Славься», дирекция считала логичным выпустить и Сусанина. Когда могучая фигура Радонежского появилась в толпе, в театре разразилась вторичная буря».
Четвериков С. Безвозвратно ушедшая Россия.