Ильинский Троицкий монастырь, в 1 версте от Чернигова. Основан в 1069 году; в 1239 году был разрушен Батыем; в 1694 году восстановлен; в 1790 году обращен в архиерейский дом. Здесь находится чудотворная Ильинская — Черниговская икона Божией Матери. Она была написана иноком Геннадием (Дубенским) в 1658 году. Богоматерь изображена на иконе в полурост; лик Ее написан в греческом стиле; на левой руке Ее покоится Богомладенец, благословляющий правою рукою, левая же Его рука лежит на Его левом колене; на главах Богоматери и Богомладенца находятся царские короны. На трех финифтовых дощечках, укрепленных внизу иконы, находятся следующие надписи: на первой — « Сей святой образ Божией Матери, именуемыя Илиинскою — Черниговскою, написан 1658 года»; на второй — «Чудодействие течение слез на оном образе видимо было 1662 года с 15 по 24 число месяца Апреля»; на третьей — «В 1662 году было нашествие татар на град Чернигов, но к сему чудотворному образу не могли прикоснуться руки нечестивых сарацин». Ильинская икона Богоматери источала и источает множество чудес и доселе. Великое усердие народа проявляется к сей иконе в следующие дни: в день Пресвятой Троицы (храмовый день), 16 апреля (день прославления ее) и в день пророка Ильи.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Схиархимандрит Лаврентий (в миру Лука Евсеевич Проскура) родился в 1868. С детских лет Лука регулярно ходил в церковь, имел прекрасный слух, пел в церковном хоре. В 1912 году, на 45-м году жизни, Лука был пострижен в монашество с именем Лаврентий. Через два года он был рукоположен в иеродиакона, а в 1916 году — в иеромонаха. В 1928 году по определению экзарха Украины митрополита Михаила возведен в сан архимандрита. В 1923 году в Киеве о. Лаврентий был тайно пострижен в схиму лаврским схиигуменом Гавриилом. До самого закрытия монастыря в первой половине 20-х годов о. Лаврентий неизменно был регентом хора, уставщиком и ведал монастырским книгохранилищем. Во время Великой Отечественной войны, в период оккупации Чернигова, было разрешено открыть Троицкую обитель. По зову старца собрались послушницы, просто верующие люди, и приступили к восстановлению обители. Люди трудились самоотверженно и уже в день Архистратига Михаила 21 ноября 1941 года состоялось первое богослужение в церкви Феодосия, расположенной под Троицким собором. А в 1942 году был освящен и главный престол Троицкого собора. На хорах регентовал сам будущий преподобный, величественный храм огласился стройным пением. Что поражало в даре о. Лаврентия? Четкий, определенный ответ на все сомнения и вопросы. И когда однажды близкий к нему человек осмелился спросить: «Батюшка, откуда вы знаете, что нужно ответить каждому обращающемуся к Вам, и всегда это бывает правильное решение?» Он ответил: «На мысль полагает Бог, и ответ в сказанном сразу». Известны его предсказания о войне, о грядущем мире, о будущем России. Скончался схиаpхимандpит Лаврентий 19(6) января 1950 года. 9/22 августа 1993 года Освященным Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви Московского Патриархата схиархимандрит Лаврентий Черниговский был причислен к лику святых в чине преподобного. Чудотворные и цельбоносные мощи угодника Божия Лаврентия пребывают ныне в Троицком соборе города Чернигова.
Как архитектурный ансамбль, Троице-Ильинский монастырь стал складываться начиная с последней трети ХVII века. Завершился этот процесс возведением четырёхъярусной колокольни в духе елизаветинского барокко (1771-1775). Её вогнутые фасады обильно декорированы, а с верхних ярусов открывается захватывающий вид на город Чернигов и сам монастырь. Судя по всему, образцом для неё послужила колокольня Богородице-Рождественского собора в Козельце, построенного несколько раньше, в 1752-1763 годах, по заказу Н.Д. Разумовской, матери А.Г. и К.Г. Разумовских. Ходили слухи, что в составлении проекта колокольни этого храмового ансамбля участвовал Растрелли.
Козелецкая колокольня по архитектуре очень сходна с черниговской. Хотя колокольня Троице-Ильинского монастыря выглядит «более барочной» — благодаря окраске в два цвета. Что касается наиболее ранних построек монастыря, то это прежде всего Введенская тёплая церковь с трапезной (1677-1679), очень простых форм, продолговатая, с притвором, напоминающих часовенку. Центральная часть храма увенчана четвериком со скошенными углами, на которую, в свою очередь, поставлен фонарик-восьмерик с барочной главкой. С восточной стороны комплекса находятся келейные корпуса и Ильинские ворота с простым и очень внушительным зданием типографии, выстроенным при владыке Лазаре (Барановиче). Через эти ворота идёт дорога к древнему Ильинскому монастырю, сложившемуся в ХII веке вокруг ископанной преподобным Антонием в Болдиной горе пещере и разрушенному в 1239 году татаро-монголами.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №84, 2014 г.
Троицко-Ильинский монастырь, расположенный в городе Чернигове, является один из самых выразительных архитектурных ансамблей Украины. Его ансамбль состоит из двух, объединенных ландшафтом и архитектурой, частей – бывшего Ильинского монастыря (ХІ – ХУІІ в.) и Троицкого монастыря, возведенного в 1677-1780 годах на самом высоком плато Болдиных гор (название произошло от древнерусского «болд», что означает дуб).
Согласно летописи, начало монастырю положил в 1069 году монах Антоний Печерский. Основание монастыря было тесно связано с острым соперничеством между двумя наибольшими культурными и политическими центрами государства – Киевом и Черниговом. В Киеве в то время уже существовал Печерский монастырь, который приобрел большую популярность, и черниговский князь Святослав Ярославич, стремясь противопоставить свою столицу «матери городов русских», при помощи Антония решил создать на Болдиных горах монастырь, подобный Печерскому.
«Ископанные» Антоном Печерским и его последователями в яру Болдиных гор пещеры со временем стали пещерным христианским монастырем, который первоначально именовался Богородичным (монастырь Божьей Матери), который известен сегодня во всем мире как памятник подземного строительства «Антониевы пещеры». К XII веку монахи нарыли достаточно продолжительные подземные тоннели и частично перебрались возводить постройки на поверхности, одной из первых которой стала каменная Ильинская церковь. С того же времени обитель стала именоваться Ильинской. Интенсивное развитие монастыря продолжалось вплоть до 1239 года, покаместь Чернигов не был разрушен монголо-татарами. Затем наступил период упадка, который продолжался вплоть до XVI столетия, пока по приказу черниговского полковника С. Подобайло (и за счет его средств) в 1649 году святыня не была восстановлена. В результате реставрации она бала перестроена и получила форму трехкупольного, наиболее распространенного на Украине в казацкий период, храма.
Спустя некоторое время в связи с тем, что число братии Ильинского монастыря и паломников чудотворной иконы Ильинской Богоматери увеличилось, по инициативе известного политического и церковного деятеля, писателя конца XVІІ века черниговского архиепископа Лазаря (Барановича) вблизи Ильинской обители с 1672 года началось строительство нового Троицкого мужского монастыря, который в 1679 году был объединен с Ильинской обителью и стал именоваться Троицко-Ильинским монастырем.
Ансамбль обители складывался на протяжении XVII-XIX веков. Построение этого величественного комплекса стало возможным также и потому, что Троицко-Ильинский монастырь был большим феодальным хозяйством, которому принадлежало почти 10 тысяч крепостных, 24 села, 30 мельниц, 31 завод, в том числе кирпичные заводы. Соединен был Троицкий монастырь с Ильинским «галерею, устроенною на каменных арках и столбах». Однако в 1786 году, по указу Екатерины ІІ имения монастыря были секуляризованы, а ему самому была отведена особая роль: на его территории должен был разместиться Черниговский университет – этому способствовало наличие в монастыре типографии и библиотеки, насчитывавшей более 11 тысяч книг. Но после смерти светлейшего князя Г. Потемкина (особенно озабоченного этим вопросом) указ не выполнялся и поэтому в 1790 году по приказу императрицы он стал резиденцией черниговского епископа (переселившегося из Борисоглебского монастыря).
В 1918 году монастырь снова закрыли (до 1929 года продолжал функционировать только Троицкий собор как приходской храм), а его территория и строения использовались черниговским зоотехникумом.
В ноябре 1941 года монастырь вновь открылся, как действующий женский монастырь. Поскольку в ходе войны (во время бомбардировок 1941 и 1943 годов) сооружения обители сильно пострадали, то по её завершению епархией в нём были проведены текущие ремонтные работы. Однако в 1961 году монастырь вновь закрыли и с 1967 года его архитектурный комплекс был включен в состав Черниговского Государственного архитектурно-исторического заповедника. Но, как говорится, нет худа без добра: в рамках восстановления культурно-исторического наследия под руководством известных архитектора Марионилы Говденко и реставратора живописи Владимира Бабюка в обители на профессиональной и качественном уровне были проведены реставрационные работы. А в канун празднования тысячелетия крещения Руси, в 1988 году, после окончания реставрационных работ строения бывшего Троицкого монастыря были вновь возвращены Черниговской епархии.
Несмотря на то, что монастырская жизнь в стенах обители нынче так и не восстановлена, это место и сегодня является центром религиозной жизни Черниговщины: бывший монастырь является резиденцией Черниговского архиепископа (УПЦ МП), а Свято-Троицкий собор – кафедральным собором данной епархии; в доме настоятеля с 90-х годов ХХ века действует духовное училище, которое готовит священников и регентов-псаломщиков не только для местной церкви; в его стенах организуется и проводится активная миссионерская работа епархии. А «Антониевы пещеры» хоть и являются составной частью Черниговского архитектурно-исторического заповедника, но помимо просветительской работы, которая в них проводится (исторические раскопки, экскурсии), в его храмах в церковные праздники проходят богослужения.
Благодаря тому, что монастырь расположен на одной из возвышенностей Болдинских гор, он виден практически со всех сторон города, а с его колокольни открывается впечатлительная панорама городских окрестностей. Интересен и сам архитектурный монастырский ансамбль, как пример гармоничного сочетания различных эпох и образов жизни (церковной и светской).
Он включает с себя:
Свято-Троицкий собор, который раннее являлся главным храмом монастыря, а в настоящее время – кафедральный собор Черниговской епархии УПЦ (МП). Церковь была построена талантливым вильнюсским зодчим Иоганном-Баптистом Зауэром в 1671-1696 годы (освящена в 1695 году) в стиле украинского барокко, на средства гетмана Украины Ивана Мазепы. В основу собора положен тип крестовокупольного храма. По обеим сторонам западного фасада имеются две башни, которые увенчаны высоким верхом. Стены строились с устройством ниш, больших фигурных окон, треугольных и полциркулярных сандриков. Роспись храма неоднократно уничтожалась (кроме центрального купола) пожарами, восстанавливалась и опять ими уничтожалась. В окончательном виде она была восстановлена в 1974-1985 годах, в ходе реставрации собора (по проекту архит. М. М. Говденко). В храме имеется 3 престола: главный – во имя Св. Троицы, правый – во имя вмц. Варвары, левый – во имя праведных Иоакима и Анны. До 2003 года кафедральному собору принадлежал скит в селе Вересочь Куликовского района, который с того года был воссоздан, как Лаврентия Черниговского женский монастырь.
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с трапезной (Введенская церковь) с трапезной, построенной в 1677-1679 годах. Она является, пожалуй, единственной среди сохранившихся на Левобережной Украине трапезных церквей с двумя куполами.
Часовню-усыпальницу Г. С. Щербины (1868-1903), российского консула в Косовской Митровице, погибшего от рук албанских сепаратистов (как тут не вспомнить трагедию, разыгравшуюся на сербской земле в конце прошлого века, когда албанские боевики уничтожали не только мирных жителей, но и разрушили памятник Григорию Щербине, воздвигнутый сербами после его гибели).
Часовню-усыпальницу Стефановичей (черниговских дворян), построенную приблизительно в 1905 году.
Церковь Илии Пророка, сооруженную в XII веке на склоне Болдиных гор как крестильню возле входа в Антоньевы пещеры, которая вместе с ними положила основание Ильинскому монастырю. Просторно-плановое решение Ильинской церкви уникальное для строительства храмов домонгольского периода – это однонефная, однобанная, бесстолпная церковь. Возможно, это была первая такая каменная церковь, построенная в эпоху Киевской Руси, и единственная из такого типа храмов, сохранившаяся на территории Украины с тех времен. После причиненных во время нашествия орд Батыя повреждений храм был восстановлен и достроен: в XVI веке приобрел две дополнительные бани и ризницу с южной стороны атиды; в середине XVII века получил трехбанное многоярусное завершение и приобрел черты украинского барокко. Рядом с церковью в 1908-1910 была построена колокольня, которая органично вписалась в природно-архитектурный ландшафт.
Три другие церкви – Феодосия Тотемского, Антония Печерского и Николы Святоши размещены непосредственно в Антониевых пещерах. Данные пещеры были основаны в 1069 году, как пещерный монастырь, а их интенсивное развитие продолжалось вплоть до разрушения Чернигова монголами-татарами (1239). Они представляют собой комплекс подземных переходов и помещений общей протяженностью 350 метров, которые размещаются в толще Болдиных гор (в границах современного города) и глубиной залегания – от 2 до 12 метров (относительно поверхности). Все подземные сооружения находятся на двух основных уровнях, наибольший интерес из которых представляет его нижний ярус (восточнее алтаря церкви Феодосия Тотемского) протяженностью около 100 метров. Он сохранился в земляном варианте за исключением трех метров, укрепленных кирпичной кладкой возле выхода на поверхность. Этот участок был также значительно перестроен. Известно, что данная часть комплекса в разное время служила подземным некрополем и местом обитания монахов-отшельников.
Церковь Феодосия Тотемского – является главным подземным храмом Троицко-Ильинского монастыря. Её стены и своды оформлены в стиле украинского барокко (полуциркульные ниши, карнизы, полуколонны, арки, пилястры), а интерьер подобен фасаду Троицкого собора. Она является самой большой подземной церковью на Левобережной Украине: наибольшая его высота – 8,5 м, длина – 15,5 м. Церковь имеет хоры, расположенные за сводом в северной ее части.
Две других подземные церкви, имеют более простую архитектуру: Антония Печерского (длина – 11,7 м, ширина – 4 м, высота – 2,68 м) состоит из трех помещений – притвора, нефа и алтаря. Помещение, расположенное перед входом в эту церковь, несмотря на свой обыденный вид, является удивительным памятником архитектурно-акустического искусства. В форме ротонды с выступами в стене, оно, очевидно, играло роль церковного клироса. Монахи, что исполняли церковные песнопения, располагались в выступах этого помещения и когда начинали петь, звуки удивительным образом «собирались воедино» под его куполом и, отражаясь от него, разлетались по всем помещениям и лабиринтам пещеры, усиливая своё звучание. А чтобы было слышно пение на другом уровне пещер, под потолком было сделан специальный вентиляционный ход. Церковь Николы Святоши. Что интересно, в пещерах круглогодично, независимо от погоды на горе, температура постоянно держится на отметке +5 градусов.
Главными святынями Антониевых пещер традиционно считаются келья Антония Печерского и гробница с костями монахов, которых убили в 1239 году монголо-татары, а в Ильинской церкви – чудотворная Ильинская икона Черниговской Богоматери.
Кроме того, в состав архитектурного ансамбля монастыря также входят: 58-метровая колокольня, построенная в 1775 году перед входом в монастырь (рядом со святыми вратами). Выполненная в силе барокко, она имеет 5 ярусов, а чтобы подняться до самого верха, нужно пройти 195 ступеней. Имя её архитектора неизвестно, но по некоторым сведениям, при её строительстве использовались проектные чертежи Иоганна Шеделя, автора Великой Лаврской колокольни (Киево-Печерской Лавры).
Архиерейский дом (дом настоятеля) – двухэтажный дом, где нынче располагается духовное училище; Святые врата; кельи (северо-восточные), где проживают слушатели училища; хозяйственный корпус и вспомогательные помещения; кирпичная ограда с башнями, построенные в XVIII веке (вместо деревянных); церковная лавка, сделанная уже в настоящее время, но в существующем монастырском стиле.
Долгое время Троицкий монастырь являлся ещё и некрополем. Под Троицким собором (в подвале, в пяти больших помещениях, разделенные стенами-сводами) и вокруг него нашли вечный покой черниговские иерархи, государственные и культурные деятели, представители знатных фамилий (Милорадовичей, Кочубеев и др.), в том числе: около алтаря (внутри собора) покоятся мощи святых Феодосия Углицкого и Лаврентия Черниговского; возле храма, среди других – могила выдающегося украинского писателя-баснописца Леонида Глебова, дипломата и ученого Григория Щербины, архиепископа Черниговского и Нежинского Антония.
Достопримечательности Чернигова
Расположен на террасированном склоне древних Болдиных гор. Ландшафт и архитектура объединили два комплекса, лежащих на разных уровнях — ансамбль Ильинского монастыря, возникший в XI в., расположенный на нижней террасе склона горы, и Троицкий XVII-XVIII вв.- на верхнем плато. В XI-XII в. возникает комплекс подземных многоярусных сооружений — галерей, келий, церквей. В конце XI — начале XII в.в. у южного входа в пещеры строится наземное сооружение — Ильинская церковь, известен комплекс монастырских построек XVII в. (не сохранились), в начале XX в. строится колокольня на месте более древней. Сооружения комплекса Ильинского монастыря, который самостоятельно просуществовал до второй половины XVII в., вошли в состав вновь созданного Троицко-Ильинского монастыря. Оба комплекса были соединены деревянной галереей на кирпичных опорах.
С середины XVII в. и в последующее время интенсивное строительство ведется на верхнем участке монастыря. В 1677 г. приступили к возведению первого каменного сооружения — Введенской трапезной церкви, в 1695 г. заканчиваются строительные и отделочные работы по Троицкому собору. К 1719 г. закончено строительство трапезной, восточных келий, пекарни для служителей с кельями и каменная монастырская ограда. В середине XVIII в. территория монастыря была расширена, в связи с чем построены новые участки ограды с двумя восьмигранными в плане башнями. К 1750 г. завершено возведение кирпичного двухэтажного дома архимандрита, а несколько позднее к южному пряслу монастырской ограды пристроен хозяйственный корпус с погребами и ледником. Некоторые постройки монастыря первоначально были деревянными. Интенсивное строительство в монастыре продолжалось до конца 70-х годов XVIII в. За это время сооружена кухня со службами, и к первоначальному корпусу келий XVII в. пристроено северное крыло. Окончательное архитектурно-планировочное и объемно-пространственное завершение ансамбль получил в 1775 г., когда была построена кирпичная пятиярусная колокольня, ставшая его высотной доминантой. На рубеже XX в. в кирпиче строятся две часовни с северной стороны Троицкого собора, выполненные в формах «историзма». Ансамбль состоит из двух комплексов. Один из них, расположенный на нижнем плато объединяет систему пещер и подземных сооружений XI-XVIII в.в., а также наземные постройки — Ильинскую церковь XI-XVII в.в. с колокольней XX в. Композиция этого комплекса асимметрична. Пластика построек удачно дополняет пластику рельефа.
Комплекс верхнего плато включает собор, трапезную и кельи XVII в., колокольню и архиерейский дом XVIII в., ограду с башнями и воротами XVII-XVIII вв., хозяйственный корпус XVIII в., пекарню, хозяйственный корпус с ледником, кухню XVIII в. Центром композиции этого комплекса является Троицкий собор, вокруг которого образуется парадный двор.
Древнерусская архитектура, обогащенная формами барокко, создала предельно выразительный по пластике ансамль, органично слившийся с ландшафтом. Ансамбль интересен как в целом, так и отдельными постройками. В состав ансамбля входят типологически уникальные гражданские постройки: ледники, пекарня, кухни сооружения XVIII в., дошедшие до нас в единичных образцах.
Памятник реставрируется (архитекторы М. М. Говденко, В. И. Маркиз, В. И. Лукьянченко).
Колокольня, 1771-1775 г.г.
В стиле барокко. Кирпичная, пятиярусная, в плане квадрат с вогнутыми гранями и срезанными углами, 17-метровая в основных осях и имеющая высоту 58 м. Фасады поярусно по четырем углам украшены колоннами, на втором ярусе 6 колонн на каждом углу, на третьем и четвертом по 5. В первом ярусе — сквозной арочный проезд по оси юг-север с деревянными, обитыми жестью воротами, на четырех углах контрфорсы выполнены в форме огромных волют. Каждый ярус венчается пышным многопрофильным карнизом. Фасады оштукатурены и окрашены в два цвета: поле стен — охра, колонны, карнизы, декор — белые. Колокольня завершается граненым куполом и главкой. Декор колокольни отличается изысканностью, выраженной в тонкой профилировке тяг, карнизов, наличников и изяществе лепки. Определенная роль принадлежит металлическим декоративным элементам — решетки в арках, литые вазы на карнизах. Реставрация окончена в 1970 г. Реставрирована кладка, восстановлены первоначальные профили всех декоративных элементов, лепка, покраска и декоративные чугунные вазы на ярусах. Памятник представляет интерес как монументальное произведение архитектуры эпохи барокко.
Кельи, 70-е XVIII в.
Исследованиями установлено, что первоначальное назначение памятника — кухня с ледником. Расположен в юго-западной части монастырского подворья в комплексе с домом архимандрита. Выступает за линию примыкающей к ней с востока и запада монастырской ограды. Первоначальный облик несколько изменен перепланировками и поздними пристройками.
Здание кирпичное, одноэтажное, Г-образное в плане. Под всем объемом расположен подвал, в который ведет одномаршевая лестница, расположенная в восточной части здания. Подвал освещался через продухи — наклонные проемы; перекрытия подвала — крестовые и полуцилиндрические своды; первого этажа — плоские по деревянным балкам.
Фасады памятника имеют строгую декоративную обработку. Прямоугольные оконные проемы обрамлены плоскими наличниками с выступающим замковым камнем. Здание имеет развитый профилированный карниз и цоколь. В 1983 г. произведены натурные предреставрационные исследования. Сооружение представляет редкий пример комплекса служебных усадебных построек, включающих ледник.
Кельи, середина XVIII в.
Исследованиями установлено, что первоначальное назначение памятника — хозяйственный корпус с ледником. Первоначальный объем памятника сохранился, в XIX в. приобрела современную форму крыша. Кирпичный, состоит из двух объемов: вытянутого по оси восток-запад одноэтажного прямоугольного в плане и примыкающего к нему с восточной стороны пониженного одноэтажного объема ледника, квадратного в плане. Под основным объемом — ярус подвалов, перекрытых полуциркульными сводами: две поперечные стены с двумя проемами разделяют пространство на три камеры, центральная небольшая — сени с одномаршевой крутой лестницей.
Планировка первого этажа соответствует подвальной. Помещения первого этажа перекрыты полуциркульными сводами с распалубками над оконными и дверными проемами. Окна первого этажа и наклонные подвальные проемы — продухи — расположены на северном и западном фасадах. Главный фасад имеет строгую декоративную обработку, углы его закреплены лопатками. Прямоугольные оконные и дверные проемы расположены в неглубоких нишах с профилированным обрамлением. Здание имеет развитый профилированный карниз. В результате реставрационных работ, которые ведутся с 1983 г., установлена датировка памятника, форма первоначальной крыши и назначение сооружения.
Памятник является уникальной постройкой, включающей ледник (квадратный объем) — один из немногих примеров хозяйственных построек на Украине XVII-XVIII в.в., сохранившихся до наших дней.
Северо-восточные кельи, 70-80-е годы XVII в. — 70-80-е г.г. XVIII в.
Зигзагообразные в плане. Примыкая к северо-западному и северо-восточному пряслу монастырской ограды, образуют небольшой внутренний двор, отделенный от остальной территории ансамбля. Памятник условно можно разделить на два Г-образных объема: восточные и северные кельи. Восточная часть корпуса келий возведена в кирпиче в 70-80-е годы XVII в. имела секционную планировку. Первая восточная секция двухкамерная — сени и камера, три остальные — трехкамерные, с сенями посредине. Сени имели два входа — со стороны монастырского подворья и со стороны внутреннего двора. Все кельи были перекрыты крестовыми сводами, а сени — полуциркульными с распалубками над дверными проемами. Каждая келья отапливалась отдельной печью. Первоначально плоскость фасадов памятника расчленяли лопатки, отвечавшие поперечным стенам, окна были украшены ушастыми наличниками, корпус имел развитый профилированный карниз и цоколь.
В 70-80-х годах XVIII в. к первоначальному объему пристроено северное крыло из кирпича, которое меньше пострадало от перестроек. Перекрытия северного корпуса плоские по деревянным балкам, фасады расчленены ритмично расположенными лопатками. Прямоугольные окна обрамлены наличниками с выступающими Замковыми камнями и надоконными сандриками П-образного очертания, прямоугольного сечения, вплотную примыкающими к венчающему карнизу памятника. Планировка в результате приспособления здания в XIX-XX в. под хозяйственные и жилые помещения изменилась.
Памятник реставрируется. Сооружение — интересный пример жилой постройки XVII-XVIII в.в. на Украине.
Архиерейский дом, 1750 г.
Здание много раз ремонтировалось и перестраивалось в XIX и XX в.в. В годы Великой Отечественной войны пострадало от пожара. Первоначально формы здания и его конструкции, перекрытия первого и второго этажей были сводчатые, на южном и северном фасаде были ризалиты. В XIX в. их соединили торцевые стены. Кирпичный, двухэтажный, Н-образный в плане, перекрытия плоские, железобетонные, крыша скатная, покрыта кровельной сталью. Фасады завершает профилированный карниз. Стены расчленены плоскими лопатками. Прямоугольные оконные проемы расположены в неглубоких нишах с профилированным обрамлением. Развитый междуэтажный карниз опоясывает здание.
Ильинские ворота, начало XVIII в.
Ильинские ворота в литературе ошибочно отождествлялись со зданием типографии. От первоначального объема сохранился первый ярус и южная часть второго. Перестройки и ремонты: 40-е годы XVIII в., 70-е годы XVIII, XIX в. Сооружение из кирпича, прямоугольное в плане, двухъярусное, в центральной части первого яруса проезд, перекрытый полуциркульным сводом, по бокам проезда два прямоугольных в плане помещения, перекрытия плоские деревянные. Помещения первого этажа освещаются через четыре оконных проема с арочными перемычками (по два в каждом) в западной стене. Вход во второй этаж через деревянный объем. В настоящее время завершается реставрация памятника. Восстановлены первоначальные планировка первого яруса, вход на второй этаж. Верхний ярус башни и крыша сохранены в формах конца XVIII в.
Памятник представляет оригинальный пример въездной башни. Существенное значение для ам самбля памятник имел также и потому, что он объединял ансамбли Ильинского и Троицкого монастырей при помощи деревянной галереи.
Ограда с воротами и башнями, конец XVII — середина XVIII в.в.
Ограничивает обширное плато на вершине одного из отрогов Болдиных гор. Ограда и башни дошли с некоторыми утратами: от северной башни остались фрагменты юго-восточной и юго-западной стен, восточная башня переделана в XIX в., к ней пристроен одноэтажный корпус. Сооружались в два этапа. Сначала было возведено северо-восточное прясло ограды с северной и восточной квадратными в плане башнями (не сохранилась) и юго-западный участок стен. Строительство закончено к 1719 г.
В 40-50-х годах XVIII в. территория монастыря была расширена в сторону юго-запада, продлены южное и северо-западное прясла и возведены восьмигранные южная и западная башни с существующим в настоящее время между ними участком стены. По описи монастыря 1765 г. ограда значится совершенно законченной в том виде, в котором существует и в настоящее время. Ограда, ворота и башни выполнены в формах барокко. Стены с четырьмя башнями — из кирпича. В плане ограда представляет неправильный многоугольник, южное прясло ограды ломаной сложной конфигурации, продиктованной рельефом.
Плоскость напольных фасадов стен расчленена плоскими лопатками и завершается развитым профилированным карнизом, также профилирован цоколь, дворовые фасады — гладкие. Западная и южная башни идентичны по архитектуре — это двухъярусные сооружения, увенчанные барочным куполом с барочной главкой на квадратном в плане барабане. Архитектура башен отличается изяществом форм. Ребра первого и второго яруса оформлены спаренными пилястрами, а грани украшены прямоугольными нишами. Стены второго яруса имеют криволинейное очертание. Профилированный межъярусный карниз раскрепован на пилястрах. Башни имеют развитый венчающий карниз с большим выносом и многорядной профилировкой. Напольные фасады башен глухие. Дверной проем расположен со стороны грани, выходящей на монастырское подворье. Перекрытия башен — усеченный сомкнутый свод, на котором установлен четверик главки.
В 1982-1983 г.г. реставрированы северо-западное прясло ограды, южная и западная башни, участок северо-восточного прясла между северной башней и Ильинскими воротами, а также проведена консервация остатков северной башни. Стены и башни ансамбля лишены оборонных черт и выполняют функции ограды с угловыми архитектурными акцентами. Расположенные по бокам колокольни ворота решены в ярковыраженных барочных формах.
Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР
От Ильинской церкви к Троицкому монастырю лучше всего пройти узенькой тропинкой вдоль оврага. Чудные живописные места Болдиных гор становятся с подъемом все краше, а на подходе к вершине холма начинает вырисовываться громадный объем Троицкого собора и его ансамбль.
Древний Троицкий монастырь в XVII в. в процессе восстановления, по-видимому, был расширен: ввиду тесноты и неудобства расположения на крутых склонах холмов часть его зданий стали строить на соседней горе. В середине XVII в. были закончены деревянные стены ограды с четырьмя башнями. Вероятно, во второй половине XVII в. был возведен юго-западный хозяйственный корпус, расположенный вдоль оборонительной стены, в 1677-1679 г.г. на восток от него — трапезная церковь, с обеденным залом и подсобными помещениями, а на север, за пределами ограды, — типографский двор; в 1679-1689 г.г. в монастыре был сооружен Троицкий собор. Таким образом, к концу XVII в. главный храм, трапезная и корпуса келий вместе с башнями и стенами образовали крупный монастырский ансамбль. Ему недоставало лишь высотного объема; с постройкой в 1775 г. надвратной колокольни комплекс получил необходимый композиционный акцент.
В конце XVIII — начале XIX в. в северо-восточном углу Троицкого монастыря были сооружены три длинных одноэтажных жилых корпуса (кельи), соединенные между собой под прямым углом, а на запад от собора — громадный двухэтажный настоятельский корпус. С их строительством закончилось сложение ансамбля монастыря, который с небольшими, изменениями сохранился до наших дней. Наиболее интересные в архитектурно-художественном отношении здания относятся к XVII-XVIII в.в., к эпохе после освободительной войны 1648-1654 г.г. и воссоединения Украины с Россией.
Передовые люди того времени никогда не замыкались в сфере узконациональных интересов, а находились в постоянном контакте с культурой России, Востока и стран Западной Европы. Много украинцев училось в университетах Италии, Германии и Чехии. Вернувшись на Украину, они приносили с собой новые, гуманистические идеи. Выходцы из Западной Европы, которых привлекала бурная эпоха освободительной войны, приехав на Украину, оставались тут навсегда, внося свой вклад в украинскую культуру. Такими были Иннокентий Гизель, архимандрит Печерского монастыря в Киеве, Адам Зерникау, советник и приближенный Лазаря Барановича. Он-то, вероятно, и порекомендовал Барановичу архитектора Иогана Баптиста — «мастера з Вильня», — воспитанного на западно-европейской архитектуре. Баптист соорудил в Черниговском монастыре собор, а затем был приглашен гетманом Самойловичем для работ в Мгаре, где вместе с Мартином Томашевским построил Преображенский храм. Архитектурный образ Троицкого собора оказал известное влияние на архитектуру трехнефных храмов конца XVII — первой половины XVIII в.
Большие работы в Троицком монастыре велись в середине XVIII в., когда были возведены кирпичные крепостные стены с угловыми башнями. В начале XVIII в. татаро-турецкая опасность была ликвидирована и поэтому оборонительные черты в архитектуре этих стен уже полностью исчезают: башни носят не военный, а, скорее, градостроительный характер, служат цели отграничения и выделения из окружения ансамбля монастырских зданий, его пространственной организации. Ввиду этого главный акцент переносится на вертикаль колокольни. Въезд становится как бы триумфальными воротами с надвратной колокольней. Ее архитектура призвана поразить воображение входящего в монастырь. Сложного плана колокольня, с вогнутыми гранями и выступающими углами, имеет четыре яруса, убывающие по высоте, что зрительно увеличивает высоту здания. Грани выступов украшены с трех сторон спаренными колоннами, в вогнутых частях ось симметрии подчеркнута пятнами темных проемов. Благодаря последним все ярусы, кроме первого, кажутся достаточно легкими. Первый массивен, он не имеет колонн, а тонкая профилировка тяг, карнизов, наличников и гирлянд трилистников на торцах зрительно еще более усиливает впечатление прочности и мощи. Его срезанные углы имеют выступы (конструктивно скрытые контрфорсы), которые решены в виде волют. Подобный инженерный прием впервые был применен Иваном Зарудным в построенной им Меншиковой башне в Москве. Спаренные колонны трех верхних ярусов, поставленные под углом, создают в ракурсе выразительную пластическую игру объемов. Глаз все время сопоставляет изящные колонны и толщу стен, стройные линии колонн с криволинейными очертаниями фриза над окнами, горизонтальные членения с вертикальными линиями, которые в игре бегут вверх и влекут взор ввысь.
Проще и скромнее архитектура крепостных башен. Все они восьмигранные, двухъярусные, завершены куполами с фонариками. Грани башен оформлены спаренными пилястрами, а узкие простенки между ними — плоскими прямоугольными нишами. Нижний ярус одной из них заметно шире верхнего, переход к которому сделан плавным, благодаря чему грани верхнего яруса сначала как бы вогнуты внутрь, а затем выпрямляются. Карниз, членящий башню, несложный, но зато венчающий, — небольшого выноса, очень развит в высоту и имеет многократную профилировку. Сочная пластика пилястр, ниш и карнизов гармонично дополняет мягкий живописный объем башни, которая завершается барочной баней красивого рисунка.
Дом игумена и кельи не имеют особых художественных достоинств. Они играют в ансамбле второстепенную роль.
Хотя архитектурный облик Троицкого монастыря складывался долгое время, для него характерны законченность, цельность и гармония с окружающим пространством, с ландшафтом, Его главный храм поставлен именно там, где нужно, на самой высокой точке придеснянских высот, и, видный буквально отовсюду, придает облику Чернигова неповторимое своеобразие и красоту.
Необходимо сказать, что в XVIII в. Троицкий монастырь превратился в огромное феодальное хозяйство. Из описи имущества известно, что в это время монастырь имел 9 тыс. крестьян, 16 озер, 30 мельниц, четыре гуты, две рудни, две «папирни», 14 винокурен, одну броварню, одну сукновальню, два солодовых завода, три тартака (лесопилки). Понятно, что при такой экономической базе монастырю были под силу не только громадное строительство, но и организация большой типографии.
Перенесенная в 1680 г. в Чернигов из Новгорода-Северского, типография здесь расширяется и совершенствуется, превращаясь в крупный художественный и культурный центр. О ее роли как очага культуры для всей Левобережной Украины говорит хотя бы такой факт, как создание библиотеки, в которой, по реестру 1776 г., было 11 304 книги на огромную по тому времени сумму — 46 804 рубля 65 копеек. Для работы над изданиями черниговской типографии привлекаются не только крупнейшие художники Львова — Николай Зубрицкий, Киева — Федор, А. Козачковский и другие. Здесь воспитываются и свои черниговские мастера. В их числе — Н. Фигурский, М. Чернявский, М. Синицкий, С. Адамант, М. Поддубный, И. Зорицкий, И. Крачковский, М. Стрельбицкий, Д. Таляревский и другие.
Григорий Никонович Логвин «Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль».