Елецкий Успенский монастырь, 1 класса, в Чернигове, на Болдиной горе. Основан в XI веке великим князем черниговским Святославом Ярославичем. В древности монастырь был велик, богат и благоустроен, но часто подвергался разрушению от татар и поляков. В 1240 году монастырь был сожжен Батыем вместе с городом; восстановлен в 1445 году. В 1579 году и 1611 году, подвергшись разрушению польских войск, монастырь начал восстанавливаться с 1657 года, при Черниговском архипастыре Лазаре Барановиче. В это время настоятелями монастыря были лица, известные в истории Церкви: Иоанникий Голятовский, знаменитый южно-русский писатель XVII века, святой Феодосии Углицкий (см. 5 февраля) и святой Дмитрий Ростовский (см. 21 сентября).
Соборный монастырский храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1060 году, был обновляем в XV веке и начале XVII века. Здесь в иконостасе находится Елецкая-Черниговская икона Богоматери, которая явилась в 1060 году близ города Чернигова на ели, от чего и получила свое название. По этому случаю в том же году на месте явления святой иконы построена была церковь Успения Богоматери черниговским князем Святославом Ярославичем, а потом тем же князем, по совету подвизавшегося здесь (в 1069-1072 годах) преподобного Антония Печерского (см. 10 июля), и был воздвигнут Елецкий Успенский монастырь. После разрушения монастыря в начале XVII века, святая икона была утрачена.
В 1676 году привезен был в Чернигов приехавшими из Владимира двумя братьями, по фамилии Козел, точный список с явленного Елецкого образа, который был у них куплен князем Константином Константиновичем Острожским и пожертвован монастырю. Древний Елецкой-Черниговской иконой считается та святая икона, которая в 1579 году потомками Святослава Черниговского князьями Барятинскими была взята в Москву, а в 1687 году — в Крымский поход, и умирающим Даниилом Барятинским на обратном пути отдана Харьковскому Успенскому собору. Празднование в честь Елецкой — Черниговской иконы совершается 5 февраля. Святая Елецкая-Черниговская икона, имеющаяся в Елецком монастыре, находится в его соборном Успенском храме. Под другим монастырским храмом, в честь святых Петра и Павла, и архиерейскими покоями находятся «Елецкие» пещеры; они ископаны в 1069 — 1072 годах и реставрированы архиепископом Виктором (Садковским); расположение и устройство этих пещер сходно с киевскими. На западе монастырской колокольни есть деревянный домик, где под потолком находится балка с вырезанной надписью: «Преподобный Феодосии Углицкий, архимандрит. 1688 год». Эта балка была в кельи святого Феодосия Углицкого (см. 5 февраля). В домике, который, по преданию, служил помещением святому Феодосию и святому Дмитрию, открыта иконописная школа и хранится несколько ценных церковных книг и предметов времени святого Феодосия. Также замечателен портрет его же среди стенных икон в Успенском храме. При монастыре странноприимница. В зданиях монастыря помещается Духовная Консистория и духовное училище.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
С северо-восточной стороны монастыря находится надвратная 36 метровая восьмигранная в основании колокольня. Эта монастырская колокольня одна из старых колоколен Надднепрянской Украины, что дошла до нашего времени. Её оригинальность заключается в том, что строилась она в два этапа: нижний ярус выстроен в 1670-1675 годах, как оборонная надвратная башня, над которым позднее был надстроен верхний ярус, предназначенный для размещения колоколов. Существуют данные, опираясь на которые мы можем предположить, что колокольня имелась в Елецкой обители даже раньше сохранившейся до наших дней, по крайней мере с ХV века. Однако ко времени первого описания монастыря, составленного о. Иоанникием (Голятовским), старая колокольня к тому времени не сохранилась. В своей «Скарбнице» он сообщает, что в монастыре «трапеза и звонница од реки Десны была». Следовательно, она находилась где-то на краю Болдиной горы. Голятовским же упоминается интересный случай, связанный с великим колоколом, висевшим на двух столбах в монастыре. Во время захвата и разграбления Чернигова отрядом киевского полковника Самуила Горностая, превратившего город в груду дымящих развалин, бравые захватчики, разграбив город, также захотели увезти с собой приглянувшийся главный монастырский колокол, но им это не удалось. Не смогли они его даже с места сдвинуть. Колокол этот «взяти мнозству людей не дался, из мисца не могли жадною мирою того звона порушити». К сожалению, ко времени настоятельства о. Иоанникия этого колокола уже не было в Елецком монастыре.
Монастырь со всех сторон был окружён естественными преградами — глубокими оврагами и крутым склоном со стороны Лесковицы. Единственный доступ к монастырю существовал только с северо-восточной стороны. Ворота колокольни, именуемые прежде святыми, выходят непосредственно на Елецкую улицу, которая соединяет монастырь с «Детинцем». До революции эти ворота были расписаны: в верхней части находилось изображение иконы Елецкой Божией Матери, а под ней на створках ворот были запечатлены два святителя, некогда подвизавшиеся в стенах Елецкой обители — Феодосий, архиепископ Черниговский, и Димитрий, митрополит Ростовский. Во втором и третьем этажах колокольни хранился архив Черниговской духовной консистории. На нижнем ярусе имеется небольшое тёмное помещение, служившее когда-то монастырской тюрьмой. Что касается звонницы, то она формировалась в основном в ХVIII-ХIХ веках. В 1786 году архимандритом Иерофеем Малицким из доходов монастыря был отлит колокол в 160 пудов. Со временем коллекцию колоколов пополнили разные по весу и звону другие колокола. Все колокола представляли значительную историко-культурную ценность. Однако все они были сброшены с колокольни и разбиты в конце 1920-х годов, при закрытии монастыря.
Весь комплекс Елецкого монастыря в конце ХVII века был обнесён кирпичной оградой, высота которой доходила до 4 м, а обшая длина равнялась 1 км. Снаружи она была оштукатурена и украшена карнизом с пилястрами. Ограда придавала завершённость всему архитектурному ансамблю Елецкого монастыря. В советское время ограда местами была полностью разрушена, а большая её часть находилась в полуразрушенном состоянии. Теперь, когда монастырь вновь стал действующим, была восстановлена та самая монастырская ограда по всему периметру, в северо-восточной стене которой и поныне возвышается красавица-колокольня с огромным грушевидным куполом.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №65, 2013 г.
Этот монастырь является одним из первых таких строений в Киевской Руси и одним из самых богатых. До сегодняшнего времени Елецкий монастырь дошёл почти без изменений, за исключением поздних наслоений в стиле украинского барокко. Монастырь стоит на горе, пронизанной многочисленными подземными катакомбами, например, Успенский собор и Петропавловскую церковь связывает 70-метровый подземный ход.
Прообразом для 25-метрового Успенского собора на территории Елецкого монастыря стал одноимённый собор Киево-Печерской Лавры. 36-метровая колокольня была позже возведена на месте её деревянной предшественницы.
По древнему преданию, на одной из елей в 1060 г. была найдена икона Пресвятой Богородицы, в связи с чем, было решено основать на этом месте монастырь. Именно на месте этой ели построили Успенский собор.
Судьба Елецкого монастыря трагична, как и судьба многих других памятников архитектуры того времени. В первый раз монастырь был разграблен монголо-татарами в 1239 году, и восстанавливаться начал лишь в XVI столетии, после вхождения Чернигова в состав Московского государства. А в 1618 г. Елецкий монастырь вновь разорили, на этот раз поляки, а Успенский собор уничтожили. Очередное восстановление связано с передачей монастыря униатам. Монастырь вновь стал православным лишь в 1649 году, когда поляков окончательно изгнали из Чернигова.
В своё время монастырю принадлежало две с половиной тысячи крепостных, а также винокурня и множество трактиров, мельниц, пекарен и т.п. — до 1786 г., когда по указу Екатерины II была проведена секуляризация.
Монастырь закрыли в 1921 г., и лишь после распада Советского Союза он вновь открыл свои двери для прихожан.
http://obshe.net/posts/id619.html
Монастырь Основан в 60-х годах XI в. черниговским князем Святославом Ярославовичем. Располагался он к западу от Детинца посреди хвойного леса на месте откровения чудотворной иконы Елецкой Богородицы. Архитектурный ансамбль монастыря сложился постепенно в течение 11-18 в.в. Главная доминанта его — каменный собор Успения Богородицы (Успенский), построенный в 1-й половине XII в. и реконструированный в 17–18 в.в. с приданием ему барочных черт. Высотный акцент комплекса – 36-метровая надвратная колокольня 1675 г.
Крупный масштаб главных сооружений подчеркивают низенькие одноэтажные корпуса келий (северные – конец 16–17 в.в., юго-западные – конец 17 века, восточные – 2-я половина 17 века), Петропавловская церковь с трапезной 17 в., остатки дома игумена 18 века. Территорию окружает стена 17 века с западными воротами. Между собором и колокольней сохранился деревянный жилой дом 1688 г., в котором жил игумен монастыря св. Феодосий Углицкий. С южной стороны Елецкой горы есть вход в пещерный комплекс 17–18 в.в., который содержится под монастырем.
Монастырь подвергся значительным разрушениям: 1239 г. — от монголо–татар, в 17 в. — от поляков. В течение 1635–1649 г.г. принадлежал иезуитам. Последние разрушения нанесены ему во время Второй мировой войны. После этого отреставрированы все здания, за исключением дома игумена.
Все монастырские каменные сооружения из красного кирпича на известковом растворе, оштукатуренные и побеленные. Крыши по деревянным стропилам укрыты кровельной сталью и окрашены в зеленый цвет. Макушки и кресты позолоченные.
Монастырский ансамбль царит в панораме города и является важнейшей градостроительной доминантой. Благодаря многоярусным башнеобразным завершениям в его архитектуре преобладают стилистические черты барокко.
Елецкий монастырь является самым древним и наиболее полно сохранившимся монастырем Чернигово-Северщины.
В.В. Вечерский «Елецкий монастырь»; «Памятники архитектуры и градостроительства Украины. — К.: Техника, 2000 г.
Расположен на юго-западном пологом отроге Болдиных гор. Возникновение ансамбля связывают с заселением пещер в середине XI в. В конце XI – начале XII в.в. на территории комплекса возводят первое каменное сооружение – Успенский собор, в XVI-XVII в.в. – кельи, колокольню и другие каменные постройки: трапезную с Петропавловской церковью, ограду, кузницу и др.
За время существования комплекс много раз страдал от опустошений и разорений врагов, пожаров, изменялся во время перестроек. Ансамбль сформировался в период барокко. Он обладает внешне стилевым единством, возникшим благодаря строительству и ремонтам XVII в., когда и на древнерусском Успенском соборе появились барочные главы. Центральное место в композиции ансамбля занимает массив собора с многоярусными куполами. Он окружен одноэтажными постройками келий, которые дробностью своих членений подчеркивают монументальность центрального сооружения. Монастырь окружен кирпичной стеной. Вертикальный акцент в ее северной части создает надвратная колокольня, включенная в каменную ограду. С западной стороны на территорию ансамбля ведет другой въезд. В состав построек комплекса входят: Успенский собор, восточные, северные и юго-западные кельи, деревянный дом настоятеля, колокольня и ограда с западными воротами, руины Петропавловской церкви, пещеры.
Ансамбль уникален по разнообразию и сохранности памятников, входящих в его состав. Он включил и выдающиеся произведения древнерусской архитектуры – Успенский собор, древнерусские пещеры и прекрасные образцы – прототипы жилых гражданских построек в стиле барокко – кельи. Композиция ансамбля отличается лиричностью. Органическая связь архитектуры и ландшафта характерна для этого комплекса.
«Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: «Строитель», 1986 г., т. 4.
Колокольня, XVII в.
Расположена с северной стороны комплекса, арочный проем нижнего яруса первоначально служил главным входом в ансамбль, с западной и восточной сторон к колокольне примыкает монастырская ограда.
Верхний звонный ярус с открытыми арочными проемами построен позже нижнего, который в свою очередь возведен над остатками более раннего сооружения. В 1815 г. буря причинила повреждение сооружению. В период ремонта вместо деревянных конструкций крыши установлены металлические. В 1876-1878 гг.- капитальный ремонт сооружения, 1947, 1951 – текущие ремонты памятника, в 1977 г. – ремонтно-реставрационные работы. Колокольня из кирпича, оштукатурена, побелена. В плане восьмигранник, вытянутый по оси север-юг. Высота до купола 34 м, двухъярусная, нижний ярус делится на 3 этажа: в первом – ворота и небольшие помещения, во втором и третьем хранился архив. Нижний ярус представляет восьмигранную призму, украшенную угловыми пилястрами и мелкочленным карнизом, небольшие четырехлепестковые отверстия подобны бойницам оборонных башен.
Верхний ярус – для звонов, в плане повторяет нижний объем. В его гранях с угловыми пилястрами, украшенными поясками,- арочные проемы с профилированными импостами. Завершающий карниз верхнего яруса, его цоколь, как и цоколь нижнего яруса, сложнопрофилированы и раскрепованы на пилястрах. Междуэтажные перекрытия сводчатые, кирпичные. Восьмигранный купол, которым увенчан верхний ярус, имеет грушевидную форму. Памятник представляет пример ранних построек башенного типа на Левобережье Украины.
«Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: Будівельник, 1986 г., т. 4.
Кельи юго-западные, XVII в.
Упоминаются в литературе как кельи казначея и кладовые, находились в окружении монастырского сада, здание достраивалось и перестраивалось. В 1882 г. с северо-западной стороны пристроен новый объем. В 1898 г. разобрана часть сводов и стен первоначальной постройки. Сооружение из кирпича (толщина стен древнего объема 112-117 см) на известковом растворе, Г-образное в плане, первоначальная часть – прямоугольная. По плановой и объемной структуре, а также декору первоначальный объем повторяет приемы, принятые в восточном корпусе келий. Каждое помещение перекрыто сводами: кельи – сомкнутыми, сени – полуциркульными. Поперечным несущим стенам отвечают пилястры на фасадах. В восточной части корпуса небольшой ризалит, в котором находится лестница, ведущая в подвал-ледник. Другая узкая одномаршевая лестница в толще поперечной стены ведет на чердак. Наряду с пилястрами и многообломным карнизом значительную роль в декорировке фасадов играют висячие граненые полуколонки, объединяющие три оконных проема. Габариты: длина — 40 м, ширина – 9 м.
Памятник интересен как постройка, сочетающая в себе жилые и хозяйственные функции.
«Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: Будівельник, 1986 г., т. 4.
Юго-западные кельи, известные как корпус казначея, построены одновременно с братским корпусом во второй половине XVII в. и претерпели наибольшие изменения: в 1882 г. к ним сделана пристройка, в 1898 г. разобрана часть стен. Длина этого корпуса 40 м, ширина 9 м. Планировочная структура аналогична братском корпуса – жилые помещения соединены с сенями.
Под частью дома в подвале устраивали ледник – туда зимой с реки свозили блоки льда, накрывали толстым слоем опилок и лед хранился в подвале в течение всего лета. Такие ледники делали не только в монастырях, но и в помещичьих хозяйствах, в домах богатых горожан. Лестница к леднику находилась в небольшом ризалите в восточной части дома. Еще одни узкие лестницы в толще одной из стен вела на большой чердак, что использовалось для хозяйственных нужд. Отделка главного фасада очень схожа с братским корпусом.
Рядом с этим корпусом находится теплая церковь, освященная во имя апостолов Петра и Павла, построенная в конце XVII в. Также на деньги В. А. Дунин-Борковского. Эта церковь за время своего существования претерпела несколько кардинальных перестроек; до нас дошла в совершенно измененном состоянии – потеряла декор фасадов и верхи. В советское время помещения церкви были переоборудованы сначала для спортивного комплекса, затем для детского театра, позже здесь размещался архив. Сейчас в Петропавловской церкви проводятся богослужения, установлен новый иконостас.
В связи с тем, что Успенский собор холодный, и следовательно, богослужение в нем возможно проводить только в теплую погоду, Петропавловская церковь и в дальнейшем будет оставаться одним из главных монастырских храмов. Поэтому эта церковь ждет если не реставрации (вероятно, это невозможно), то квалифицированной перестройки, чтобы придать ей вид, присущего другим барочным сооружениям Елецкого монастыря.
Источник: Вироцкий В.Д. «Храмы Чернигова». — К.: Техника, 1998 г.
На входе в Елецкий монастырь со стороны Детинца посетителей встречает очень интересная, удивительно оригинальная колокольня. Это одна из самых древних колоколен Надднепрянской Украины, сохранившаяся до нашего времени (наверное, только колокольня-башня Спасского монастыря в Новгороде-Северском была построена чуть раньше). Оригинальностью своей структуры она обязана тому, что строилась в два этапа: нижний ярус построен в 1670–1675 г.г. как оборонная надвратная башня и позднее надстроен верхний ярус, предназначенный для размещения колоколов.
Когда-то, подражая Киево-Печерской лавре, проезд в колокольне назывался Святыми воротами монастыря. С обеих сторон ворот были изображены в полном архиерейском облачении два прежних игумена монастыря, которые здесь жили и работали, святые православной церкви Феодосий Углицкий – архиепископ черниговский и Димитрий Туптало, митрополит ростовский (Добровольский П.М. Черниговский Елецкий монастырь. – Чернигов: Тип. губернского земства, 1900 г.). Вход через эту башню был главным в монастырь. С двух сторон к ней примыкают оборонительные стены. Башня разделена на три этажа. В первом был проезд, находилась сторожа и маленькое помещение в массиве стены, темное и тесное, здесь была монастырская тюрьма для временного содержания – «передержка колодников». Наверх вела лестница. На втором и третьем этажах башни в случае нападения врагов могли размещаться военные – в стенах сделаны бойницы, позже здесь находился монастырский архив. В конце XVII в., когда строилась башня, каменные оборонительные сооружения уже были анахронизмом в связи с существованием в то время осадной артиллерии, поэтому через достаточно короткое время был надстроен второй ярус, завершенный большой грушевидной баней, кардинально изменивший облик сооружения, придал ей сугубо мирный характер.
Колокольня в плане представляет собой чуть вытянутый восьмиугольник с размером в большую сторону – 13,5 м, а в меньшую – 10,5 м. Стены нижнего яруса украшены карнизом с небольшим выносом и лопатками по ребрам призмы, в стенах сделаны маленькие ромбовидные окна – бойницы. Верхний ярус, предназначенный для колоколов, в плане повторяет нижней, имеет большие арочные проемы во всех восьми гранях, на ребрах – профилированные пилястры, карниз этого яруса подражает профиль нижнего. Высота здания достигает 34 м (Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР: В 4 т. – К.: Будивельник, 1986. – Т. 4). На колокольне было девять колоколов, самый большой, известный с 1786 г., имел массу около 160 пудов (1100 кг).
Колокольня каменная из местного кирпича на известковом растворе, оштукатурена и побелена. Межэтажные перекрытия сделаны по кирпичным сводам. Известно, что в 1815 г. буря повредила кровлю бани, тогда деревянные несущие конструкции были заменены на металлические. Во время второй мировой войны самолет задел купол колокольни, срезав ее часть, затем колокольня ремонтировалась несколько раз, последний – в 1977 г., при этом были выполнены значительные ремонтно–реставрационные работы.
Колокольня Елецкого монастыря имеет силуэт, совсем непохожий на большинство колоколен Приднепровья, ее вид производит неизгладимое впечатление. Широко известна, так же построенная на оборонной башне, колокольня при кафедральном костеле в Вильнюсе, но колокольня Елецкого монастыря отличается мягкими, живописными очертаниями, что гармонично согласованы с лирическим ландшафтом северной Украины; ее большая баня завершает одну из черниговских гор.
Вироцкий В.Д. «Храмы Чернигова». — К.: Техника, 1998 г.
Восточные кельи запирают с востока монастырский двор. Сооружение линейно-камерного типа, секционного плана. Каждая секция – трехдольная и состоит из двух келий с сенями между ними. Кельи перекрыты крещатыми сводами, сени – цилиндрическими. Наиболее пышно декорирован главный западный фасад келий. Декор в стиле барокко. Его элементы-полуколонки, наличники, сандрики, карнизы – набраны из лекального кирпича. Восточные кельи являются классическим образцом монастырских жилых зданий в украинской архитектуре.
«Памятники архитектуры и градостроительства Украины». — К.: Техника, 2000 г.