На берегу р. Волга в селе Чернопенье Костромской области в годы первой мировой войны на средства купцов-староверов Богомоловых был построен храм во имя Святителя Николая. В 30 -е годы XX века, храм был переоборудован под колхозный склад. В 1993 году церковь была возвращена верующим. Тогда здание находилось в запущенном, руинированном состоянии. За прошедшие годы полностью восстановлены внешние стены, проведен внутренний ремонт, установлен иконостас.
В 2001 году храм был освящен. Сейчас силами местной общины началось восстановление колокольни.
Старинное село Чернопенье, на всю Волгу известное своими капитанами, лоцманами, а впоследствии и владельцами судов, возникло по преданию на месте старинной бурлацкой стоянки. Население села придерживалось раскола и всегда было населено старообрядцами. Существующая ныне застройка села, вытянувшегося несколькими улицами по правому берегу Волги, сформировалось в посл. четв. 19-нач.20 веков. Древнейшей частью села, по-видимому, является его северо-западная часть, где и стоит Никольская церковь, выстроенная в русско-византийском стиле, — компактная с насыщенной фасадной декорацией. В 19-нач.20 вв. чернопенцы молились в деревянной моленной, но в начале 1911 года взамен её решили построить каменный храм, посвящённый свт. Николаю, — покровителю всех путешествующих и плавающих по водам. Закладка храма, которую совершил еп. Нижегородский и Костромской Иннокентий (Усов), состоялась 19 мая 1911 года. К непосредственному строительству сельчане смогли приступить только в начале лета 1914 года.
Вскоре началась 1-я Мировая война, но, даже несмотря на все трудности военного времени, возведённый из красного кирпича одноглавый с небольшой колокольней храм был завершён и 11 декабря 1916 г. его освятил еп. Иннокентий. Освящённый за два с небольшим месяца до Февральской революции храм прослужил относительно недолго: в конц.1929 г., в разгар коллективизации, его закрыли. После закрытия в нём устроили склад и пункт приёма кожи. Позднее в церковных стенах разместился сельский клуб (при этом была снесена колокольня).
В 1993 г., когда клуб в селе оказался заброшенным, чернопенцы решили возродить свой храм. Его малое освящение, совершённое еп. Костромским и Ярославским Иоанном (Витушкиным), состоялось 20 февраля 1996 г. Полное освящение храма, которое совершил митр. Московский и всея Руси Алимпий(Гусев), произошло 5 августа 2001 года. Композиционно само здание Никольской церкви складывается из храма с апсидой, трапезной и колокольни, усложнённой по сторонам двумя палатками. Основной объём, доминирующий в силуэте церкви, представляет собой приземистый бесстолпный четверик со скругленными углами, завершённый крупным «глухим» восьмигранным в сечении барабаном с граненой кровлей, увенчанной главкой на цилиндрическом барабане. Полукруглая в плане апсида и небольшая трапезная — несколько ниже и уже храма. Колокольня сохранилась на высоту двух нижних квадратных в плане ярусов. В декоре церкви преобладают формы национального стиля, сочетающиеся с элементами классицизма. По материалам: Н.А. Зонтиков «Храмы Костромского района»; каталога»Памятники архитектуры Костромской области», 2 выпуск, стр.120-121.
Типичный для нач. 20 в. пример кирпичной неоштукатуренной церкви в русско-византийском стиле, обладающей компактным пространственным решением и насыщенной фасадной декорацией. Построена в 1914-1917 гг. на месте существовавшей ранее деревянной часовни по проекту, утвержденному в 1911 г.
Симметричная осевая композиция здания складывается из храма с апсидой, трапезной и колокольни, усложненной по сторонам двумя палатками. Основной объем, доминирующий в силуэте церкви, представляет собой приземистый бесстолпный четверик со скругленными углами, завершенный крупным “глухим” восьмигранным в сечении барабаном с граненой кровлей, увенчанной главкой на цилиндрическом барабане. Полукруглая в плане апсида и небольшая ориентированная по поперечной оси здания трапезная, несколько ниже и уже храма. Колокольня сохранилась на высоту двух нижних квадратных в плане ярусов.В декоре преобладают формы национального стиля, сочетающиеся с отдельными элементами классицизма: различные по рисунку карнизы с поясами ширинок, бегунца и рядами сухариков; килевидные обрамления оконных проемов; массивные перспективные порталы и ленточная рустовка скругленных углов четверика храма. Облик здания значительно обогащает умелая расстановка архитектурно-декоративных акцентов: небольших арочных киотов в центрах боковых фасадов храма, сильно выступающего ризалита с аттиком в виде килевидных кокошников на восточном фасаде апсиды, а также арочных порталов на западном фасаде колокольни и на южном, обращенном в сторону села, фасаде трапезной. Широкие угловые пилястры на всех объемах дополнены на углах белокаменными полуколонками, рельефно выделяющимися на фоне краснокирпичных стен. Высокие арочные окна обеспечивают хорошее освещение внутреннего пространства.В интерьере храм и трапезная перекрыты четырехдольными сомкнутыми сводами, апсида перекрыта конхой. Все помещения объединяются между собой широкими арочными проходами. Нижний ярус колокольни перекрыт восьмидольным сомкнутым сводом. Стены внутри побелены.
Библиография: Хрящев В. На родине волжских капитанов // Северная правда. Кострома, 1958. 2 окт.; Хлебников М. Церковь святителя Николая // Губернский дом. — Кострома, 1999. № 2. С. 53; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 2: Костромской и Красносельский районы. — Кострома, 2000. С. 120-121. Архивные источники: ГАКО. Ф. 137. Оп. 2. Ед. хр. 4309.
http://svodokn.ru/object/101520597