Свято-Троицкий собор — кафедральный собор Черниговской епархии Украинской Православной Церкви. Ранее входил в комплекс Троице-Ильинского монастыря и являлся его главным храмом. Построен в стиле украинского барокко на средства гетмана Украины Ивана Мазепы. К концу XVII в. в связи с почитанием чудотворной иконы Ильинской Богоматери число братии и паломников увеличилось, и Ильинский храм стал тесен. В 1679 г. при Лазаре (Барановиче) архиепископе Черниговском по проекту виленского архитектора И. Баптиста-Зауера к западу от Ильинской церкви заложен собор во имя Св. Троицы. Однако строительство не велось из-за отсутствия средств. В 1688 году, после избрания на гетманство, Иван Мазепа выступил ктитором собора. Он выделил для строительства собора из личных средств 10000 золотых монет, а 8 мая 1688 года гетман Мазепа издает Универсал, которым закрепляет для обеспечения строительства собора все мельницы на реке Рети.
Собор был освящён 20 июля 1695 года, и ему была передана чудотворная икона Ильинской Богоматери. В пятиглавом храме было 3 престола: главный — во имя Св. Троицы, правый — во имя вмц. Варвары, левый — во имя праведных Иоакима и Анны. В основу собора положен тип крестовокупольного храма. По обеим сторонам западного фасада имеются две башни, которые увенчаны высоким верхом. Архитектор собора — талантливый вильнюсский зодчий Иоганн-Баптист Зауэр (Иван Баптист). На соборе была выгравирована надпись, что собор возведен «коштом ясновельможного его милости пана Иоанна Мазепы, гетмана войск их царского пресветлого величества запорожского». В 1805 году эта надпись была стерта. На входе в собор был нарисован портрет Ивана Мазепы в образе святого Иоанна Предтечи. В XVII в. собор был расписан, однако почти вся роспись, кроме центрального купола, уничтожена пожарами. В XVIII в. были произведены новые барочные росписи, позднее также поврежденные, а в конце XIX в. обновленные. Главной художественной доминантой интерьера был огромный пятиярусный барочный иконостас, но до нашего времени он не сохранился. Существующий сейчас сделан в первые послевоенный года в упрощенной форме. В подвале, размещенным под собором, находятся пять больших помещений, разделенные стенами-сводами. Со второй половины XVIII ст. здесь хоронили черниговских архиереев, из которых самым выдающимся является преосвященнейший Филарет (Гумилевский). В одной из камер семейный склеп графов Милорадовичей. В 1808 г. при пожаре пострадали Троицкий собор, трапезная Введенская церковь и кельи, вскоре восстановленные.
В конце 1920 гг. имущество черниговского архиерейского дома было национализировано. Позже вокруг преподобного Лаврентия Черниговского сложилась монашеская община, и в 1941 г., после оккупации Чернигова немецкими войсками, монастырь был открыт как женский. Первое богослужение состоялось 21 ноября в пещерной церкви прп. Феодосия. С весны 1942 г. в Троицком соборе совершались регулярные богослужения, по инициативе прп. Лаврентия в 1945 г. из Ленинграда в монастырь. были перевезены мощи свт. Феодосия Черниговского. В сентябре 1962 г. монастырь был закрыт. В 1974-1985 гг. по проекту архит. М.М. Говденко собор отреставрирован. В 1988 г. Троицкий собор и Введенская ц. были переданы Черниговской епархии. Сейчас Свято-Троицкий Собор является кафедральным, в нем находятся мощи черниговских угодников Святителя Феодосия, преподобного Лаврентия (обретены в августе 1993 года), святителя Филарета (Гумилевского) (обретены в 2009 г.), частицы мощей Михаила и Феодора и многих Печерских святых. Троицкому кафедральному собору принадлежал скит в с. Вересоч Куликовского района, в котором в январе 2003 г. открыт Лаврентия Черниговского женский монастырь.
