Антониевы пещеры Троицко-Ильинского монастыря в Чернигове – памятник культовой архитектуры ХІ – ХІХ столетий. Они основаны в 1069 году как пещерный христианский монастырь князем Святославом Ярославичем и известным церковным деятелем эпохи Киевской Руси, уроженцем города Любеч – Антонием Печерским. Первоначально монастырь именовался Богородичным (монастырь Божьей Матери). Летописец утверждает, что Антоний прибыл в Чернигов, спасаясь от гнева киевского князя Изяслава. Он «возлюбил» Болдины горы и выкопал себе пещеру. Основание монастыря было тесно связано с острым соперничеством между двумя наибольшими культурными и политическими центрами государства – Киевом и Черниговом. В Киеве в то же время уже существовал Печерский монастырь, который приобрел большую популярность. Черниговский князь Святослав, стремясь противопоставить свою столицу “матери городов русских”, при помощи Антония решил создать на Болдиных горах монастырь, подобный Печерскому.
Интенсивное развитие монастыря продолжалось вплоть до 1239 года, когда Чернигов был разрушен монголо-татарами. Подтверждением тому служит сооруженная в начале ХІІ века возле входа в пещеры каменная Ильинская церковь. Затем наступил период упадка, который продолжался вплоть до ХVІ столетия. В это время, по мнению специалистов, осуществляется реконструкция монастыря. Сведений о ремонте пещер в это время нет. Широкомасштабные работы по восстановлению Ильинского монастыря начались в 1649 году. Их инициатором был черниговский полковник Степан Подобайло, работы проводились на его средства. Наибольшая реконструкция комплекса относится к периоду конца ХVІІІ — начала ХІХ столетия. В результате ее Антониевы пещеры представляют собой комплекс подземных переходов и помещений общей протяженностью 350 метров, которые размещаются в толще Болдиных гор (в границах современного города). Глубина залегания пещер колеблется от 2 до 12 метров относительно поверхности. Все подземные сооружения находятся на двух основных уровнях. Геологические условия позволили строителям создать подземелья без дополнительных креплений и обеспечить их долговечность. Этим объясняется наличие значительных участков древних галерей и иных помещений. На стенах некоторых из них зафиксированы позднесредневековые надписи-граффити.
Особый интерес вызывает нижний ярус пещер. Этот участок находится восточнее алтаря церкви Феодосия Тотемского и имеет длину около 100 метров. Он сохранился в земляном варианте за исключением трех метров, укрепленных кирпичной кладкой возле выхода на поверхность. Этот участок был также значительно перестроен. Известно, что данная часть комплекса в разное время служила подземным некрополем и местом обитания монахов-отшельников. Еще один древний участок Антониевых пещер размещается на втором ярусе комплекса. Он включает в себя земляные галереи и помещения между церквями Феодосия Тотемского и Николы Святоши. Во время исследований здесь обнаружена древняя подземная церковь-костница, довольно внушительных размеров (длина 12 м, ширина – от 5 до 2 м при средней высоте 3 м). Она была заброшена еще в древности и больше не восстанавливалась. От костницы на юг, в направлении входа в Ильинскую церковь отходит широкая и высокая (высотой до 3 метров) галерея, которая могла быть в свое время главным входом в пещеру. В ХVІІІ-ХІХ веках большая часть подземелий была реконструирована. При этом значительную часть древних коммуникаций разрушили, а оставшиеся перестроили. В результате был полностью утрачен их первоначальный облик. В это время построили три подземные церкви, облицованные кирпичом.
Наибольший интерес в архитектурном отношении вызывает церковь Феодосия Тотемского. Ее стены и своды оформлены в стиле украинского барокко (полуциркульные ниши, карнизы, полуколонны, арки, пилястры). Интерьер подобен фасаду Троицкого собора, который с конца ХVІІ-го века является главным подземным храмом Троицко-Ильинского монастыря. Вероятно, он служил образцом для строителей подземной церкви. Церковь Феодосия Тотемского стала не только главным храмом Троицко-Ильинского монастыря, но и самой большой подземной церковью на Левобережной Украине. Ее размеры впечатляют: наибольшая высота в нартексе – 8,5 м, длина – 15,5 м. Церковь имеет хоры, расположенные за сводом в северной ее части. Две другие подземные церкви – Антония Печерского (длина 11,7 м, ширина 4 м, высота 2,68 м) и Николы Святоши имеют более простую архитектуру. Высокая влажность исключала возможность устройства в пещерных церквях деревянных иконостасов. Их роль выполняли кирпичные стены с металлическими иконами на них. Царские врата были также сделаны из металла (сохранившиеся в церквях Антония и Феодосия). Главными святынями Антониевых пещер традиционно считаются келья Антония Печерского и гробница с костями монахов, которых убили в 1239 году монголо-татары. С 1967 года Антониевы пещеры вошли в состав Черниговского архитектурно-исторического заповедника.
C сайта http://kalipso.kiev.ua/ekskursii/palom5.html
Сооружена на склоне Болдиных гор, как храм у входа в пещерный комплекс. Первоначально — однонефная, одноглавая с пониженными относительно основного объема апсидой и притвором. Фасады по осям нефа завершались закомарами, над угловыми частями памятника были горизонтальные карнизы со скатной крышей над ними. Входов было три: западный — через притвор, южный, смещенный к бабинцу,- против входа в пещеры и южный — в апсиду. Над узким бабинцем помещались деревянные хоры, вход на которые был с верхней площадки склона горы. Во время нашествия хана Батыя монастырь пострадал, но Ильинская церковь уцелела.
В конце XVI в. основной объем церкви был поднят до уровня верха закомар и завершен многообломным развитым карнизом, была также надстроена апсида. Над нею и над бабинцем были сооружены небольшие главы. Церковь приобрела кубический объем и стала трехглавой.
В 1649 г. Ильинская церковь перестроена: разобран древний притвор и сооружена западная пятигранная пристройка, позволившая увеличить внутреннее пространство за счет разборки большой части древней западной фасадной стены, к которой примыкал древний притвор, уничтожены хоры. Западная глава была также разобрана, но сооружена глава над пристройкой. Надстроена центральная глава, ставшая много-заломной.
Памятник приобрел черты, характерные для стиля барокко на Украине. В таком виде он дошел до нашего времени. Памятник из плинфы, трехглавый, в плане однонефный с прямоугольным притвором одной ширины с нефом и полукруглой апсидой, бесстолпный. Подкупольный барабан центральной главы несут подпружные арки, включенные в толщу стены. Фасады храма членены лопатками. Пространственное решение миниатюрного по физическим размерам храма имеет высотное развитие благодаря многоярусному завершению. В интерьере сохранены произведения декоративно-прикладного искусства 1774 г. — резьба по дереву и живопись того же времени.
Памятник реставрирован с максимальным выявлением элементов древней архитектуры в пределах его сложившегося облика.
Памятник является единственной сохранившейся однонефной постройкой древнерусского зодчества периода феодальной раздробленности. Его возведение имело большое значение для строительства однонефных храмов XIV-XVI в.в. Сооружение интересно как пример комплексного решения архитектурных и инженерных конструкций, благоустройства, живописных работ при фрагментарной реставрации древнего памятника.
Колокольня Ильинской церкви, 1908-1910 г.г.
Расположена на южном склоне Болдиных гор, на небольшой площадке, часть которой образована искусственной насыпью, северо-западней Ильинской церкви. Построена в эпоху «историзма». Нижние два яруса — из кирпича, оштукатурены, побелены. Верхний — деревянный. Трехъярусная колокольня — четверик на четверике — несет восьмерик звонов. В каждой грани второго и третьего ярусов проемы с полуциркульными перемычками. В первом ярусе — небольшие полукруглые окна. Перекрытия первого яруса полуциркульный свод, второго — балочное плоское. Фасады первого яруса завершаются треугольными фронтонами. Купол и главка колокольни — барочные, близкие по форме купола Ильинской церкви. Колокольня представляет пример удачного подражания барочным формам в период историзма.
Пещерные и подземные сооружения, XI-XVIII в.в.
Расположены в массиве Болдиных гор Первооснова древнего Ильинского монастыря История создания пещер и подземных сооружений начинается с 1069 г. и продолжается до XIX в. Пещерные и подземные сооружения: 1) II ярус, церковь Антония; 2) II ярус, церковь Феодосия; 3) III ярус, часовня с захоронением; 4) IV ярус, церковь Николы Святоши; 5) IV ярус, келья Антония Печерского; 6) I ярус, крипты и келья; 7) IV ярус, новая галерея.
