Чернышово. Часовня Илии Пророка.

Ильинская часовня в деревне Чернышево Усть-Кубинского района является одним из уникальных памятников искусства Русского Севера. В формах этой шестигранной часовни возрождается древняя полуза­бытая традиция возведения круглых или многогранных в плане хра­мов — ротонд. Но эта часовня замечательна не только оригинальным архитектурным решением. Сегодня это единственный памятник народ­ного зодчества на территории Вологодской области, где сохранился уникальный ансамбль настенной и станковой живописи начала 20 века почти в полном составе. Росписи часовни выполнены в 1903 году с боль­шим мастерством талантливым местным живописцем, крестьяниномиз деревни Писцово Новленской волости Александром Ивановичем Журавлевым, украсившим многие окрестные храмы. Но ни одна из рас­писанных им церквей не сохранилась до наших дней, и роспись Ильин­ской часовни является ныне единственным известным его произведе­нием. Живопись во многих местах повреждена, побита и поцарапана, но все же весь ее иконографический ансамбль сохранился и может быть восстановлен.
По преданию, поводом для строительства часовни послужил сильный пожар 1900 года в деревне Чернышево. Стояло жаркое лето. Застройка в деревне, тогда насчитывавшей более ста домов, была плотной. Огонь с легкостью распространялся от избы к избе. Он уже охватил весь запад­ный конец села и стремительно приближался к двухэтажным домам зажиточных крестьян, живших ближе к центру. Один из зажиточных кре­стьян П.А. Яйцов, пожилой глава семейства, удачливый в делах и крепкий в вере, вместе с домочадцами торопливо выносил имущество из избы. Жил он в середине деревни, и огонь приближался все ближе к его дому. Вдруг среди паники и суматохи он увидел незнакомого сухого старичка с длинной белой бородой. Он спокойно проходил по улице мимо дома. Заметив Яйцова, старичок подошел к нему и сказал: «Не бойся, пожар скоро кончится, огонь не дойдет до тебя. Ничего не выноси». И так же неторопливо странный старец пошел дальше. Через четверть часа огром­ная туча заслонила небосвод, хлынул ливень и пожар стих. Яйцов вспом­нил о проходившем старике, рассказал о нем соседям, но, к удивлению, никто, кроме рассказчика, этого старца не видел. Дело было незадолгодо Ильина дня, и по приметам все решили, что это был сам пророк Илья. В память об этом пожаре и о явлении Ильи Пророка жители решили построить часовню. Миром собрали деньги, купили материалы и наняли мастеров. Место под часовню отвели посреди деревни, у тех домов, где чудесной помощью Ильи Пророка был остановлен губительный огонь.
Ильинская часовня в деревне Чернышеве выделяется тем, что с осно­вания она была срублена шестериком, покрытым шатровой кровлей. Над шатром возносится изящная луковичная главка, с запада примыкала небольшая паперть со звонницей и крылечком. Часовенным старостой деревня выбрала того самого П.А. Яйцова, которому явился Илья Про­рок. После Октябрьской революции часовня использовалась в качестве складского помещения и пришла в аварийное состояние: изветшала кровля, выбиты оконные рамы, утрачены паперть с колокольней, эле­менты резного деревянного убора, декоративная наружная окраска и резьба. Иконы из нее перевезли в действующий приходский храм в соседнем селе Чирково, паперть с крыльцом сломали на дрова дере­венские жители. А юные атеисты из близлежащих пионерских лагерей довершили борьбу с религией, камнями разбивая лики святых, изобра­женных на стенах, и покрывая их надписями наподобие «Света + Гена =любовь».
С 1992 года Ильинская часовня реставрируется на безвозмездной основе силами добровольных студенческих бригад и специалистов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. ака­демика И.Э. Грабаря под руководством профессора ЧГУ, доктора искус­ствоведения А.А. Рыбакова. Ремонтно-реставрационные работы над восстановлением Ильин­ской часовни были начаты в 1992 году областным фондом «Наследие» (ныне ликвидирован) с участием студентов кафедры архитектуры Воло­годского политехнического института и продолжены Межрегиональным научным объединением по изучению художественной культуры РусскогоСевера при ценной спонсорской помощи банка «Севергазбанк» (пред­седатель правления А.В. Железов) и фирмы «Финнколор» (директор В.И. Евстафеев). По заказу фонда «Наследие» архитектор-реставратор Р.Д. Каменьщиков выполнил проект реставрации, включая восстановление утра­ченной паперти и крыльца…
Росписи часовни выполнены в технике масляной живописи по сухой штукатурке в стиле позднего русского академизма. В композициях пере­дана перспектива и световоздушная среда. На восточном лотке сомкнутого свода изображено «Отечество» (Бог Саваоф с младенцем Христом и голубем — символом Святого Духа). По сторонам на своде представлены архангелы. Архангел Михаил изо­бражен в воинских доспехах. В левой руке он держит зеленую паль­мовую ветвь, а в правой — меч. Архангел Гавриил — вестник Божьих тайн. В левой его руке — райская ветвь лилии (символ невинности и чистоты), в правой — зеркало из зеленой яшмы. Архангел Рафаил — утешитель скорбящих и целитель больных. Он изображен в динамичной позе, словно ловит рыбу. Архангел Уриил — просветитель неверующихи невежд. В правой руке он держит обнаженный меч, а в левой — стре­мящееся вниз пламя, освещающее неверующих. Архангел Салафиил — ангел молитвы, побуждающий людей к молитве, заступник пред Богом за людей. В его правой руке — кадило, левая рука прижата к груди. Глаза ангела молитвенно обращены вверх. Росписи выполнены в академиче­ском стиле на высоком профессиональном уровне. В следующем живописном регистре на восьми отдельных панно,занимающих пространство граней стены, равных простенку, изображены избранные святые. Среди них представлены апостолы Петр и Павел, пре­подобный Серафим Саровский и святой великомученик Пантелеймон. Ближе к западной стене изображены особо почитаемые на Севере осно­ватели Соловецкой обители Зосима и Савватий, а также местночтимые преподобные Дионисий и Анфилогий Глушицкие. На западной стене, у самого входа, написаны два Ангела — стражи часовни. Регистр панно отделен от свода широкой лентой живописного кар­низа, имитирующую пластику архитектурного декора. В часовне четыре окна, которые застеклены, изнутри вставлены металлические решетки. Пол в часовне деревянный и покрашен коричневой краской. Сохранились надписи на внутренней стороне деревянных двуствор­чатых дверей. По этим надписям видно, когда была выполнена роспись часовни и кто ее мастер. На одной половине двери надпись: «1903 года. Мастер живописи А.И. Журавлев», на другой: «При часовенном старосте П.А. Яйцове».
От первоначального иконостаса в часовне сохранилась только дере­вянная конструкция в два яруса, покрашенная белой краской. Гнезда для икон украшены позолоченной рейкой. Иконы в часовне отсутство­вали, т.к. в 1950 году четыре иконы из местного ряда («Воскресение Христово», «Богоматерь с Младенцем», «Св. Николай Чудотворец» и «Св. Афанасий Александрийский») были переданы в действующую Афана­сьевскую церковь соседнего села Чирково, где находятся и по сегодняш­ний день. Одна из икон местного ряда — «Святой Пророк Илья» — нахо­дится в церкви Святого Духа в с. Архангельском Сокольского района. Остальные иконы были разобраны местными жителями либо утеряны, местонахождение их в настоящее время не установлено. Есть основания предполагать, что иконы для Ильинского иконостаса были написаны, как и росписи, Журавлевым А.И. примерно в те же годы, когда строилась часовня, т. е. в 1900-1903 гг. Иконы-оригиналы выполнены в технике масляной живописи. Харак­терный для конца XIX — начала XX вв. русско-византийский стиль письма и лессировочная многослойная живопись позволяют говорить о профес­сиональном художественном образовании мастера. По полям икон выполнено графление орнаментального обрамленияи крещатого узора на фоне. Орнамент на полях иконы исполнен с имита­цией цветных эмалевых вставок… Воссоздание праздничного чина было затруднено тем, что эти иконы, к сожалению, не сохранились. Для восстановления праздничных икон в качестве образцов были использованы праздники из иконостаса Вос­кресенского собора г. Череповца, датируемые концом XIX века, а также аналоги из других северных часовен и храмов. В часовенном иконостасе воссозданы иконы «Рождество Богородицы», «Благовещение», «Рожде­ство Христово», «Распятие», «Воскресение».
Благодаря проведенным консервационно-реставрационным рабо­там, восстановлен архитектурно-художественный ансамбль ценного памятника деревянной архитектуры и стенных росписей Русского Севера. Ильинская часовня в деревне Чернышеве возвращена к жизни как часть народной духовной культуры, восстановлена ее богослужебная функция. С 1998 г. в часовне ежегодно 2 августа совершаются молебны и прославление памяти св. пророка Илии. Ильинская часовня в Черны­шеве включена в Список ценных объектов культурного наследия Воло­годской области, состоящих на государственной охране.
Использован материал статьи: В.В. Тонкова (Вологда). Реставрация и реконструкция настенной росписи и икон иконостаса Ильинской часовни в д. Чернышево (Усть-Кубинский район Вологодской области). www.booksite.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?