http://www.orthodox.com.ua/index.php?go=Pages&in=view&id=36; http://www.pravenc.ru/text/149679.html
В 1658 году монах вновь восстановленного Болдинского Ильинского монастыря Геннадий (Дубенский) пишет икону Божией Матери названную Ильинской, спустя несколько лет прославившуюся чудотворениями. Почитание нового образа Пресвятой Богородицы росло день ото дня, многие исцелялись после молитвы перед ним, и вскоре небольшая Ильинская церковь уже не могла вместить всех тех, кто нёс свои скорби Пресвятой Богородице. В 1679 году тогдашний черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) благословил строить новый соборный храм монастыря. Он должен был стать центром «наземного» монастырского ансамбля, расположившегося на некотором удалении от Болдинских пещер. Заложить собор заложили, но стройка в течение нескольких лет не могла сдвинуться с места — недоставало средств, казацкая старшина не готова была финансировать столь масштабное строительство. Только в 1688 году оно вошло в активную фазу, когда новоизбранный гетман Иван Мазепа лично выступил ктитором нового собора и выделил из собственных средств 10 000 золотых монет. Кроме того, он отписал на нужды строящегося собора все доходы с мельниц на реке Рети.
Строил собор Иоганн Баптист Зауэр — уроженец Кракова, архитектурной карьерой обязанный в основном Вильне, куда его пригласил великий гетман литовский Михаил Казимир Пац. Почему решено было вызвать для строительства храма в убеждённо-православном Чернигове носителя католической архитектурной культуры — не очень понятно. Однако Зауэр очевидным образом старался потрафить вкусам заказчика — владыки Лазаря, — и результатом этого старания стал синтез западноевропейской, древнерусской и украинско-барочной традиций. Завершилось строительство Троицкого собора в 1695 году. 20 июля преемник почившего владыки Лазаря архиепископ Феодосий (Углицкий) освятил собор. Торжественно перенесли в него Ильинскую икону Божией Матери, ради которой во многом и было предпринято это многолетнее строительство. Западная стена собора украсилась надписью о том, что храм возведён «коштом ясновельможного его милости пана Иоанна Мазепы, гетмана войск их царского пресветлого величества запорожского». Любопытно, что надпись эта сохранялась на своём месте в продолжении всего ХVIII столетия, хотя в 1708 году бывший гетман был анафематствован. Только в 1805 году её удалили в связи с поновлением собора, предпринятым при архиепископе Михаиле (Десницком). Освящение Троицкого собора, так долго и трудно строившегося, стало настоящим событием для Чернигова.
Монастырь, именовавшийся теперь Троице-Ильинским, получил новый центр. Хотя в Ильинском храме ещё совершались богослужения, но уже главная святыня обители Ильинская икона Пресвятой Богородицы, переместилась в новый храм, уведя за собой потоки богомольцев. Здесь, в Троицком соборе, она заняла самое почётное место. В соборе всех восхищал пятиярусный барочный иконостас, имевший более 20 метров в высоту и покрытый изысканной золочёной резьбой. К сожалению, до наших дней он не сохранился, сейчас в соборе установлен весьма скромный иконостас, изготовленный в послевоенные годы. В 1731 году в монастыре случился пожар, серьёзно повредивший купола и кровлю Троицкого собора. После пожара, монастырское руководство, «наскребя» немного денег, всего лищь покрыли главный купол да главки, венчающие башни по бокам главного фасада. Остальные купола «упразднили». А спустя некоторое время упразднили и сам монастырь. Произошло это в 1786 году, когда до Черниговщины докатилась общеимперская секуляризационная реформа. Здания монастырские планировалось передать под обустройство университета. Этой идеей загорелся светлейший князь Г.А. Потёмкин-Таврический, не раз бывавший в Чернигове. Ходили слухи, что смерть постигла светлейшего будто бы за то, что он велел снять с соборной звонницы самый большой колокол и отправить в свой екатеринославский дворец. Стать университетом Троице-Ильинскому монастырю так и не пришлось. Из Троицкого храма была перенесена чудотворная икона Черниговской Илиинской Божией Матери временно в Черниговский Елецкий монастырь, а для сохранения церковного достояния был учреждён военный караул. который существовал до 11 ноября 1790 г. В этом году сюда. в упразднённый монастырь переселился владыка. За четыре года «пустования» Троице-Ильинской обители её здания успели прийти в упадок. На их починку и приспособление под архирейские нужды ушло 5 000 рублей, полученных из казны по ходатайству генерал-аншефа М.Н. Кречетникова. Только в ноябре 1796 года тогдашний архиепископ Черниговский Иерофей (Малицкий) «переместился на новое место». В качестве кафедрального собора Троицкий храм просуществовал более ста лет. Мирное существование Троицкого собора продолжалось вплоть до революции. Затем вокруг него постепенно стало сжиматься кольцо враждебной действительности.