Наиболее разрушительным было нашествие Батыя. Существенные ремонтные работы надо отнести к 1649 г., когда восстанавливаются подземные помещения, вводятся отдельные барочные элементы в их оформление. В период 80-х годов XVII — начала XVIII в.в. от комплекса древнего Ильинского монастыря с пещерами строится деревянная галерея на кирпичных опорах, ведущая к Троицкому монастырю. Существенные работы произведены внутри подземных сооружений, когда было выполнено печное отопление, поставлены кафельные печи и создана система вентиляционных каналов. В середине XVIII в. реконструированы церкви, упоминавшиеся в описях XVII в. Произведены ремонты в 1798, 1890 г.г.
Пещеры и подземные сооружения представляют сложную систему галерей, отдельных сооружений и помещений различного назначения, расположенных в четыре яруса. Наиболее древний ярус расположен на глубине 12 м от дневной поверхности (здесь сделаны археологические находки, датируемые XI в.). Во втором ярусе — церкви Антония и Феодосия с выраженными объемами притвора, нефа и алтарной части, отделенные земляными облицованными кирпичом стенами. Каждое помещение церкви имеет свою систему перекрытий: притвор и главный неф церкви Антония — полусфера купола, восточная часть — сомкнутый свод с распалубками; церковь Феодосия: притвор — сомкнутый свод, неф — сомкнутый свод с распалубками, восточная часть — сомкнутый свод с распалубками, в остальных помещениях (галереи, переходы) — полуциркульные и коробовые своды.
Стены помещений и своды облицованы кирпичом. Наиболее значительна по размерам и архитектурной обработке церковь Феодосия. Габариты её притвора, например, 4,65х4,65; высота 8,4 м. Стены церкви Феодосия украшены пилястрами, нишами, увенчаны развитыми карнизами. Здесь сохранилась кафельная печь. В третий ярус ведет лестница с кирпичными ступенями. Здесь часовня, тупиковые коридоры, а также выход на карниз церкви Феодосия, где располагались хоры. Галерея круто ведет вверх в четвертый ярус — церковь Николы Святоши с трехцентровыми сводами и в келью Антония.
Общая протяженность известных пещер 315 м. I ярус — 85 м; II — 80 м; III — 54 м; IV — 96 м. Ширина галерей от 50 см до 1 м; высота около 1 м 90 см. Полы церкви Антония и Феодосия — из керамической плитки.
Реставрационные исследования производятся с 1949 г. В 1950 г. выполнены ремонтно-консервационные работы. Реставрационные работы начаты в 1980 г.
Пещеры являются филиалом государственного историко-архитектурного заповедника.
Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР
Примером небольшого церковного здания черниговской архитектуры XII в. может служить Ильинская церковь. Это маленький монастырский однонефный одноапсидный храм, хорошо сохранившийся до наших дней. Центральная часть храма перекрыта куполом на цилиндрическом барабане. Купол с барабаном, при помощи четырех подпружных арок опирается на четыре столба, скрытых в толще стен. Северная и южная стены примыкают к щекам подпружных арок, чем увеличивается подкупольное пространство и сохраняется принцип крестовокупольной системы. Подобная система перекрытия известна в ряде построек Византии, Болгарии и Приднепровья (например, в Боянской церкви XII в. в Болгарии). С восточной стороны примыкает одна апсида, с западной — нартекс. Барабан был украшен тонкими пилястрами. Кладка стен и клейма на кирпичах близки к Борисоглебскому и Успенскому соборам. На северном фасаде Ильинской церкви сохранились древний карниз и капитель пилястры — крайне редкий для древнерусского зодчества случай.
«Архитектура Южной и Западной Руси в XII-XIII веках», http://tehne.com/event/arhivsyachina/arhitektura-yuzhnoy-i-zapadnoy-rusi-v-xii-xiii-vekah
Построенная в XII в. возле входа в Антониевы пещеры, церковь св. Илии сначала выполняла функции крестильные и была небольших размеров, тридильной, однобаневою. Состояла из бабинца, нефа и апсиды. С запада к бабинцу примыкал небольшой притвор. Церковь пострадала от монголо-татарского погрома 1239 г. В конце XVI в. её стены надстроены и увенчаны карнизом. Над апсидой и бабинцем сооружены небольшие бани, следовательно, церковь превратилась в трибаневую. С юга к апсиде пристроена ризница.
Существенные перестройки памятник претерпел 1649 г.: вместо разобранного притвора построен большой граненый объём, который значительно увеличил площадь; разобран купол над старым бабинцем и возведен новый над пристройкой; построен многоярусный верх над центральным куполом. В итоге памятник приобрёл выраженные черты стиля украинского Возрождения.
Стены каменные церкви из плинфы на цементе возведены техникой порядового строительства. Извне они первоначально были оштукатуренные с розграфленням на квадре. Ныне извне и внутри они оштукатуренные и побеленные.
Вальмовые крыши по деревянным стропилам и верхам бань по кружалам укрыты кровельной сталью. Маковки и кресты позолочены. В интерьере церкви доминирует высотный принцип раскрытия пространства. Сохранился иконостас в стиле рококо 1774 г. Из Ильинской церкви происходит самая выдающаяся достопримечательность религиозного искусства XVII в. в Украине – чудотворная икона «Ильинская богородица», создана 1658 г. иеромонахом Григорием (Геннадием) Лубенским.
Ильинская церковь – единственная уцелевшая постройка такого типа в архитектуре Киевской Руси. Она положила начало развитию храмов тридильного типа в украинской каменной архитектуре 13-18 в.в.
В.В. Вечерский, «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». – К.: Техника, 2000 г.; http://www.pslava.info/Chernigiv_MonIllinskyj_2000PamArxitekturyTaMistobuduvan,252493.html
Очень маленькая по размерам Ильинская церковь на Болдиных горах — единственный однокамерный древнерусский храм Приднепровья, который сохранился до наших дней (Ю.С. Асеев, Г.Н. Логвин «Архитектура Ильинской церкви в Чернигове». Сборник «Вопросы истории архитектуры и строительной техники Украины», К., 1959 г.). Архитектурные формы, техника строительства и знаки на кирпичах дают основания полагать, что он построен в XII веке.
Купол с барабаном с помощью четырех подпружных арок опирается на четыре столба. Следует отметить интересный приём: северная и южная стены прилегают к подпружным аркам и благодаря этому увеличивается подкупольное пространство и сохраняется принцип крестовокупольной системы. С восточной стороны к подкупольного квадрата прилегает одна апсида, а с западной – небольшой нартекс. Фасады сооружения чрезвычайно просты и не имеют характерных для архитектуры того времени полуколонн. Барабан был отделан тонкими пилястрами и, видимо, аркатурным карнизом. Значительный интерес представляет карниз здания, который сохранился на северном фасаде. Здесь же обнаружена древняя штукатурка с расшивкой под Квадры. Маленький по своим размерам храм имеет стройные, вытянутые вверх формы, которые очень удачно гармонируют со склонами окружающих гор.
«История украинского искусства». – К.: «Наукова думка», 1966 г., т. 1, перевод с украинского.
Из Елецкого монастыря нужно спуститься в долину и подняться на Болдины горы с множеством больших и малых могил IX – X вв.; на первом плане – самая большая из них – «Гульбище». С нее открываются волшебные виды Задесення и Болдиных гор.
У подножия Болдиных гор, у входа в пещеры, прилепилась миниатюрная церковка Ильи, построенная, по-видимому, в XII – начале XIII вв. на территории древнего Ильинского монастыря, основанного в 1069 году. Храм почти полностью сохранился, но с более поздними достройками и переработками. В 1649 г. к нему с запада пристроили граненое помещение, завершенное куполом, а для симметрии сделали также баню над апсидой, благодаря чему храм стал трибанным. Поставленная на небольшой площадке у подножия холма под раскидистыми дубами, церковь словно вырастает из земли и образует вместе с пейзажем один из волшебных уголков Чернигова. Подобный тип тридильного храма стал исходным пунктом в развитии одно- и трехбанных тридильных храмов в украинской архитектуре XV-XVII в.в.
С Ильинской церковью связана достопримечательность украинской живописи – икона «Ильинской богоматери», написанная в 1658 г. маляром Григорием Дубенским. Под влиянием гуманистических идей в искусстве начали рисовать святых не отреченных от всего светского, а похожих на обычных людей. Поэтому Лубенский нарисовал Богоматерь как красивую, молодую мать с ребенком на руках. Очень высокие художественные качества иконы поражали современников, которые связывали с ней свои надежды на лучшую жизнь, сочиняли песни и легенды. После смерти Хмельницкого начинается долгая кровавая борьба между отдельными старшинскими группировками. Народ изнемогал от братоубийственных войн и назвал это время «руиной». «В связи с этими событиями в 1662 г. возникла легенда об «Ильинской Богоматери», записанная в летописи Величко:
«Плакашеся тогда пресвятая дева жалующи православных христиан малоросіянов… яко через несогласие, роздвоєніе и міждуусобіе единые уже смертоносным оружіем докончишася, другіе с отчизны бедные в плен отведошася, третьи имеют отведені бить, а четвертым предлежаша в отчизне главы положити, предводительством неістовивашихся тогда властолюбивих и к междуособью гордившихся вождов своих».
«Плакашеся тогда пресвятая дева жалующих православных христиан малороссиянов… как по несогласию, раздвоение и междоусобие единственные уже смертоносным оружием докончишася, вторые из отчизны бедные в плен отведошася, третьи должны отведены бить, а четвертым предводителями междуособью гордившихся вождей своих».
От первоначальных украшений в интерьере ничего не сохранилось. А современный вид он принял после ремонта, когда в 1774 г. был изготовлен новый иконостас. Чтобы разместить все необходимые сюжеты в иконостасе маленького храма, мастер сделал его в зигзагообразном плане. В нем ведущим является не резьба в виде сплошного ковра, а ордер, составляющий закономерный переход в конце XVIII ст. к стилю классицизма.
Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Мистецтво», 1968 г., перевод с украинского.
Внизу, под горой, у входа в древние пещеры, приютился небольшой Ильинский храм, возведенный в конце XII — начале XIII в. на территории древнего Ильинского монастыря, основанного в 1069 г. Этот памятник почти полностью сохранился, но его первоначальные формы скрыты под позднейшими наслоениями. До XVII в. о храме Ильи нигде никаких известий не встречается. И только в XVII в. впервые в произведении Дмитрия Ростовского «Руно Орошенное» сказано: «… в року 7157 (1649) Божию церковь Святого пророка Илии, при ней же и монастырь старанием и коштом благочестивого ктитора, пана Стефана Подобайла, бывшего полковника Черниговского реставрировал всечестный иеромонах Зосима Тышкевич, игумен того ж монастыря».
Во время этих реставрационных работ над алтарем и бабинцем церкви были возведены двухъярусные барочные грушевидные купола, а над окнами сделаны фигурные наличники. Благодаря этим переделкам она получила форму трехкупольного храма, наиболее распространенного на Украине в XVII в. Исследованиями установлено, что в таком виде церковь простояла до конца XVII в., когда ее снова переделали. На этот раз с целью увеличения площади собственно храма был разобран древний притворганок, а вместо него возведено большое, граненное в плане помещение. Чтобы сохранить симметрию в построении всего здания, верх — баню над бабинцем уничтожили и возвели ее над новым притвором. Для входа на погост с запада была устроена широкая деревянная лестница. В таком виде храм изображен на гравюре 1717 г., таким он сохранился и до наших дней. Поставленная на небольшой площадке под откосом горы, Ильинская церковь производит яркое впечатление и вместе с пейзажем с раскидистыми дубами создает прелестный уютный уголок.
Первоначально в плане она состояла из нефа, полукруглой апсиды, неглубокого бабинца и маленького притвора. Подпружные арки, несущие купол, были врезаны в толще стен нефа. По оси южного портала для паломников в северной стене был сделан вход в пещеры, а второй ход из алтаря был предназначен для служителей храма. Над бабинцем в древности располагались хоры, опирающиеся на деревянные балки. Попасть на них можно было через дверь с северной стороны храма, с откоса большого холма.
Интерьер Ильинской церкви очень гармоничен, он не поражает размерами, но достаточно светел и хорош. В нем нет ничего такого, что подавляло бы человека. Свой современный вид он получил в 1774 г., когда был изготовлен новый иконостас. Ввиду того что храм неширокий, а иконостас имел трое врат и определенное число икон в каждом ряду, он был сделан зигзагообразным в плане. Двухъярусная архитектурная композиция изящного коринфского ордера, позолоченные резные рокайльные рамы и такая же резьба царских врат, ярко выделяющаяся на красном фоне, придают ему необычайную нарядность.
Снаружи Ильинская церковь представляла собой гармоничную уравновешенную композицию, состоящую из объемов небольшого притвора, бабинца, главного помещения и апсиды и возвышающегося по вертикальной оси здания купола. Подобно большим храмам, ее фасады имели неширокие пилястры — лопатки, отчетливо выявлявшие внутреннюю пространственную организацию. Этому логичному членению фасадов отвечало поарочное завершение. Как и в Борисоглебском соборе, фасады Ильинской церкви имели имитированную в штукатурке каменную квадровую кладку. Соразмерный барабан купола был украшен изящными полуколонками и арочным фризом. Благодаря своим размерам, скромной архитектуре храм хорошо вязался с окружающим пейзажем, он как бы вырастал из небольшого откоса горы, был как бы ее частью.
Под воздействием вкусов городских масс архитектура в XII в. становится незатейливой и уютной, особенно небольших храмиков, возводимых на средства общин или бедных монастырей. Такой тип трехчастного здания станет исходным для развития трехкамерных в плане одно- и трехкупольных храмов в украинской архитектуре XV-XVI-XVII в.в.
С Ильинской церковью связан замечательный памятник живописи — икона «Ильинская Богоматерь», исполненная в 1658 г. Григорием Дубенским (местонахождение неизвестно). Освободительная борьба украинского народа 1648-1654 г.г. обусловила подъем искусства в XVII-XVIII в.в. Воссоединение Украины с Россией наполнило сердца людей великими надеждами, послужило заметному развитию и движению свободолюбивых демократических идей в тогдашнем обществе. Сирийский путешественник Павел Алеппский, посетивший Украину в 1653-1654 гг., очень верно подметил связь между историческими изменениями в жизни украинского народа и теми процессами, которые происходили в искусстве. «Бывши в полоне и рабстве, — пишет он, — казаки теперь живут в радости, весельи и свободе. Построили соборные церкви, создали благолепные иконы, честные и божественные иконостасы». Алеппского поразили новые художественные идеалы. Вопреки православной церкви, осуждавшей жизнь «как юдоль печали» и смотревшей на женщину как на «сосуд греховный», народ всегда воспевал красоту человека и радости земного мира. Торжество гуманистических антифеодальных идей привело к тому, что в религиозном искусстве стали изображать святых не отрешенных от всего мирского, а похожих на обыкновенных людей. Художники стремились выразить в образе святых не отвлеченные идеи, а людские чувства, отобразить красоту человека и окружающего мира. Григорий Дубенский написал Богоматерь, как красивую молодую женщину — мать с младенцем на руках. У нее прекрасные большие карие, немного грустные глаза. Образ «Ильинской Богоматери» так полюбился народу, что с ней он связывал свои чаяния мира и надежды на лучшую жизнь, слагая о ней песни и легенды.
После смерти Богдана Хмельницкого на Украине, не затихая, шла борьба между старшинскими группировками. Народ изнемогал от братоубийственных междоусобных войн. И вот в связи с этим в 1662 г. возникло сказание об «Ильинской Богоматери», занесенное в летопись Самоила Величка: «Плакавшеся тогда пресвятая дива жалующи православных христиан малороссиянов… яко через незгоду, раздвоение и междоусобие едини уже смертоносным оружием доканчишася, другие з отчизни бидни в плен отведошася, третьи имяху отведени бити, а четвертым предлежаща в отчизне главы положити, предводительством неистовивашихся тогда властолюбивых и к междоусобью гордившихся вождов своих».
Рядом с церковью с северной стороны находится вход в древние пещеры. Последние крупные работы по упорядочению подземных сооружений велись здесь в конце XVIII в. На архитектуре интерьеров пещерных храмиков с переходами и притворами лежит печать стиля эпохи украинского барокко; плоскости их стен членят изящные пилястры. Особенно хороши интерьеры двух восьмигранных в плане залов: они миниатюрны по размерам и очень масштабны по отношению к человеку; пилястры четко выявляют грани стен одного из них, перекрытого сомкнутым куполом.
Григорий Никонович Логвин «Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль».