Черновцы. Собор Николая Чудотворца. Русская церковь с кручеными куполами.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (1820-1821), перестроенная в течение 1930-1936, которая называлась „Русской”, то есть украинской, поскольку эту на этой улице жили преимущественно русины — украинцы, которые посещали эту церковь. Основателем этого храма был украинец Тадей Туркул, буковинский боярин, из уважаемого давнего рода. С благодарностью к Тадею Туркулу храм в Черновцах в течение нескольких десятилетий носил имя святого Тадея, этим же именем называлось и церковное братство, основанное в 1834 году, — первая украинская общественная организация на Буковине. Сначала церковь имела модный вид: в 1821 году, когда завершили её построение, царствовал в архитектуре стиль ампир. В 30-х годах XX века храм перестроили по проекту доктора Владимира Залозецкого. В 1961 году церковь превратили в склад химикатов. Старые фрески не выдержали такого напряжения. Чудом уцелевший иконостас, который хранился в Николаевской деревянной церкви, вернулся на свое место в 1990 году, когда храм опять вернули греко-католическому обществу города.
Немного дальше бросаются в глаза оригинальные „крученные” купола новой Свято-Николаевской церкви, которая была возведена 1939 году. Архитектура культового сооружения воспроизводит национальный румынский стиль неороминеск. Прототипом оригинального решения скрученных боковых бань храма стала архитектура церкви в Куртя-де Арджеш — месте последнего отдыха румынских королей.
На изготовление иконостаса был объявлен конкурс, в котором победили бухарестский художник Пауль Молда (иконописец) и скульптор Григорий Думитреску-Ловендаль, который выполнил работы по дереву. Тринадцать витражей выполнил еще один житель Бухареста, художник Кирович, а каркасы для них построил черновчанин Вильгельм Свидерский. Ограждение изготовил черновчанин Александр Манковский по проекту архитектора Верджила Ионеску. Из Трансильвании привезли к церкви два колокола: весом в 948 и 592 килограмма. „Голосовые связки» храму впервые дали себя услышать 2 ноября 1938 года в колокольне, которая строилась под руководством Теодора Огоновского.
6 декабря 1939 года собор был освящен. В народе она зовется «Пьяная церковь» из-за ее «крученных» куполов, про которые ходят легенды.
Источник: сайт religiya.bukovina.biz.ua
Удивительный образец румынской православной архитектуры: церковь строилась с 1927 по 1939 гг., когда город входил в состав Румынии. Необычен вид глав собора: окна центрального барабана расположены прямо, вертикально, тогда как боковые как бы падают, так что на каждом фасаде образуются группы из двух малых барабанов, окна которых (а зрительно и сами «тела») закручиваются в разные стороны. Поэтому в народе эту церковь называют пьяной. Подобные купола ещё есть только у одной церкви: Епископской церкви XVI в. в селении Куртя де Арджеш вблизи Бухареста, которая изображена на одной из румынских банкнот. Необычно и внутри храма: алтарь с резным дубовым двухъярусным иконостасом расположен справа от главного входа, а свод центрального купола оформлен витражами с изображением в центре Пантократора. Статус собора эта церковь приобрела в 1960 г., когда после закрытия Черновицкого кафедрального собора сюда на целых 30 лет была перенесена архиерейская кафедра.
http://altertravel.ru/view.php?id=5226
Собор Николая Чудотворца был построен в Черновцах в румынский период Буковины (1919-1940) в румынском стиле неороминеск. Храм построен по образцу одного из шедевров румынского средневекового зодчества: православного Успенского архирейского собора в городке Куртя-Де-Арджеш — места последнего упокоения румынских королей.
Николаевский собор начали строить в 1927 году, когда Буковинская митрополия активно взялась за развитие православных храмов в Черновцах. Этот храм спроектировали архитекторы Вальтер Штюбхен-Кюхнер, Иосиф Летнер и Вирджил Ионеску. В процессе возведения здания не обошлось без финансовой трудности, из-за чего процесс был простановлен на 10 лет и храм был достроен только в 1939 году и освящён 6 декабря того же года. Тогда же проект строительства претерпел некоторые изменения, внесённые архитекторами Радижевским, Ионеску и Александром Ивановым — главным архитектором Буковинской митрополии. После этого был объявлен конкурс на изготовление иконостаса, в котором победили бухарестский художник-иконописец Пауль Молда и скульптор Григорий Думитреску-Ловендаль, который выполнил работу по дереву. Тринадцать витражей выполнил ещё один житель Бухареста, художник Кирович, а каркасы для них построил черновчанин Вильгельм Свидорский. Из Трансильвании прибыли в церковь два колокола весом в 948 и 592 кг, которые изготовила фирма Фридриха Хенига.
В плане церковь является крестово-купольной: на востоке и на западе есть пятиконечные апсиды. Главный вход имеет характерный для Румынии открытый притвор — крыльцо с колоннами и аркадой, в романском стиле выполнены и полуколонны на окнах. Похожая аркада есть и в интерьере церкви. Крыша Никольского собора покрыта разноцветной черепицей, украшенной рисунком в виде национального орнамента. Новая Николаевская церковь имеет одну архитектурную особенность. Главный вход в храм расположен не с запада, как принято в православных церквях, а с юга, со стороны улицы Русской. Благодаря форме куполов в народе Свято-Николаевский собор получил название «Пьяная» церковь. И действительно, если долго смотреть на изгибы куполов, то возникает иллюзия их движения в направлении главного купола церкви. Для того, чтобы увидеть иллюзию движения, нужно остановиться в некотором отдалении от храма и смотреть на кручёные купола.
Эта церковь — одна из немногих черновицких культовых сооружений, не закрытых коммунистической властью и не превращённая в склад, здесь не прерывалось служение Богу. Благодаря этому, внутри сохранился самобытный интерьер буковинской церкви первой половины ХХ в. Художественную ценность, представляют, в частности, старинный резной иконостас и витражи под куполами. В румынский период храм не успели расписать, настенные росписи, копирующие фрески известных киевских церквей, выполнены уже в советское время.
В северной части храма находится рака с частицей чудотворных мощей святого великомученика Ивана Нового Сучавского, культ которого чрезвычайно популярен на Буковине. Они были переданы в Николаевскую церковь из основного места хранения реликвии — монастырской церкви Св. Георгия в Сучаве — традиционного места паломничества буковинцев.
В церковном здании размещены, кроме основного Николаевского, ещё два храма. В верхнем придеде расположен храм Рождества Иоанна Предтечи, а нижний храм освящён в честь Феодосия Черниговского. Здесь хранится ещё одна церковная реликвия — частица мощей этого святителя. Статус собора эта церковь приобрела в 1960 году, когда после закрытия Черновицкого кафедрального собора сюда на целых 30 лет была перенесена архирейская кафедра и при нём была резиденция епископа Черновицкого. Ныне рядом с храмом расположены епархиальное управление и резиденция правящего архирея — митрополита Черновицкого и Буковинского Украинской Православной церкви Московского патриархата.
Из книги-путеводителя «Прогулка по Черновцам и Буковине». — Киев: Балтия-Друк, 2007.
Свято-Николаевский собор в Черновцах является одним из тех шедевров архитектуры, которые врезаются в память надолго. Яркий и небанальный стиль, в котором выполнено здание, привлечёт внимание любого, ведь, глядя на невероятную форму изогнутых куполов храма, кажется, что сооружение вот-вот начнёт двигаться.
Благодаря многонациональности Черновцов, архитектура города может похвастаться своей насыщенностью и разнообразием. Представители различных народностей (и преимущественно различных религий), которые проживали в Черновцах, пытались превзойти друг друга, строя неповторимые храмы. Именно так в городе появились костёл, синагога, армянский собор и другие церкви разных приходов.
Свято-Николаевский собор обязан своим стилем румынской общине. Строительство началось ещё тогда, когда Северная Буковина входила в состав Румынского королевства. Проектированием святыни занимались опытные румынские архитекторы. За основу проекта была взята известная церковь Румынии – Куртя-де-Арджеш, которая сейчас служит усыпальницей особ королевской крови.
Именно благодаря форме этих куполов в народе Свято-Николаевский собор получил название «Пьяная» церковь. И действительно, если долго смотреть на изгибы куполов, то возникает иллюзия их движения в направлении главного купола церкви. Кроме куполов обращают на себя внимание колонны при входе и полуколонны на окнах, которые были выполнены в романском стиле. Крыша «Пьяной» церкви покрыта черепицей, украшенной рисунком в виде национального орнамента. Не менее интересным является оформление куполов внутри храма. Они украшены неповторимыми сюжетными витражами, всего их насчитывается 13.
Рядом с местом, запланированным для строительства, уже были расположены крупные и известные храмы, поэтому архитекторам пришлось хорошо подумать, как сделать так, чтобы собор святого Николая Чудотворца имел совершенный вид. Место, выделенное для строительства церкви, было небольшим, а архитекторы обязательно хотели, чтобы вход в святыню располагался на главной улице – Русской (тогда еще, страда Роман). Однако в таком случае алтарь пришлось бы расположить на севере, а не на востоке, как обычно. Именно поэтому, в этом храме алтарь находится не прямо напротив входа, а справа, однако, как и полагается согласно канонам, на востоке.
Свято-Николаевский собор в Черновцах стал единственным храмом, который не переставал функционировать под воздействием агрессивной советской политики. Возможно, именно благодаря этому святыня полностью сохранила аутентичную отделку и утварь.
Существует немало разговоров о легенде, связанной со строительством собора. Несмотря на то, что она не слишком правдоподобна, немало туристов взволнованно реагируют на эту историю: «По легенде, строительство церкви продвигалось очень трудно. Все, что мастера успевали построить в течение дня, каждую ночь разрушалось. Старшему мастеру приснился сон: чтобы достроить здание, им нужно принести жертву. Утром рабочие посоветовались и решили пожертвовать женой того работника, которая принесёт обед быстрее. Первой пришла жена старшего мастера и тот в шутку попросил её встать у стены. Мастера начали сооружать стену прямо перед ней, а когда бедная женщина поняла, что они собираются её замуровать, то стала плакать и умолять отпустить её. Однако никто её не послушал, рабочие продолжали работать, несмотря на крики заточенной женщины. Они строили не останавливаясь, пока не завершили церковь. А когда утром пришли посмотреть на свое творение, то увидели, что купола перекрутились, как будто от боли».
На самом деле эта легенда относится не к собору святого Николая Чудотворца в Черновцах, а к его старшему брату из Румынии – храму Куртя-де-Арджеш. Но даже говоря о румынском храме, не стоит быть слишком доверчивым и путать легенды и факты. А фактом является то, что крученные колонны были построены как символ поклонения евангелистов Иисусу Христу.
Возле собора находится плитка с изображением ёжика с QR-кодом. Если считать код с помощью смартфона, можно подробнее узнать историю памятника.
http://md-ukraine.com