Здания бывшего архирейского дома постепенно отобрали в пользу советских учреждений (основную часть их занимал до войны черниговский зоотехникум). Сам собор оставался действующим до 1929 года. В 1941 году при оккупантах, из пропагандистских соображений проявлявших снисходительность к религиозным нуждам «аборигенов», Троицкий храм открылся вновь. Более того, вокруг него сложилась женская монашеская община, окормляемая прп. Лаврентием Черниговским. Интерьеры церкви пришлось «собирать» заново, поскольку ни прекрасного иконостаса, ни иных элементов былого богатства убранства в ней не сбереглось. Впрочем, основные ремонтные работы производили уже в послевоенное время (монастырские здания сильно пострадали во время бомбардировок в 1941 и 1943 годах). Следующее закрытие храма падает на хрущёвскую эпоху (1961). А в 1967 году комплекс Троицкого монастыря вошёл в состав Черниговского музея-заповедника, под опекой которого и пребывал до 1988 года, когда, после соответствующей реставрации, был передан Черниговской епархии и вновь стал архирейским домом. Богослужебная жизнь в Троицком соборе возродилась в год празднования 1000-летия Крещения Руси. Незадолго до того, в 1974-1985 годах, собор был реставрирован в первоначальных формах по проекту архитектора М.М. Говденко. В соответствии с первоначальным обликом храма восстановили его многолавое завершение, а также барочные фронтоны, венчающие западный, южный и северный фасады. С передачей собора Церкви он вернул себе значение главного храма епархии.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №84, 2014 г.
На территории украинского Левобережья во второй половине ХVII века сложился особый архитектурный стиль, именуемый украинским барокко. Ещё одно название, менее распространённое, — казацкое барокко. Распространение украинского барокко сделалось возможным вследствие того национально-религиозного подъёма, который в Малороссии родился буквально на остриях казачьих пик. Освободившаяся от польского гнёта Левобережная Украина обратилась к осмыслению оставшихся у неё образцов древнерусской архитектуры (прежде всего потому, что эти образцы следовало ремонтировать). В то же время она так долго жила под воздействием польской (всецело западноевропейской) визуальной культуры, что, разумеется, это не могло не сказаться на том «образе красоты», который существовал в народном сознании. И, наконец, существенное влияние на формирование украинского барокко оказали местные памятники деревянного зодчества.
Как мы видим, Троицкий собор — величественное каменное сооружение, ориентированное как и Екатерининская церковь Чернигова, в значительной степени на деревянные прообразы, несущее уже в самой композиционной структуре мощное западноевропейское влияние. Башни, фланкирующие главный фасад, фронтоны, расположение и форма окон — во всём этом сказалось равнение на европейские барочные костёлы. Собственно говоря, для чего иного был приглашён в Чернигов Иоганн Баптист Зауэр, как не для того, чтобы, перефразируя Ходасевича, привить виленскую барочную розу «к малороссийскому дичку»? Результат получился весьма торжественным. Как изящны стройные барочные башенки, увенчанные бутонами-куполами! Обратим внимание на окраску (зелёный — фирменный цвет украинского барокко) и форму купольных крестов — четырёхконечную. В Сибири, куда украинское барокко проникло, вместе с архиреями-малороссами, кресты на подобных грушевидных или бутоновидных куполах всё же восьмиконечные. Плоскость главного фасада отчётливо делится карнизом на два яруса, оформление нижнего и верхнего ярусов сходно — пилястры и эскедры. Центральным элементом нижнего яруса служит входной портал, верхнего — крестообразное окно (ещё одна характерная для украинского барокко деталь). Горизонтальное членение не менее отчётливо выражено и на боковых фасадах. Здесь в более разреженном виде задействованы те же декоративные элементы, что и на главном фасаде. Очень живописно выглядит восточный фасад собора. Это впечатление достигается за счёт комбинации разновысотных объёмов. Высокая гранёная центральная апсида сочетается с небольшими полукруглыми боковыми апсидами и остроугольными контрфорсами. Внутреннее убранство Троицкого собора «не дотягивает» до его внешности. Здесь сказались переделки послевоенных лет.
После десяти с лишним лет разрухи требовалось сделать храм пригодным для совершения богослужений. И — сделали. Установили иконостас, перестелили пол, «немарко» покрасили стены. В русле этой тенденции интерьеры собора соблюдались и в последующие годы. В итоге получилось странное смешение: торжественная глубина и высота пространства обрамлена столь безыскусно, что диву даёшься. Чего стоит только один пол, без затей выкрашенной коричневой краской и сообщающий собору сходство с деревенской церковью — правда очень вместительной. Троицкий собор представляет собой семикупольный шестистолпный храм с тремя выраженными нефами и развитым трансептом. Собор вытянут по оси «восток-запад», центральный фасад фланкирован двумя башнями, что сообщает храму сходство с костёлом. Это впечатление усиливают рокайльные фронтоны западного, южного и северного фасадов (интересно, что в ХVIII веке, после пожара, эти фронтоны были убраны; восстановили их только в ХХ столетии). Высота собора составляет 35 м, ширина — 26 м, длина — 38 м.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №84, 2014 г.
Собор построен построен по проекту и под руководством архитектора И. Баптиста. В литературе существует мнение, что автором проекта является А. Зерникау. После пожара 1731 г. архитектура собора была упрощена: были встроены участки северной и южной стен в пределах второго яруса, были разобраны четыре главы, собор вместо семиглавого стал трехглавым. Пожар 1808 г. вызвал новые разрушения. При восстановительных работах деревянные конструкции центральной главы были заменены металлическими, но сохранены барочные формы купола, а внешнему облику собора приданы черты классицизма. В 1849 г. чугунный пол был заменен на деревянный.
Сохранилась живопись XVII и XVIII в.в. Сооружение кирпичное, оштукатуренное, побеленное, трехнефное, шестистолпное, трехапсидное. Плановое решение памятника своеобразно. Как показали исследования, оно различно для первого и второго ярусов, что дало необычайную выразительность объемной структуре собора. Если в решении плана по первому ярусу отразилась древняя традиция трехнефных, трехапсидных храмов, то во втором план приобретает форму креста. Для большей выразительности возведены ризалиты, отвечающие трансепту. Собор семиглавый. Пять глав над основным объемом и две над угловыми башнями, фланкирующими главный западный фасад, свидетельствуют о влиянии западного барокко и древнерусской традиции постановки лестничных башен. В северо-западной башне размещена лестница, ведущая на П-образные в плане хоры. Конструкции всех глав, кроме башенных, металлические. Под зданием — глубокие подвалы с шестикамерным склепом.
Перекрытия над подвалом, хорами и основным объемом — кирпичные своды. Крестовые своды перекрывают боковые нефы под хорами, хоры и восточные предапсидные объемы. Полуциркульные своды — над центральным нефом, южной и северной частями трансепта, купол — над барабаном центральной главы.
Фасады членены пилястрами, ярусность подчеркнута развитым карнизом, раскрепованным на пилястрах, как и венчающий карниз. Прямоугольные, квадратные и полуциркульные окна и ниши обрамлены наличниками, треугольные и лучковые сандрики оформляют проемы, по центру южного, северного и западного фасадов — порталы с колонками и разомкнутыми фронтончиками, над ними огромные окна, а над венчающим карнизом — щиты барочных фронтонов. Своеобразен и насыщен декор центральной главы. В интерьере — скромные лепные украшения, ленты лепного орнамента подчеркивают ребра сводов, арки и т. д. Настенная живопись в основном XIX в. (масло), только несколько композиций XVIII в.
В настоящее время памятник реставрируется в первоначальных формах (проект реставрации архит. М. М. Говденко). Памятник является выдающимся произведением каменного зодчества Левобережья Украины периода барокко.
Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР; http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pamyatniki_ua4/pamyatniki_ua4_494.html
Строительство главного монастырского Троицкого храма, начатое в 1679 г., тянулось около десяти лет; отделочные работы велись до 1695 г. В основе плана собора лежит тип древнерусского трехнефного шестистолпного храма. Новое же состоит в том, что здесь западные башни сильно акцентированы, а трансепт получил развитие в виде двух выступающих ризалитов на южном и северном фасадах. Первоначально храм имел пять куполов, поставленных не крестообразно, а по углам, как в соборе Спаса XI в.: еще два купола возвышались над башнями притвора. После пожара 1731 г. боковые купола были разобраны и храм восстановили с одним центральным куполом и двумя над башнями.
В отличие от древнерусских храмов массив Троицкого собора был более расчленен, его силуэт был динамичнее, а первоначальное завершение семью куполами придавало ему особую живописность. Чтобы избежать неподвижности объемов храма, зодчий энергично расчленяет массы не только по вертикали ризалитами и пилястрами, но и по горизонтали — широким фризом, проходящим на уровне хор. В толщу стен он врезал глубокие полуциркульные ниши. Боковые апсиды сделал вдвое ниже центральной. Ниши и окна украсил выразительными фигурными наличниками.
Интерьер Троицкого собора построен на контрасте членений трехъярусных боковых нефов небольшими арками и громадного центрального удлиненного нефа. Освещенный главный неф контрастирует с затененными хорами, низкие боковые помещения — с открытым на всю высоту подкупольным пространством. В интерьере храма особенно впечатляют свободно взлетающие ввысь мощные подпружные арки, на которых легко покоится огромный купол.
Как можно судить по открытым в 1975-1976 г.г. остаткам первоначальной стенной живописи — фрагментам фигур апостолов в простенках барабана главного купола, головке ангела в замке восточной подпряжной арки и неизвестной композиции на своде главного нефа, — она отличалась широким декоративным письмом и монументальностью. Во время пожара 1731 г. росписи были сильно повреждены, а иконостас сгорел. Новый иконостас был сделан в 1731-1734 г.г., а новые росписи — в 1770-1780-х г.г. В 1803 г. живопись вновь пострадала от пожара. Уцелело лишь несколько сюжетов, но и они почти все были сильно попорчены позднейшими записями. О художественных достоинствах стенописи собора конца XVIII в. можно судить по двум сравнительно хорошо сохранившимся и непереписанным изображениям: композиции «Превращение Савла в апостола Павла» и фигуре архангела Михаила. Их отличает мастерство исполнения и знание перспективы и анатомии.
Театральные, патетические жесты, яркая декоративная живопись, светотеневая лепка — вот характерные признаки этих росписей храма. Закат барочного стиля можно усмотреть и в том, что отдельные сюжеты трактуются здесь не как составные части единого идейно-художественного замысла, а в виде картин, заключенных в рисованные рокайльные рамы, имитирующие резные деревянные. Это, по существу, станковые произведения, только выполненные в темперной технике на стене. Росписи лишены основного — монументальности.
Главным художественным акцентом в храме был иконостас (не сохранился). Но уцелевшие иконографические материалы позволяют в его резьбе проследить стилистическую эволюцию украинского искусства, которая идет в направлении все большей легкости и ажурности резьбы и динамичности композиции. Структурой он тесно связан с архитектурой интерьера. Украшая интерьер Троицкого собора, Баптист уделял внимание не только главному — иконостасу, но и второстепенным деталям, вплоть до оформления дверей. На одной из них, ведущей в ризницу, сохранилась древняя оковка. Она выполнена в лучших традициях ювелирного искусства, напоминает своим прорезным орнаментом оклады евангелий и является превосходным образцом кузнечного искусства XVII в. Высокое мастерство в прорисовке и компоновке ажурного рисунка этой оковки заставляет подозревать участие в её создании самого мастера, возводившего храм.
Григорий Никонович Логвин «Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль».